Пианист , композитор, политик, общественный деятель... Однако прежде всего Игнаций Ян Падеревский — это человек, который любил свою родину. Его называли отцом польской независимости и крупнейшим представителем страны на международной арене. О лучшем защитнике для себя Польша не могла и мечтать.
Как все начиналось
Родился он 6 ноября (18 ноября по Григорианскому календарю) 1860 года в деревне Куриловка на Подолье , в тогдашнем российском разделе Польши. Семья была небогатой , зато восходила к старинному шляхетскому роду, происходившеему из местности Падарево в Дрогичинской земли (Подлясье). Фамильный герб Падаревских («Елита») указывает на то, что они, вероятнее всего, находились в дальнем родстве со знаменитым родом Замойских.
Мать Игнация умерла , когда он был еще младенцем, а отца через несколько лет арестовали российские власти за помощь Январскому восстанию — год он просидел в тюрьме в Киеве. Но, к счастью, после этого Падеревский-старший вернулся и смог позаботиться об образовании сына, в том числе и музыкальном. Вскоре преподаватели заметили, что он играет на фортепиано лучше других учеников, поэтому в возрасте 12 лет мальчика отправили в Варшаву, где он приступил к занятиям в Варшавском музыкальном институте. После окончания учебы ему разрешили остаться в институте и преподавать там. Однако на этом его образование не закончилось.
В возрасте 22 лет молодой человек отправился изучать композиторское искусство в Берлин , а два года спустя в Закопане , где собиралась польская высшая артистократия и научная элита. Там он познакомился с Хеленой Моджеевской — всемирно известной в те годы драматической актрисой. Их совместный концерт в краковском отеле «Саксонский» принес настолько большой доход, что Падеревский смог осуществить свою мечту: поехать в Вену и учиться фортепианной музыке у знаменитого Теодора Лешетицкого. Он провел у него четыре года, упорно работая над техникой игры и одновременно концертируя по всей Европе. После выступления в Париже в марте 1888 года его окрестили «вторым Шопеном».
Я сделал себе имя , даже весьма громкое, в Париже, Брюсселе, Праге, Вене, ну и немного в Германии; мои долги несколько уменьшились, и, наконец, что меня радует более всего, я написал лучшее из всех моих прежних произведений, а именно — концерт для фортепиано с оркестром.
Известность Падеревского росла: он играл у князей Радзивиллов , познакомился с испанской и английской принцессами, миром аристократии, политики, дипломатии. Он покорил всю Европу. Теперь пришло время Америки. В одном только Нью-Йорке он дал 32 концерта, благодаря чему получил широкую аудиторию и хороший заработок. Пианист устанавливал контакты с польской эмиграцией в США и вошел в тамошние политические круги, однако об активной политической деятельности тогда еще не думал. Он продолжал гастролировать — в Австралии, Новой Зеландии, Южной Америке, не отказываясь и от выступлений в Европе.
Личная жизнь Падеревского сперва складывалась трагически: Антонина Корсакувна , на которой он женился в возрасте 20 лет, умерла менее чем год спустя, сразу после рождения их сына Альфреда. Сам мальчик всю жизнь страдал параличом и тоже умер молодым. Лишь в 1899 году Падеревский снова вступил в брак и поселился с женой, Хеленой Гурской, на вилле Рион-Боссон неподалеку от города Морж в Швейцарии.
Время заниматься политикой
Говорят , что Падеревский стал политиком, увидев потенциал, который давала его слава. Началом его общественной и политической деятельности считается 1910 год, когда музыкант произнес речь в Кракове — это было на открытии монумента Грюнвальдской битвы , воздвигнутого на его средства, с посвящением «Предкам к славе, братьям к поощрению». В том же году, во Львове, во время празднования юбилея Шопена , он произнес знаменитую речь:
В Шопене есть всё , что нам возбранялось: красочные кунтуши, покрытые золотом пояса, траурные венгерки, краковские конфедератки и шляхетский звон наших сабель, отблески крестьянских кос, стон израненной груди, бунт скованного духа, кладбищенские кресты, придорожные сельские часовенки, молитвы беспокойных сердец, боль неволи, тоска о свободе, проклятье тиранам и радостная песнь победы.
Однако всерьез Падеревский занялся политикой , когда вспыхнула Первая мировая война. Он участвовал в деятельности Генерального комитета помощи жертвам войны в Польше, основанного в 1915 году Генриком Сенкевичем. В том же году музыкант уехал из Швейцарии и через Францию и Великобританию добрался до США , где начал поддерживать инициативы в пользу независимости Польши.
Мысль о Польше великой и сильной , свободной и независимой была и остается смыслом моего существования, осуществление ее было и остается единственной целью моей жизни.
