«В школе была драка. Встали друг напротив друга и бросились в битву , как под Грюнвальдом» , — такое воспоминание о школьных временах я услышал буквально несколько дней назад. А однажды знакомый литовец, узнав, что я историк, сразу начал обсуждать Грюнвальдскую битву и то, как по-разному смотрят на эту победу в Польше и Литве. Для жителей наших двух стран, независимо от возраста, Грюнвальд — это одно из самых знаковых исторических событий.
15 июля 1410 между деревнями Грюнвальд и Стембарк на территории тогдашнего государства Тевтонского ордена (сейчас — Варминьско-Мазурского воеводства Польши) , произошло сражение между польско-литовскими и тевтонскими войсками. Силами Королевства Польского и Великого княжества Литовского руководили двоюродные братья — король Владислав Ягелло и великий князь Витовт (Витольд), а их противниками командовал великий магистр Ульрих фон Юнгинген. Битва завершилась победой польско-литовской стороны. Орден понес огромные потери, а среди павших сановников был сам великий магистр.
Долгое противостояние
Грюнвальд стал кульминационной точкой давно нараставшего конфликта. Тевтонский орден Официально — Орден братьев немецкого госпиталя Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме возник на Святой земле в 1190 , в эпоху Крестовых походов. Он был одним из нескольких средневековых рыцарских орденов, который не только боролся с неверными, но также вел религиозную деятельность и помогал больным. Принимали туда большей частью немецких рыцарей, которых — из-за черных крестов на плащах — прозвали крестоносцами.
В 1226 году польский князь Конрад Мазовецкий из династии Пястов призвал Тевтонский орден на Хелминскую землю для борьбы с языческой Пруссией. Через несколько десятилетий монахи-рыцари завоевали прусские земли и создали там собственное государство. А захватив в 1308 году Гданьское Поморье , открыли период конфликтов с Польшей.
На протяжении XIV века рыцари неоднократно совершали нападения и на Литву , стремясь захватить власть над Жемайтией. Таким образом, орденское государство стало общим врагом для Польши и Литвы, которые в 1386 году объединились под властью потомков литовского князя Гедимина.
И хотя в 1410 году под Грюнвальдом Тевтонский орден потерпел серьезное поражение , это не положило конец его могуществу. Ягелло и Витовту не удалось захватить резиденцию великих магистров в Мальборке, а завершивший войну мирный договор принес польско-литовской стороне лишь относительный успех. Власть ордена была сокрушена позже, только во время Тринадцатилетней войны (1454–1466). Тогда польская армия заняла Мальборк, королевство вернуло себе Гданьское Поморье и Хелминскую землю, а также захватило Вармию, а орденское государство, чья территория уменьшилась почти вдвое, признало сюзеренитет Польши. Получив доступ к Балтийскому морю, Польша расширила возможности торговли с Западной Европой — это заложило основы ее экономического успеха в конце XV и XVI веках.
Однако в ходе Тринадцатилетней войны не произошло ни одного зрелищного решающего сражения , и символом победы над тевтонскими рыцарями стал Грюнвальд. Важность этой победы признавалось уже в XV–XVIII веках, но наивысшее значение ей приписала идеология XIX и XX веков.
Память о сражении
В польско-литовской Речи Посполитой вплоть до ее разделовВ конце XVIII века территория государства была разделена между Россией, Пруссией и Австрией Грюнвальд считался одной из величайших побед в отечественной истории. В течение веков были созданы изображения битвы , которые и сейчас напоминают о том, какое ей тогда придавалось значение. Ярким примером может служить коллегиальная церковь в Опатуве — романский храм, где проходили сеймики, избирательные собрания местной шляхты.
Изображение Грюнвальдской битвой занимает там почетное место среди программных патриотических произведений эпохи позднего барокко. В Кракове до 1794 года устраивались ежегодные торжественные процессии в память о победе над неприятелем.
Национальные движения XIX века придали Грюнвальдской битве новый смысл. Польско-литовские войска , в которых были также отряды русинов и татар, стали считаться представителями польского или литовского народов, а тевтонских рыцарей отождествили с немцами.
Для литовцев Грюнвальд (ЖальгирисДословный перевод с немецкого на литовский названия «Грюнвальд» — «Зеленый лес») сделался одним из важнейших символов былой славы их родины , а победивший полководец, великий князь Витовт (Витаутас) — национальным героем. Для поляков же Грюнвальдская битва символизировала победу над Германией — в прусском разделе, на фоне усиливавшейся во второй половине XIX века германизации, это имело особое значение. В сознании поляков прочно запечатлелось монументальное полотно Яна Матейки (1878), изображающее, в частности, гибель великого магистра и победный жест великого князя Витовта.
