После выборов 13 октября в Польшу вернулась политика. Парадокс: правящая партия «Право и справедливость» (Prawo i Sprawedliwość) одержала победу беспрецедентного масштаба, но ее поле для маневра в новом парламенте будет ограничено сильнее, чем до сих пор.
За ПиС проголосовало 43,6% избирателей, то есть больше 8 миллионов человек. С момента первых полностью свободных выборов после падения власти коммунистов (1991 год) никто и никогда в Польше не получал такой поддержки на парламентских выборах — ни в процентном отношении, ни в абсолютных цифрах. Второй раз подряд ПиС получила в Сейме самостоятельное большинство: до этого выборы дважды (2007 и 2011) выигрывала «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska), но она на оба срока вынуждена была искать партнера для коалиции.
Правящая партия победила в 15 из 16 воеводств, уступив «Гражданской коалиции» (Koalicja Obywatelska) только в Поморском (регион со столицей в Гданьске). Карта итогов выборов выглядит впечатляюще: синий цвет, обозначающий победу ПиС, доминирует везде, кроме некоторых больших городов и их окрестностей, а также отдельных гмин (низшая административная единица — прим.ред.) в разных частях страны.
Но, несмотря на это, в речи лидера партии Ярослава Качиньского, с которой он обратился к соратникам после объявления результатов экзитпола, не было триумфа. Прежде всего потому, что, хотя результат партии в сравнении с 2015 годом вырос на целых восемь процентов, это не отразилось на количестве мандатов в Сейме. В 2019 году ПиС получила в нижней палате парламента ровно столько же, сколько в 2015: 235 мест из 460. Большинство, конечно, есть, но рассчитывали на большее.
В чем же причина? Формула Д'Ондта, используемая в Польше для перевода голосов в мандаты, дает значительное преимущество победителям в том случае, если значительная часть избирателей не получила представительства в парламенте. Так и случилось четыре года назад: тогда двум спискам — коалиции «Объединенных левых» (Zjednoczona Lewica) и правой партии KORWiN — не хватило небольшого количества голосов, чтобы преодолеть избирательный барьер (5% для партий и 8% для коалиций); левая «Партия Вместе» (Partia Razem) также получила заметный процент голосов, но не прошла в Сейм.
На этот раз барьер преодолели все общепольские списки. В Сейм также снова попал список «Немецкого меньшинства» — кандидаты от национальных объединений попадают в Сейм вне зависимости от процента голосов. За политические силы, которые не будут представлены в парламенте, проголосовало суммарно около 0,9 % поляков. Если бы в Сейм не прошла хотя бы национал-либертарианская «Конфедерация» (коалиция, где ведущую роль играет упомянутая выше партия KORWiN) — а большинство прогнозов говорило о том, что шансов у нее нет — то ПиС получила бы намного более внушительное большинство.
С созданием коалиции в парламенте у ПиС также будут сложности. В предыдущем созыве она могла рассчитывать на поддержку части депутатов от движения Кукиз’15. На сей раз оно не участвовало в выборах самостоятельно, а несколько его кандидатов попали в Сейм по списку оппозиционной Польской крестьянской партии (Polskie Stronnictwo Ludowe). Другой неприятный сюрприз для власти: «Согласие» (Porozumienie) и «Солидарная Польша» (Solidarna Polska) — партии-сателлиты ПиС, попавшие в Сейм по ее спискам — получили в этот раз больше мандатов, поэтому они будут намного более самостоятельными. Это видно уже сейчас, поскольку эти партий требуют все новых и новых постов для своих лидеров.
Кроме того, ПиС потеряла самостоятельное большинство в Сенате. В 2015 году у партии Качиньского был 61 мандат из 100. На этот раз их всего 48 плюс один мандат для независимой кандидатки, которая обычно голосует синхронно с ПиС. Все остальные места получили противники правящей партии.
