С Иоанной и Гжегожем мы впервые встречаемся в ресторане Zalewajka в Констанцине под Варшавой. Именно здесь через несколько недель они будут отмечать свадьбу. Жених и невеста рассказывают , как выбирали формат празднования. Сначала они хотели пожениться на Бали. Камерная церемония в тропическом антураже казалась идеальным сценарием, пока не пришла пора принимать конкретные решения.
Тогда Иоанна и Гжегож начали глубже задумываться над значением момента , в который они подтвердят свое желание всегда быть вместе.
Куда-то поехать можно всегда. А тут хочется , чтобы самые близкие тоже могли порадоваться нашему счастью.
В результате пара решила устроить праздник на несколько десятков гостей — в ресторане в народном стиле.
Славек и Агата делятся со мной свадебными планами в комнате общежития одного из краковских вузов — оба учатся на последнем курсе. За три недели до торжества они рассказывают о банкетном доме (поскольку здесь можно разместить на ночь часть гостей) , свадебном меню, музыкантах и автобусе, который привезет на праздник гостей (в их числе буду и я).
Я как раз сегодня думал: блин , как так вышло — в начале мы планировали скромную свадьбу только для семьи, а получается банкет с размахом.
Герои этих историй и те , кого я буду цитировать ниже — участники исследования краковского Этнографического музея «Свадьбы XXI». Их жизненный опыт подтверждает: в наши дни свадьба остается главным и самым зрелищным обрядом, позволяющим почувствовать силу сообщества, в котором мы живем. Попробуем проследить, что и как менялось в свадебных традициях на протяжении веков.
Невеста должна плакать
Первые этнографические данные о польских свадьбах датируются второй половиной XIX века , и прежде всего здесь необходимо вспомнить о классическом труде Оскара Кольберга «Народ, его обычаи, образ жизни, язык…». Но с тех пор мир и традиции очень изменились — взять хотя бы возраст невест.
В XIX – начале XX века девочек выдавали замуж в подростковом возрасте. Девушки , которым было за двадцать, рисковали попасть в категорию старых дев, то есть не годиться в жены — такие взгляды встречались еще в середине XX века. В конце XX — начале XXI века возрастные рамки несколько расширились, отодвинув риск общественного остракизма на 10–15 лет. Ослабло и давление в отношении необходимости регистрировать брак. Мужчины были в несколько лучшем положении, хотя и им статус холостяка тоже ставили в упрек.
Свадьбе предшествовал обычай помолвки или сговора. В старину он напоминал заключение сделки , поскольку во всех социальных слоях благодаря браку объединялись семьи и их состояния, хотя случались исключения. Общая судьба двоих людей была результатом переговоров их семей.
В роли посредников между семьями выступали сваты. В ходе таких переговоров прежде всего выясняли , какой материальный вклад в жизнь новой семьи сделает каждая из сторон. Красота и хозяйственность невесты, конечно, могли составлять дополнительное преимущество, но первоочередное значение имело приданое: земля, наличные деньги, домашний скот или предметы интерьера.
Несмотря на то , что обычно девушке давали возможность символически выразить свое согласие — выпить рюмку водки во время встречи со сватами, — ей не позволялось всерьез принимать участие в обсуждении.
В традиционном свадебном обряде невеста должна была показывать страх и печаль. Считалось даже , что если она не будет плакать, то коровы не станут давать молока.
А что жених? Он приходил со сватами в дом девушки , когда точно знал, что его предложение будет принято. Тогда разыгрывался своего рода спектакль: жених спрашивал, есть ли в доме телочка на продажу, и все вместе разыгрывали сцену, будто они на ярмарке.
Обычай выкупа невесты встречается и сегодня. Жених приезжает к невесте перед свадебной церемонией , но родные девушки не пускают его в дом и спрашивают, сколько он готов заплатить за будущую жену. Названная сумма обычно недостаточна, поэтому к жениху выходит подставная невеста. Он поднимает ставку, но безуспешно — за эту сумму ему снова кого-то подсовывают. И только с третьей попытки жених может увидеть свою избранницу.
Когда-то приумножению богатства и жизненных сил должен был служить обычай подавать молодым руку через кожух , при этом говорили: «Кто мохнат, тот будет богат» (Witam się kosmato , żeby było bogato).
По-прежнему жив обычай встречать гостей свадьбы хлебом-солью , хотя иногда вместо родителей молодоженов эту функцию выполняют сотрудники ресторана, в котором проходит торжество. Традиционное прощание невесты с родным домом (выходя из дому на свадьбу, девушка прощалась с каждым членом семьи, с животными в хозяйстве, со всеми предметами) теперь заменяет вручение цветов и подарков родителям молодых.
