Как ждут и отмечают главный праздник в году.
Рождество по григорианскому календарю приходится на самые короткие и темные дни года. Приготовления к нему длятся несколько недель, да и само празднование не заканчивается после двух выходных дней (25 и 26 декабря), отмеченных в календаре.
Рождеству предшествует четырехнедельный Адвент. В Подлясье его наступление оглашалось звуками длинных деревянных труб — лигав. Это время ожидания, для набожных людей наполненное в первую очередь духовными приготовлениями и ежедневными утренними мессами — роратами. По традиции, в Адвент поляки готовили праздничные украшения из бумаги и орехов, обновляли рождественские вертепы и наряды для колядования.
Дома украшали зелеными еловыми ветками, иногда к потолку подвешивали верхушку ели, наряжая ее яблоками, орехами или звездочками из облатки (тонкого хлеба из пшеничной муки и воды). Такое украшение называлось «подлазничка». Зелень символизировала жизненные силы и вечную жизнь. В конце XIX века, под влиянием западноевропейской культуры, в домах стали устанавливать елки целиком. Во многих регионах в углах горницы ставили снопы пшеницы, либо, как в окрестностях Жешува, раскладывали под столом солому. И сейчас существует обычай подкладывать под скатерть сено, а после ужина добавлять его в корм скоту.
Кульминация периода ожидания — канун Рождества Христова (24 декабря), Сочельник, называемый в Польше по латинскому образцу Вигилией. Наши предки считали этот день необыкновенным, веря, что на землю спускаются души предков. Их присутствие должно было влиять на исполнение предсказаний, так что в этот день совершались гадания и другие магические ритуалы, которые должны были обеспечить урожайный год и удачу для семьи. Всем полякам известна поговорка: «какова Вигилия, таков и весь год».
На Сочельник поляки садятся за стол с появлением на небе первой звезды. Этот необычный ужин — единственная праздничная трапеза, во время которой не подается мясо. Согласно традиции, на столе должно быть двенадцать блюд — по числу апостолов. Блюда с маком или грибами — это дань душам умерших; именно для них на стол ставилась и одна лишняя тарелка с приборами. Этот обычай практикуется до сих пор, несмотря на то, что лишь немногие помнят о его происхождении: чаще говорится, что место за столом — для заплутавшего путника.
По всей Польше кушанья готовятся из всего «полевого, садового, огородного, лесного и водного», то есть из зерна, круп, мака, плодов, грибов и рыбы. При этом в каждом регионе есть свои кулинарные изыски. На востоке Польши традиционное рождественское блюдо — кутья из зерен пшеницы с маком и медом, а также овсяный кисель, в Силезии — «мочка» из муки, масла, фруктов и изюма, «макувка» из нарезанной булки, молока, мака и миндаля. В Подгале обязательно ставят на стол капусту с грибами. Очень популярны блюда из рыбы, например, в Поморье в начале вечери подавали вареного угря. Сегодня главные рождественские деликатесы — это сельдь и карп, которого многие едят только раз в году.
Рождественский ужин — событие исключительное, за столом нередко собирается по несколько десятков человек. Ради этого вечера поляки приезжают в родной дом не только с другого конца страны, но все чаще и из-за границы. В начале торжества собравшиеся желают друг другу благополучия и делятся облаткой, выпеченной в прямоугольных формах, с оттиском в виде религиозных символов. Этот обычай есть только в Польше. Облатку было принято давать даже коровам и другим домашним животным; для них они делались цветными, что должно было сохранить животным доброе здоровье.
Вечер перед Рождеством в Гданське. Фото: Лукаш Дейнарович / Forum
Ночь перед Рождеством — прекрасное время для брачных гаданий. Девушки гадали о замужестве по травинкам сена, вытянутым из-под скатерти, наблюдали за звездами на небе (если какая-то из них ярко светила над домом, это предвещало скорую свадьбу), слушали эхо, которое должно было подсказать им, с какой стороны прибудет суженый. Многие гадания касались хозяйственных дел: люди следили за погодой в течение 12 дней перед Вигилией, которые должны были соответствовать месяцам будущего года. В восточной Польше заклинали урожай, подбрасывая вверх кутью или горох, а плодовые деревья обвязывали соломой «на урожай». Теперь мало кто помнит эти обычаи. Сегодня рождественский ужин сопровождается раздачей подарков. Этот обычай в минувшие века существовал лишь в высших слоях общества. В деревне он встречался редко: дети получали только пряники или орехи. В большей части Польши дети верили, что лакомства приносит св. Николай или св. Иосиф; в Поморье и на Кашубах считалось, что их дарит «Звездочка», а в Силезии — Младенец Иисус.
Во время рождественских праздников любят петь колядки. Самые древние польские рождественские песни известны с XV века. Сборники колядок, называемые «кантиками», уже в XIX веке были во многих домах.
Предрождественская ночь в наше время, как и в давние дни, заканчивается торжественной службой, которую католики называют Пастеркой. Праздничное убранство костела — это в первую очередь вифлеемский вертеп с фигурами, изображающими Святое семейство, троих волхвов и пастухов вместе с животными.
Вертепы с куклами также часто носили с собой колядующие, в большинстве своем мальчишки, ходившие по домам, чтобы поздравить хозяев и разыграть праздничное представление. Этот спектакль о Рождестве Христовом уходит своими корнями в средневековые мистерии, традиции которых заложил св. Франциск. Исключительной красотой отличаются краковские вертепы, напоминающие об архитектуре и традициях древней столицы Польши. Во время праздников ими можно полюбоваться во многих местах города. Традиция изготовления краковских рождественских вертепов с 2018 года включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В польском колядовании участвуют ряженые: Ироды, рассказывающие историю рождения Иисуса, паломники со всего света и фантастические животные. Традиция наряжаться в костюмы животных — тура, козы, лошади или медведя — уходят корнями еще в дохристианскую эпоху.
Если первый день Рождества принадлежал ближайшим родственникам, то уж следующий — день св. Стефана — принято было проводить большими шумными компаниями. Правда, в этот день происходит освящение овса в память о побитом камнями святом, но остальное время отдано забавам и радостям. Веселые, грубоватые, нередко озорные развлечения разнообразили праздничную пору. Отдыхать не просто можно, но и нужно, ведь раньше в праздники запрещалось выполнение любых работ, кроме самых необходимых в хозяйстве (например, уборки и готовки).
Прежде праздничные дни продолжались до Нового года, а жители восточных регионов, где проживает много православных, из уважения к соседям праздновали еще дольше. Некоторые обычаи сохраняются, а некоторые уходят, редкостью становится, увы, и снег на Рождество. Но неизменно главное: как гласит старопольское присловье, «на Рождество Христово веселится всякое созданье». Веселого Рождества!