Идеи

Brexit: последствия для польских аграриев

День выхода Великобритании из ЕС, Лондон. Источник: PinPep / Forum

День выхода Великобритании из ЕС, Лондон. Источник: PinPep / Forum

Для Польши Британия — один из основных экспортных рынков. Евросоюз для Британии — главный поставщик овощей и фруктов. Как будут развиваться торговые отношения между островами и континентом после брекзита? Выясняем его возможные последствия.

31 января 2020 года — почти через четыре года после референдума о брекзите — Великобритания официально вышла из Европейского Союза. Времени на переговоры о новых экономических отношениях остается немного. По-прежнему под большим вопросом возможность торговли продовольствием на привычном уровне. Если сбудутся самые мрачные прогнозы, производителям продуктов питания придется столкнуться с такой проблемой, как рост экономических и логистических затрат, связанных с пошлинами, контролем и сертификацией. Польские производители надеются, что здравый смысл победит и формальные преграды не нарушат торговый обмен между Польшей и Великобританией.

Для польских производителей продуктов Великобритания — второй по величине экспортный рынок (130 тыс. тонн экспорта по данным за 2018 год). Больше двух третей овощей и фруктов, потребляемых на Британских островах, происходит из Евросоюза (около 3,2 млн тонн), либо из третьих стран (2,7 млн тонн) — это, главным образом, тропические и внесезонные продукты. В самой Великобритании производство составляет около 2,5 млн тонн.

«Мы годами пользовались свободным доступом на рынок Великобритании. В особенности производители и экспортеры голубики, ведь ее мы продаем туда в больших объемах. Это крупнейший в мире импортер наших ягод. В прошлом году экспорт голубики в Великобританию достиг почти 5 тыс. тонн, что составило около 40 % всего нашего экспорта. У нас нет сомнений, что введение новых пошлин в торговле с Великобританией приведет к снижению нашей конкурентоспособности. Некоторые сравнивают брекзит для голубики с российским эмбарго на яблоки. Определенно, выход Великобритании из ЕС означает ограничение рынка сбыта польских фруктов», — отмечает Мирослав Малишевский, председатель Союза садоводов Польши.

По объемам экспорта овощей и фруктов в Британию Польшу опережают лишь Беларусь и Германия (291 тыс. и 250 тыс. тонн экспорта соответственно). И хотя для садоводов это не главный рынок сбыта, в 2018 году Польша экспортировала в Великобританию более 11 600 тонн яблок стоимостью около 30 млн злотых.

«С 2014 года в Польше мы видим сильную тенденцию к росту по сравнению с другими странами, поставляющими в Англию яблоки, — на 33 %. Мы также поставляем в Великобританию грибы (54 тыс. тонн) и лук (38 тыс. тонн). В 2018 году они стали самыми экспортируемыми в Англию польскими товарами. Британия закупает у Польши и другие ягоды, например, малину, клубнику и черную смородину. В этом году экспортировано 13,9 тыс. тонн свежей голубики, клюквы, что составило около 31 % всего польского экспорта этих ягод. Великобритания также один из крупнейших потребителей польского концентрата яблочного сока», — перечисляет Паулина Копеч, генеральный секретарь объединения «Фруктовый союз» (Unia Owocowa).

Нет никакой гарантии, что ЕС, а, следовательно, и Польша, до конца 2020 года заключит с Великобританией договор о свободной торговле. Таким образом, польские фрукты, экспортируемые в Англию, подпадут под новые британские пошлины.

«Это ухудшило бы нашу конкурентоспособность на британском рынке и уравняло бы коммерческие позиции Польши с поставщиками из-за пределов Европейского Союза. Ситуация может усугубиться в случае, если Великобритания согласует договор о свободной торговле с другими поставщиками раньше, чем с Евросоюзом. Сейчас Соединенное Королевство стремится сохранить выгоды, которые предполагает договор о свободной торговле с ЕС, "копируя" соответствующие положения в двусторонние соглашения с другими странами», — поясняет Аркадиуш Гаик, председатель объединения «Фруктовый союз».

По мнению экспертов, в худшем случае рост пошлин и прочих расходов, связанных с экспортом сельскохозяйственно-продовольственных товаров, может достигнуть порядка 28 %. После брекзита часть продуктов растительного происхождения, импортируемых из Польши, снова будет подлежать фитосанитарному контролю. Сегодня трудно сказать, окажутся ли эффективными процедуры контроля на границе и достаточно ли будет средств, выделенных на оплату труда соответствующих сотрудников и инфраструктуру. Великобритания также заявляет, что будет принимать экологические продукты из Европейского Союза без сертификата контроля (COI) только до 1 января 2021 года.

Поскольку фрукты и овощи, попадающие в Великобританию, предполагается экспортировать в третьи страны, польским операторам, занимающимся продажами, в основном, в пределах страны либо на едином рынке ЕС, вероятно, придется овладеть новыми административными и торговыми навыками, необходимыми для прохождения таможенных процедур.

Проблемой может стать и маркировка продуктов. На всех расфасованных продуктах питания, а также картонных упаковках, продаваемых в Великобритании, должен указываться адрес производителя внутри страны либо импортера. Переходный период для правильной маркировки продуктов составляет 21 месяц. В Великобритании будет также введена новая система логотипов для обозначения качества продуктов, поскольку нельзя будет использовать знаки качества Европейского Союза.

Уже сейчас представители польских фирм подчеркивают, что это повлечет за собой рост бюрократии и расходов на обслуживание экспортной документации. Экспортерам придется также предоставлять импортеру в Великобритании копии фитосанитарных свидетельств и прочих документов, причем делать это заранее, так как импортер должен будет уведомить о поставке организацию, занимающуюся фитосанитарным контролем (DEFRA), прежде чем товары попадут в страну. Каждому поставщику, экспортирующему продукцию в Великобританию, потребуется оформить номер EORI (Система регистрации и идентификации предпринимателей Европейского союза). Обязательным также станет заполнение таможенных деклараций в специальной электронной системе. В случае невыполнения данного условия, придется составлять приложения к каждому договору, заключенному в цепочке поставок, чтобы добавить этот номер.

Великобритания обещает приложить все усилия, чтобы минимизировать осложнения в торговле со странами ЕС после брекзита, но ожидает аналогичных шагов от Европейского Союза по отношению к собственному экспорту. В условиях торгового обмена должно сохраняться равновесие, иначе экспорт может стать затруднительным.

Страны Евросоюза ежегодно экспортируют в Великобританию продовольственные товары на сумму 44 млрд евро. В Россию до введения эмбарго Европейский союз экспортировал продуктов питания на сумму 11 млрд евро. Некоторые продуктовые компании до сих пор ощущают последствия приостановки торговли с Россией. Так что трудно себе представить ситуацию на европейском рынке продовольствия, если брекзит хотя бы частично ограничит экспорт.

Перевод Владимира Окуня

20 февраля 2020