Неслыханную популярность обрел и роман Генрика Сенкевича «Крестоносцы» (1900) , завершающийся описанием победы под Грюнвальдом. Пятисотлетие битвы отмечалось в 1910 году с большим воодушевлением; в австрийском разделе, пользовавшемся наибольшей автономией, установили множество памятников Грюнвальдской битве, в том числе и самый известный — в Кракове. В 1908 году писательница Мария Конопницкая в знаменитом стихотворении «Клятва» (после Первой мировой войны оно могло стать польским гимном), обращаясь к образам прошлого, проводила аналогии с польско-немецким конфликтом:
Всю кровь отдадим мы по капле из жил ,
Но Души спасем от врага,
О нас разобьется, как прах и как пыль
Тевтонская злая пурга.Перевод Виталия Карпова
Отождествлять тевтонцев с немцами было принято и в самой Германии. Несмотря на то , что герцогство Пруссия, в которой правил род Гогенцоллернов, возникло благодаря ликвидации государства Тевтонского ордена в 1525 году, происходивший из этой династии германский император Вильгельм II любил апеллировать к наследию Ордена и нередко появлялся на различных церемониях в облачении крестоносца. Сама же Грюнвальдская битва (в Германии ее называют битвой при Танненберге: это немецкое название деревни Стембарк) c точки зрения немецкого национализма стала серьезным поражением, запятнавшим честь непобедимых рыцарей. Вот почему во время Первой мировой войны победа германской армии над российской в 1915 году при Мазурских озерах была названа второй Танненбергской битвой: она воспринималась как возмездие за поражение пятисотлетней давности, и не важно, что на сей раз противником вместо Польши и Литвы была Россия.
В межвоенный период именно в Танненберге воздвигли гигантский памятник-мавзолей , где в 1934 году был похоронен маршал Пауль фон Гинденбург, командовавший немецкой армией в битве 1915 года и ставший впоследствии президентом страны. В конце Второй мировой войны мемориал был взорван немцами, а после ее окончания — снесен.
В межвоенный период независимые Польша и Литва конкурировали за то , кто именно выиграл битву 1410 года.
В польских школах детей учили , что король Ягелло, будучи дальновидным стратегом, руководил сражением с позиции, расположенной на холме, а победа была достигнута, несмотря на бегство литовского войска. В то же время в Литве доминировала версия, что битву выиграли литовцы под командованием Витовта, а Ягелло трусливо прятался в тылу войска.
После Второй мировой войны Грюнвальд стал очень удобен для националистической и антигерманской риторики польского коммунистического правительства. «Тевтонский рыцарь» сделался едва ли не синонимом «нациста» , а триумф 1410 года — предвестием победы над Германией в 1945 году.
«Крестоносцы» Сенкевича были первой книгой , изданной в Польше после войны. В 1960 году роман экранизировали: при создании фильма были задействованы государственные власти, а высокий бюджет позволил снять батальные сцены с огромным размахом, с участием 10 000 статистов. В честь битвы была названа и действовавшая в 80-х годах проправительственная националистическая организация — Патриотическое объединение «Грюнвальд». Ее деятельность высмеял знаменитый режиссер Станислав Барея в культовом сериале «Альтерантивы-4». В одной из серий показана квартира активиста «Грюнвальда» , где можно увидеть плакаты с изображением «Векового союза поляков» — средневекового рыцаря с современным рабочим.
Важно было и то , что после Второй мировой войны само место битвы после долгого перерыва оказалось на территории Польши. На Грюнвальдском поле начали проводиться обширные археологические изыскания , а в противовес разрушенному немецкому монументу возвели новый, польский памятник битве; по всей стране множились названные в честь нее улицы и микрорайоны. На Грюнвальдском поле устраивались выездные лагеря для школьников, а с 1960 года Союз польских харцеров отмечал годовщину битвы Грюнвальдскими слетами.
В советской Литве , несмотря на нежелательные в СССР национальные коннотации, Жальгирис функционировал в качестве важного символа — как определенная уступка литовской исторической традиции. Но по сути возрождение интереса к битве произошло уже после восстановления независимости Литвы. Название «Жальгирис» хорошо известно баскетбольным болельщикам благодаря знаменитой каунасской команде, возникшей в 1944 году (впрочем, это лишь самый известный из множества одноименных спортивных клубов в стране). У любителей алкоголя слово «Жальгирис» ассоциируется с производящимся с 1971 года 75-процентным медовым ликером; так же назывались и литовские эксклюзивные конфеты. А улицы Жальгирио гатве (Žalgirio gatvė) так же популярны в Литве, как и Грюнвальдские в Польше.
От символа к истории
В последние годы в отношении к битве можно заметить существенные изменения. Поутихли эмоции , все меньше подпитываемые государственной пропагандой. Все чаще говорится о совместном польско-литовском вкладе в победу, отмечается и участие отрядов другой национальности (русины, татары, чешские добровольцы). Для современной Германии, последовательно отвергающей милитаристские традиции, обе битвы под Танненбергом сегодня уже не имеют особого значения.
При этом отношение к немцам и тевтонским рыцарям меняется и в Польше: многие исследователи и краеведы обращают внимание на цивилизационные достижения крестоносцев на землях Пруссии и Поморья.
Символом нового времени стало участие в праздновании шестисотлетия битвы в 2010 года великого магистра Тевтонского ордена Бруно Платтера (ведь орден в Западной Европе до сих пор существует: теперь он занимается пастырской деятельностью , образованием и охраной здоровья).
Присутствие главы ордена в месте сражения свидетельствует о снижении значимости того , что прежде разделяло. Ежегодная реконструкция битвы, которая проводится начиная с 1998 года, — это уже не пропагандистское мероприятие, а большой летний праздник для любителей истории и туристов.
Для большинства людей в мире название «Грюнвальд» не говорит ни о чем. О битве начала XV века мало кто знает за пределами Центральной Европы , но в двух странах, Польше и Литве, она остается одним из величайших национальных символов и знаковых дат: о сражении слышали все, и почти каждый знает, в каком году оно произошло. И хотя сегодня Грюнвальд не занимает центрального места в государственной пропаганде, националистическое отношение к битве не исчезло. Совместная польско-литовская победа более чем шестисотлетней давности по-прежнему способна как объединять, так и разделять.
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян