Польские короли изображали орла на своих гербах еще тысячу лет назад , однако почему древние правители выбрали именно этот символ, точно не известно.
По одной из легенд , славянские народы происходят от трех братьев — Леха, Чеха и Руса. Лех дал начало первым племенам полян, от которых пошли поляки. В латиноязычной «Великопольской хронике», написанной в конце XIII — начале XIV века, есть любопытная легенда: когда Лех прибыл на земли неподалеку от современной Познани, он увидел большое гнездо с белым орлом и птенцами. Птица вдруг поднялась в воздух и расправила крылья — в тот момент как раз заходило солнце и горизонт залило красное зарево. Лех был настолько поражен зрелищем, что решил основать здесь город. Так появилось Гнезно (название города происходит от слова «гнездо»), вокруг которого стали объединяться в древнепольское государство славянские племена. Поэтому Гнезно считается первой столицей Польши.
По другой версии , орел на польском гербе заимствован из символики Римской империи. Римские легионеры еще в III веке до нашей эры шли в бой под знаком орла: его металлическую или деревянную фигуру несли на высоком жезле перед войском. Потеря орла приравнивалась к поражению, поэтому легионеры часто рисковали жизнью, чтобы заполучить назад фигуру, символизировавшую единство и мощь.
Но вернемся к польской истории. Впервые орла на своей монете изобразил Болеслав Храбрый — первый польский король , происходивший из династии Пястов. Этот денарий, датированный 992–997 годами, сегодня можно увидеть в музее Центрального Поморья в Слупске и... на обороте 20-злотовой банкноты. Правда, многие ученые до сих пор спорят, кто изображен на монете: орел, павлин или другая птица. В XII веке герб с орлом на своих щитах и печатях уже использовали силезские и мазовецкие князья династии Пястов.
В период феодальной раздробленности польские удельные земли тяготели к объединению с Краковской землей , на гербе которой красовался коронованный орел. И потому именно этот символ в 1295 году, во время правления Пшемысла II, официально стал гербом объединенного Королевства Польского.
Правда , птица на нем выглядела несколько иначе: золотыми были не только когти, а лапы целиком, голова приподнята, крылья меньшего размера.
15 июля 1410 года польские бело-красные флаги появились на поле боя под Грюнвальдом.
И было большое знамя , и на нем искусно вышитый белый орел с распростертыми крыльями, раскрытым клювом и короной на голове — как герб и знак всего Королевства Польского.
С XIII по XVIII век большинство польских королей и князей изображали орла на своих флагах , печатях, монетах (правда, на гербах Сигизмунда Вазы и Яна Казимира рядом с орлом красовался лев — символ династии Ваза). На щите герба Мазовецкого княжества кроме орла был дракон на бело-красном фоне, а на гербе Речи Посполитой (объединенного польско-литовского государства: Польского королевства и Великого княжества Литовского) присутствовало четыре рисунка: два белых орла с короной и два рыцаря (герб Литвы). Или герб с польским орлом, литовской «Погоней», львом Червонной Руси, черным орлом Королевской Пруссии и архангелом Михаилом как символом Киевской земли.
В период разделов Речи Посполитой символ польского государства иногда запрещали , а иногда к нему добавляли узнаваемые элементы и цвета империй-захватчиц. Скажем, на гербах польских воеводств под властью Пруссии орла перекрасили в черный цвет. Однако после Венского конгресса, когда российские цари стали одновременно польскими королями, на царском гербе появился и польский орел. В этот 123-летний период, когда польского государства не существовало на карте мира, многие поляки собирали старые монеты с польским орлом — чтобы не только иметь у себя дома символ польской свободы, но и передавать его детям и внукам.
В 1916 году Австро-Венгерская и Германская империи создали Королевство Польское , Королевство Польское только формально было независимым, оставаясь под фактическим контролем захватчиков. Его восстановили с целью получения поддержки поляков и формирования польской армии, которая бы воевала на стороне Центральных держав. в котором снова начали выпускать польские деньги с изображением орла в короне на щите. Через несколько лет коронованный орел стал государственным гербом полностью независимой Второй Речи Посполитой.