Сила и давление обряда
Кульминационным моментом превращения девушки в замужнюю женщину называется очепинами. Когда-то старшие женщины снимали с головы невесты венок и надевали чепец или повязывали богато украшенный платок. Замужней женщине не пристало ходить простоволосой , и головной убор означал изменение социального статуса.
Во время очепин пели обрядовые песни. Например , в подтексте самой старой из тех, что нам известны — «Ой ты хмель, хмель», — говорится о сексуальной активности, которой ожидают от молодых. Аллюзией на плодовитость невесты (и одновременно магическим действием) был обычай сажать ее на перевернутую кадку, в которой обычно замешивали тесто на хлеб.
На современных свадьбах уже никому не приходит в голову надевать чепец и разрушать старательно сделанную прическу невесты. Сегодня в этот кульминационный момент с невесты снимают фату , она кидает свадебный букет, затем молодые в безудержном танце (отдельно — женщины, отдельно — мужчины) радостно прощаются с холостой жизнью.
В современной свадьбе главное — это креативный подход пары , который проявляется в стилистике торжества. Ее выбирают исходя из общих интересов молодых, основных мотивов истории их любви. Например, Эля, хотя ее свадьба запланирована на апрель, твердо решила, что на праздничном торте должна быть клубника, потому что эта ягода напоминает ей момент знакомства с Радеком, будущим мужем.
В наши дни акцент переносится с коллективного (которое воспринимается как искусственное и принудительное) на индивидуальное (собственное , искреннее, соответствующее личным взглядам).
Традиционные обрядовые формы , восходящие к деревенской культуре и полные уже подзабытой символики, современные молодые пары часто отвергают как непонятные и чуждые. Иногда, правда, их модифицируют в соответствии с духом времени.
Решение о заключении брака сегодня принимают сами жених и невеста. Но это не означает , что они не чувствуют давления со стороны окружающих относительно юридического или церковного оформления отношений и стиля самого торжества. Ведь, несмотря на то, что это прежде всего праздник молодоженов, в нем принимают участие гости — ближайшие родственники, друзья, знакомые, с которыми не виделись годами, соседи, коллеги по работе, деловые партнеры.
Будущие молодожены прекрасно знают , что всеобщее внимание будет приковано к ним, и стараются как можно лучше подготовиться к исполнению своих ролей. Потому что и в прежние времена, и теперь — это не просто вечеринка, а театр, театр жизни. Выходя на сцену свадебного театра, и молодые, и гости становятся заложниками взаимных ожиданий и общепринятых обычаев, таких как уже упоминавшееся приветствие хлебом и солью или благословение молодых родителями, хотя это важно скорее для старшего поколения.
В свадебной хореографии ключевой мотив — хоровод: гости раз за разом встают вокруг молодой пары и танцуют. Свадьба затягивает , словно водоворот. Она проходит в ритме тостов, смены блюд, новых музыкальных сетов приглашенной группы или диджея и повторяющегося припева: «А теперь давайте по одной, а теперь давайте водку пить» (A teraz idziemy na jednego , a teraz idziemy wódkę pić). Тот , кто думает, что от еды, питья и участия в свадебных развлечениях (пусть и самых незамысловатых) можно так просто отказаться, тот, наверное, никогда не был на свадьбе.
Лишь бы всего хватило
Конечно , свадебные застолья бывают разными: на одном главное блюдо — куриный бульон , на другом креветки, где-то гости будут чокаться чистой водкой, где-то — самогоном, а где-то — только вином. Но главный принцип остается неизменным: пышность, роскошь, чрезмерность — и даже если хозяева уверяют, что руководствуются здравым смыслом, они все равно поддадутся страху, что чего-то может не хватить.
Если молодые и не ставят ломящиеся от угощений столы в приоритет , к делу подключаются родители. «Они всегда спрашивают , точно ли хватит еды» , — услышала я от представителя гастрономической компании, связанной со свадебной индустрией. В результате такой предусмотрительности в течение одной ночи каждые полтора-два часа подаются несколько горячих блюд. Конечно же, аппетиту гостей такое не под силу, но кто там будет считаться с практическим подходом.
Для меня слова «свадьба» и «слишком мало» просто не совместимы.
С этим высказыванием невесты созвучна польская пословица: «Всего вдоволь , как на свадьбе» (Wszystkiego w bród , jak na weselu).