Впрочем, это большинство очень ненадежное, так что было бы преувеличением сказать, что оппозиция будет блокировать все инициативы ПиС. На заседаниях редко присутствует 100% сенаторов, так что часть голосований ПиС будет выигрывать, а те, которые проиграет, сможет «исправить» в Сейме, который имеет право абсолютным большинством голосов отклонить поправки Сената. Это внесет дополнительный элемент непредсказуемости и потенциально может замедлить законотворческий процесс. Революция ПиС сбавит обороты.
Впрочем, об окончательном распределении мандатов в Сенате говорить рано. И ПиС, и «Гражданская коалиция» подали жалобы с требованием пересчета голосов или даже перевыборов. Суммарно речь идет о целых девяти округах. В шести из них количество недействительных голосов оказалось намного большим, чем разница между количеством голосов, отданных за победителя из оппозиции и за кандидата от ПиС. Правящая партия требует пересчета голосов, а оппозиция и настаивает на том, чтобы в случае пересчета голосов при нем присутствовали международные наблюдатели.
ГК, со своей стороны, опротестовала результаты в трех округах. В одном — с аналогичной аргументацией: количество недействительных голосов было больше, чем разница между победителем — кандидатом от партии власти — и его главным соперником. В другом округе причина в том, что ПиС слишком поздно выдвинула нового кандидата после смерти предыдущего. И, наконец, в третьем (где, по мнению экспертов, шансы на перевыборы выше всего) оказалось, что на бюллетене возле кандидата от одной небольшой партии стоял логотип Союза демократических левых сил (Sojusz Lewicy Demokratycznej), который там никого не выдвигал — это могло ввести в заблуждение избирателей и уменьшить количество голосов за ГК. Все сомнения разрешит Верховный суд.
В Сейме внутренние разногласия будут заметны не только во фракции ПиС. В этот раз все политические силы выдвинули очень неоднородные списки. О аграрном ПКП (8,5%), по спискам которой прошли политики из Кукиз’15, мы уже говорили. «Гражданская коалиция» (37,5%) — это не только «Гражданская платформа», но и либеральная «Современная» (Nowoczesna), левые «Зеленые» (Zieloni) и «Польская инициатива» (Inicjatywa Polska). После четырех лет отсутствия в Сейм вернулись левые (12,6%), но по спискам СДЛС прошли также политики партии «Вместе» (Razem) и «Весны» (Wiosna). Даже «Конфедерация» (6,8%) состоит из двух фракций: националистов и либертарианцев.
Благодаря всему этому очевидно, что этот созыв парламента будет значительно более живым и интересным, чем предыдущий. Не исключена смена союзников, внутренняя борьба за власть и расколы партий и коалиций. Уже сейчас начался процесс отстранения главы «Гражданской платформы» Гжегожа Схетыны. Трудно даже поручиться, что Сейм продержится весь четырехлетний срок.
В этом контексте особенное значение имеют президентские выборы, которые должны состояться в следующем году. ПиС, скорее всего, поддержит в них действующего президента Анджея Дуду. Он не создает партии особенных трудностей и при этом пользуется популярностью. Пока что опросы пророчат ему уверенную победу, но стоит помнить, что пять лет назад на этом этапе кампании уровень поддержки президента Бронислава Коморовского был еще выше.
Многое зависит от того, кто выйдет с Дудой во второй тур. ГК пока еще не определилась со своим кандидатом. Часть политиков все еще рассчитывает на возвращение Дональда Туска, чей срок на посту председателя Европейского Совета подходит к концу. Другие предлагают Малгожату Кидава-Блоньскую, которая на прошедших выборах была кандидатом коалиции на пост премьер-министра. Есть и сторонники того, чтобы выставить кандидата не из числа политиков. Кроме того, выбиться во второй тур мечтают и лидеры других оппозиционных сил: Роберт Бедронь («Весна») и Владислав Косиняк-Камыш (КПК).
После скучной и предсказуемой предвыборной кампании мы получили неожиданно интересный состав парламента, предвещающий захватывающий период в польской политической жизни. Бывает и так.
Перевод Валентины Чубаровой