В 1927 году герб видоизменили по проекту Зыгмунта Каминьского: художник нарисовал орла по образцу того , который красовался на флагах и печатях короля Стефана Батория. И именно это изображение лежит в основе современного дизайна польского герба.
В период Второй мировой войны и немецкой оккупации польские национальные символы снова оказались под строжайшим запретом. Как знак польского народа орел официально «вернулся» уже в Польской Народной Республике , однако с него «сняли» корону — коммунистические власти раздражало все, что могло ассоциироваться с монархической традицией, и они решили приблизить орла к народу.
Сейчас на польском гербе мы видим белого орла с золотыми когтями и короной на красном фоне. Но стоит помнить , что в геральдике белый цвет обозначает серебро, поэтому целесообразно считывать польский государственный символ так: серебряный орел с золотой короной и золотыми когтями на красном щите.
Флаг бело-красный или все-таки серебряно-малиновый?
Мы привыкли определять колористику польского флага как бело-красную , и так указано в польской Конституции. Однако в законе о гербе, национальных цветах и гимне цвета национального флага описаны точнее: серебряно-белый и малиновый. На протяжении веков оттенки белого и красного цветов на польском флаге менялись. Вместо красного встречался темно-оранжевый или багровый. Однако именно красная и белая гамма оттенков всегда была символична для поляков.
В целом пурпурный цвет испокон веков везде считался королевским. В древности было крайне трудно и дорого получить красный цвет. Красным красителем служили , например, перетертые личинки насекомых-червецов. Потому этот редкий в те времена цвет стал символизировать богатство, благородное происхождение и статус. Уже во время коронации Пшемысла II в конце XIII века был поднят именно красный флаг с серебряным орлом в золотой короне , с золотыми лапами. Впоследствии на знаменах появились полоски: две красные и белая посередине.
О том , что белый и красный цвета стали национальными символами, свидетельствовали массовые манифестации во время принятия Конституции 3 мая 1791 года: тогда польки вышли в белых платьях с красными поясами , а мужчины — с бело-красными перевязями.
Во время разделов Польши бело-красный флаг как символ независимости находился под запретом и официально вернулся в польские дома и учреждения уже в независимой Второй Речи Посполитой.
В период немецкой оккупации , в частности во время Варшавского восстания , бело-красные цвета играли не только символическую, но и практическую роль: повстанцы и другие варшавяне носили на руке бело-красные повязки: так их издалека можно было легко отличить от врага.
В первые дни восстания поляки захватили 17-этажный небоскреб Prudential — самый высокий в тогдашней Польше и один из самых высоких в Европе. Сегодня это перестроенное здание гостиницы «Варшава» на площади Варшавских повстанцев. Когда повстанцы искали в доме немцев , они наткнулись на итальянскую пару, проживавшую в одной из квартир: те размахивали итальянским флагом, демонстрируя, что не имеют ничего общего с оккупантами. Повстанцы оторвали от флага зеленую полосу и вывесили этот импровизированный польский флаг на самой верхушке небоскреба (впоследствии его заменили на более красивый и большой). Польские бело-красные цвета на самом высоком варшавском здании, заметные издалека, подбадривали повстанцев и вселяли надежду на победу.
День флага в современной Польше отмечают накануне Дня конституции , то есть 2 мая. По одной из версий, 2 мая сделали праздником, потому что вывешенные на 1 мая (День труда) флаги не снимали в ожидании праздника 3 мая. По другой — потому что именно 2 мая 1945 года в захваченном Берлине солдаты 1-й пехотной дивизии имени Тадеуша Костюшко вывесили польский флаг на Колонне победы и , предположительно, на Рейхстаге.
С 2004 года закон позволяет полякам вывешивать флаг на своих домах не только на праздники. До той поры бело-красные флаги в рабочие дни могли развеваться только на государственных учреждениях. Если кто-то из поляков вывешивал государственный флаг на своем доме в обычный день — он нарушал закон и мог быть оштрафован за проявление неподобающего отношения к государственному символу.