В свадебном меню особое место занимает алкоголь. Конечно , безалкогольные застолья тоже бывают, но они — редкость. Сейчас гостям как правило предлагаются разные напитки на выбор, но так было не всегда. Например, во времена ПНР преобладали магазинная водка и самогон (который когда-то подавался от безысходности как заменитель, а теперь — как раритет).
Сейчас организаторы свадеб обычно учитывают вкусы гостей-вегетарианцев , однако показателем роскоши праздничного стола остается мясо.
Традиционные блюда на свадебном столе — бульон , мясной бигос и, конечно, копчености и ветчины, нередко домашнего приготовления — они вкуснее и качественнее покупных.
В этнографических источниках XIX века сохранились рассказы о свадьбах как мясных пиршествах , продолжавшихся несколько дней. Вероятно, они были чем-то экстраординарным для тогдашних деревенских жителей, в чьем рационе преобладал вареный картофель изредка — с добавлением небольшого количества молока или жира.
Особое отношение к мясным блюдам укрепилось в дефицитный период ПНР. Пани Уршуля , свадебный повар, вспоминает, как выходила замуж в 1984 году, в период кризиса: в магазинах очереди, а мясо продают по карточкам и то в ограниченном количестве, установленном на каждого члена семьи. Свадьбу начали планировать заранее с таким расчетом, чтобы родители невесты успели вырастить двух свиней и теленка, а знакомый мясник приготовил из них мясные продукты.
Когда-то на свадьбы пекли обрядовый каравай , украшая его фигурками людей, животных и цветов, сделанными из теста. Потом их раздавали гостям.
В деревнях свадьбы часто устраивали в ноябре — сразу после сбора урожая. Свиней забивали в апреле , поэтому к осени на свадебный стол уже было заготовлено достаточное количество мяса.
Сегодня все еще можно услышать , что свадьбы нельзя играть в мае: согласно старинному поверью, «w maju ślub, szybki grób», что можно перевести как «в мае под венец — недолог и конец». Впрочем, сейчас в свадебных блогах и на форумах к этому поверью относятся с юмором. Зато считают, что счастливым будет брак, заключенный в месяце, в названии которого есть буква «р».
«И снова ночи будет мало»
В XIX веке свадьбы проходили по установленному сценарию: вывод невесты из родительского дома , венчание, свадебное застолье, публичный переезд жены в дом мужа на следующий день — он сопровождался демонстрацией приданого, которое везли на виду у всех.
Свадьба и другие праздники (например , Рождество) , часто становились поводом поделиться друг с другом едой. С этой точки зрения свадьба — это огромный дарообмен продолжительностью в несколько дней, своего рода обязательство перед участниками обряда, которых нужно накормить и напоить. Следовало учесть, что гости немного поспят и вернутся завтра, а иногда и послезавтра, вдохновленные возможностью развлекаться и угощаться.
Организация свадьбы , которую сегодня в большинстве случаев поручают профессионалам, все равно остается настоящим испытанием для жениха и невесты. Иногда подготовка длится годами.
«Будет! Будет веселье , все будет на полную катушку и снова ночи будет мало!» (Będzie! Będzie zabawa , będzie się działo i znowu nocy będzie mało) , — так звучит припев хита, который уже много лет включают на польских свадьбах. «Будет громко, будет радостно, и мы снова протанцуем вместе всю ночь» (Będzie głośno , będzie radośnie, znów przetańczymy razem całą noc). Танцы на свадьбе всегда играли большую роль , хотя в древности не менее важным было пение.
Пением сопровождали ключевые обрядовые моменты , такие как очепины и преломление каравая, но были и импровизированные припевки, обращенные к отдельным гостям.
Сегодня на некоторых свадьбах еще можно услышать застольные песни , когда свадебный музыкант подходит к гостям и заводит какую-то мелодию. Оказывается, мы, поляки, обычно поем плохо и знаем только припев. Зато именно музыка на свадьбе вовлекает гостей в совместное празднование.
Сразу после первого горячего блюда гостей приглашают на паркет , чтобы они стали свидетелями танца молодых и начали танцевать сами. Во время свадьбы гостей зовут танцевать снова и снова. Обеспечить «настоящее веселье», которое объединит разные вкусы и поколения — задача организаторов каждого празднества.
Эля в пятницу накануне торжества решила поехать за 300 километров в родной дом , чтобы принять благословение от бабушки и на свадьбу «выйти из дома в том белом платье». После напряженного путешествия была ночь почти без сна, а потом, с самого рассвета — предпраздничная суета. Молодые закончили танцевать вместе с последними гостями — в 9 утра в воскресенье. Но Эля не сомкнула глаз до часу ночи — потому что гости вернулись на поправины. «Представляете , я совершенно не чувствовала усталости» , — весело рассказывает она.