Благодаря знакомствам Падеревского ему в 1917 году удалось встретиться с президентом США Томасом Вудро Вильсоном. А 8 января 1918 года тот в своем послании о мире признал вопрос о независимости Польши одним из 14 условий будущего мира в Европе.
Должно быть создано независимое Польское государство , которое должно включать в себя все территории с неоспоримо польским населением, которому должен быть обеспечен свободный и надежный доступ к морю, а политическая и экономическая независимость которого, равно как и территориальная целостность, должны быть гарантированы международным договором.
В декабре 1918 года на борту британского крейсера «Конкорд» Падеревский прибыл в Гданьск. На следующий день он добрался до Познани. Его визит вызвал в городе большую патриотическую манифестацию , приведшую к началу Великопольского восстания против немцев — и в этот раз поляки победили.
Падеревский поддержал Национально-демократическую партию Романа Дмовского , но, веря в примирение поляков, говорил при этом, что «партия должна быть одна — Польша , и ей одной я буду служить до смерти». 25 января 1919 года он в качестве председателя Совета министров провел первое заседание своего кабинета , в котором выполнял также функции министра иностранных дел. 28 июня 1919 года Падеревский поставил подпись под Версальским договором — соглашением о мире с Германией, которое стало важнейшим из документов об окончании Первой мировой войны. Одним из решений Версальского договора была передача Польше большей части земель прусского раздела, а также проведение плебисцитов в Вармии, Мазурах и Верхней Силезии.
Однако в связи со все более резкими нападками оппозиции Падеревский в конце концов объявил об отставке кабинета и в начале 1920 года навсегда покинул Польшу. Тогда он якобы сказал , что «несчастьем возрожденной Польши стало то , что при рождении у ее колыбели стояли два безумца, Пилсудский и Дмовский».
Это еще не конец
Из Варшавы Падеревский вернулся в Швейцарию , вновь отправившись в концертные турне, но решил также поддерживать развитие карьеры молодых польских музыкантов. На его вилле проходили мастер-классы пианистов, готовившихся к участию в Шопеновских конкурсах в Варшаве — многие из них впоследствии добились больших успехов. В 1937 году он, совместно с Людвиком Бронарским и Юзефом Турчинским, делегатами варшавского Общества им. Фридерика Шопена, начал работу над изданием полного собрания произведений композитора. В это же время Падеревский также снялся в фильме «Лунная соната».
В 1936 году в вилле Игнация Падеревского в Морже было создано объединение польских политиков , выступавших против проводившейся в Польше политики санации. Санация (т.е. «оздоровление») — политический курс Юзефа Пилсудского, провозглашенный после переворота 1926 года и ознаменовавший переход от демократии к авторитаризму. Среди его участников , помимо самого Падеревского, были деятели, связанные Национально-демократической партией и христианско-демократическими силами, такие как генерал Юзеф Халлер, генерал Владислав Сикорский и Кароль Попель. Эту оппозиционную группу, стремившуюся к отстранению от власти санационных сил, называли по месту подписания документа Фронтом Морж.
Когда в 1939 году вспыхнула Вторая мировая война , Падеревский, бывший уже в преклонном возрасте, вновь не остался в стороне. Он посылал письма политикам, выступал с обращениями по радио, а в январе 1940 года произнес речь на инаугурационном заседании Национального Совета Польской Республики в эмиграции, где в очередной раз выразил веру в то, что польский народ выживет.
Не погибнет Польша , страдающие наши братья, не погибнет, но будет жить вовеки веков в силе и славе ради Вас, ради нас и ради всего человечества.
В сентябре 1940 года Падеревский уехал в США , и в речи, произнесенной по радио перед самым отъездом из Швейцарии, он снова говорил о Польше.
Я посвятил жизнь своей Отчизне. Я служил ей всем сердцем и всеми своими силами , а вы знаете, как она теперь несчастна и как страдает. Это она призвала меня на службу. В таких обстоятельствах не важен ни возраст, ни состояние здоровья, ни риск трудного и долгого путешествия.
В Соединенных Штатах великий музыкант снова использовал любую возможность для того , чтобы обращаться ко всему миру с просьбами о помощи Польше. Он делал это, пока мог. В последний раз Падеревский произнес речь 22 июня 1941 года. Через неделю он умер в результате воспаления легких.
Похороны с высшими военными почестями состоялись на Национальном кладбище в Арлингтоне. Однако там он упокоился лишь временно. Согласно завещанию Падеревского , в Польшу были перевезены не только все памятные предметы с виллы Рион-Боссон, но и останки артиста — это стало возможным только в 1992 году. Их захоронили в крипте собора св. Яна в Варшаве.
Перевод Владимира Окуня