Существует две разновидности польского флага. Первая — просто бело-красный , то есть flaga. Второй — бело-красный с орлом на верхней полосе, bandera. Его вывешивают в дипломатических учреждениях и аэропортах за пределами Польши.
Марш , марш Домбровский… или Пилсудский?
Польский гимн , которому сейчас уже более 200 лет, считается одним из старейших в мире. В 1797-м его написал Юзеф Руфин Выбицкий — писатель, политик и военный, участник восстания под предводительством Костюшко. Создавая стихотворный текст, призванный поднимать боевой дух, Юзеф Выбицкий и не подозревал, что тот станет гимном. Сначала это была просто «Песня польских легионов в Италии», которую еще называли «Мазуркой Домбровского». Но она так полюбилась полякам, что ее передавали из уст в уста несмотря на то, что в разделенной Польше за ее исполнение захватническая власть сажала в тюрьму.
Следует понимать исторический контекст , в котором появился польский гимн. Тогда Польши, разделенной между тремя империями, не существовало как отдельного государства. Многие военные эмигрировали в западные страны, в частности в Италию, где в 1796 году генерал Ян Генрик Домбровский сформировал из них два отдельных польских легиона для борьбы на стороне революционной Франции. Многие поляки надеялись, что поддержка Наполеона поможет им восстановить независимое польское государство. Эти надежды в определенной степени оправдались: в 1807 году под протекторатом Наполеона было создано Великое Герцогство Варшавское — автономное польское государство, которое хоть и не было полностью независимым, однако возродило польское самоуправление.
Вислу перейдем и Варту ,
Польшу возродим!
Нам примером Бонапарт!
Знаем: победим! Здесь и далее перевод Владимира Кулакова
Хотя новообразованные польские легионы воевали на стороне Франции , приказы в них отдавались на польском языке и их униформа максимально напоминала польскую. Поляки надеялись, что под предводительством Домбровского освободят Польшу и вернут независимость. Именно поэтому фигура генерала — едва ли не ключевая в тексте гимна и ее упоминание повторяется в припеве:
Марш , марш Домбровский!
Из Италии в Польшу!
С народом и страною,
Жить одной судьбою!
С течением лет и сменой исторических декораций Домбровского в гимне иногда заменяли другими деятелями: во время Ноябрьского восстания звучало имя предводителя повстанцев Яна Скшинецкого; во время Первой мировой — Юзефа Пилсудского; во время Второй мировой — генерала Сикорского , премьера правительства Речи Посполитой в эмиграции, который в 20-х годах ХХ века сыграл важную роль в войне с большевиками.
В гимне упоминается также Стефан Чарнецкий , с которого поляки должны брать пример: «Как тогда Чарнецкий в Познань , // Шведам дать отпор». Интересно , что эта фигура имеет прямое отношение к Украине: шляхтич из полонизированного украинского рода, блестящий воин Чарнецкий в середине ХVII века был каштеляном киевским, старостой каневским и ковельским, воеводой русского воеводства со столицей во Львове и польским коронным гетманом. Но больше всего он прославился в боях во время шведского нашествия на Польшу.
«Мазурка Домбровского» официально стала гимном Второй Речи Посполитой в 1927 году: тогда министр внутренних дел разослал всем воеводам текст и ноты. Кстати , о нотах. Свои слова Выбицкий положил на музыку народного польского танца — мазурки (отсюда и название «Мазурка Домбровского»). Но народной была только основа, а вот автор музыки до сих пор неизвестен. По одной из версий, им был легендарный польский композитор Михал Клеофас Огинский. После подавления Ноябрьского восстания мелодию «Мазурки Домбровского» использовал Рихард Вагнер при создании увертюры «Полония».
Польский гимн единственный в мире имеет собственный музей — в семейной усадьбе Юзефа Выбицкого в деревне Бендомин (Поморское воеводство).
Переводчик Полина Козеренко , редактор Ольга Чехова