Когда-то традиционная польская свадьба длилась несколько дней , однако со временем под влиянием рабочего графика обычаи изменились.
Вот раньше было веселье — у Рафала устроили огромную свадьбу на два дня , что-то невероятное. А тут на второй день уже некому веселиться, все устали, хотят выспаться и отдохнуть. А раньше все бурлило, сумасшествие. Свадьба просто никак не заканчивалась: приехали домой, уже после свадьбы, после поправин, и еще четыре дня гуляли.
Теперь застолье организуют в субботу. Оно продолжается до утра , а в воскресенье гостей угощают обедом (особенно приезжих) и алкоголем. В понедельник уже нужно идти на работу, поэтому необходимо быть в форме — протрезветь и выспаться.
Мы очень устали , не выспались. На следующий день — все время на ногах. И только около восьми вечера последние гости уехали. В понедельник мне вообще стало плохо. Я чуть в обморок не упала. Просто не было сил.
Когда-то жениху и невесте выпадала совсем другая роль. В обрядах они были как марионетки , послушные воле остальных участников. Вся ответственность за организацию торжества лежала на плечах сообщества.
От старост и дружек до диджеев и тамады
Дружки жениха и невесты , старосты (из близких или тех, кто пользовался уважением местного общества) помогали организовывать свадьбу, заботились о том, чтобы гости были довольны и следили за тем, чтобы все шло по сценарию обряда.
Например , в Великопольше дружки жениха ездили верхом от дома к дому и созывали гостей на свадьбу. Старший из дружек должен был первым прибыть на место торжества и все подготовить: расставить столы, позаботиться, чтобы их накрыли. Его обязанностью было заранее доставить или принести из домов гостей тарелки, ложки, ножи и т.д., а затем лично обслуживать сидящих за столом: подносить блюда, подливать напитки, веселить и угощать. Иногда дружка даже платил за еду в корчме.
Сейчас на свадьбах обычно нет участников с такими функциями , а значит нет и их атрибутов, таких как свадебное деревце (композиция, обычно сделанная на основе ветви дерева, украшенная лентами, орехами, яблоками, а порой и иконами) — когда-то его готовили женщины из числа подруг невесты, а староста держал во время торжества.
На современных свадьбах функции дружек и старост часто передают профессионалам — тамаде , диджеям, музыкантам, свадебным консультантам, а семья и соседи отходят на второй план. Жених и невеста хотят организовать праздник по-своему, что означает: они хотят сами все контролировать и за все (или за значительную часть) заплатить.
С точки зрения старших поколений , современная свадьба требует минимальных усилий. Пани Анна разочарована тем, что ее младший сын Адам, женившись, организовал банкет в ресторане, не привлекая к помощи семью.
Теперь идут и всё сразу улаживают в одном месте: есть банкетный дом , а в нем обслуживающий персонал и все необходимое. А когда-то было так: мы дома пекли торты. Кухарка готовила по-деревенски, не так как тут — пять поваров. А мы, домашние, кухарке помогали. И со стороны невесты, и со стороны жениха. Вот это мы наработались! На четыре дня было работы.
Ностальгическое воспоминание о многодневной изнурительной работе может показаться странным. Но на самом деле совместные предсвадебные хлопоты тоже были частью празднования , в которой бурлили эмоции и строились связи между людьми. Потому они и запоминались ярче, чем само празднование.
Может быть , именно здесь нужно искать ответ на вопрос, почему до сих пор организуются свадьбы, хотя в последние десятилетия изменения в общественной и повседневной жизни привели к тому, что люди вступают в брак в более зрелом возрасте, добившись финансовой независимости, а кроме того могут быть родом из разных частей не только страны, но и мира, из-за чего теряется очевидность многих обычаев.
Согласно результатам исследований краковского Музея этнографии , маленькой свадьбой считается праздник на 40–50 гостей. Средние, типичные свадьбы на 90–100 гостей обходятся в 45–50 тысяч злотых.
Конечно , эти суммы могут быть выше — все зависит от выбора заведения, блюд, музыкального сопровождения, стоимости услуг консультантов, флористов и тому подобного. А бывают и еще более многолюдные банкеты. В отдельных помещениях можно справить свадьбу на 300 человек (например, в станциях пожарной охраны), и они тоже довольно популярны.
На свадьбу тратится много сил , энергии и средств. Она отнимает время, создает уйму трудностей… и быстро проходит. И все же с давних времен она остается самым ярким и сильным обычаем, который благодаря совместному застолью и празднованию, напоминает нам, что мы — члены одного сообщества.
Перевод Валентины Чубаровой