Образы

Самые титулованные фильмы польских режиссеров

Arzamas.Academy
Павел Павликовский во время получения приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, 2018. Фото: Регис Дювиньё / Reuters

Павел Павликовский во время получения приза за лучшую режиссуру на Каннском фестивале, 2018. Фото: Регис Дювиньё / Reuters

«Если я хочу, чтобы актеры или операторы что-то поняли, я показываю им польское кино 1950-х», — говорил Мартин Скорсезе. Рассказываем про любимые польские фильмы великих режиссеров, а также картины, отмеченные главными кинонаградами. Статья подготовлена в рамках курса «Польское кино: визитные карточки» — совместного проекта «Новой Польши» и просветительского сайта Arzamas.academy.

Ежи Антчак

«Ночи и дни» (Noce i dnie , 1975)

Плакат фильма «Ночи и дни». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
«Серебряный медведь» за лучшую женскую роль (Ядвига Бараньская)

☆ Берлинский кинофестиваль
Премия Международного союза кинокритиков (UNICRIT)

Польские «Сто лет одиночества». Эпическая сага , в которой на фоне истории Польши второй половины XIX — начала ХХ века разворачивается история жизни двух поколений семьи Нехциц. Фильм получил несколько наград в Европе и был номинирован на «Оскар».

Анджей Вайда

«Канал» (Kanał , 1956)

Плакат фильма «Канал». Источник: пресс-материалы

☆ Каннский кинофестиваль
Особый приз жюри

Фильм рассказывает об одном из эпизодов Варшавского восстания 1944 года , когда польский отряд по канализационным туннелям пытается выбраться из оккупированных немцами районов Варшавы. Картина стала одним из главных примеров обновления польского кино в 1950-х.

«Пепел и алмаз» (Popiól i diament , 1958)

Плакат к фильму «Пепел и алмаз». Источник: пресс-материалы

☆ Венецианский кинофестиваль
Приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

Самый известный фильм главного польского кинорежиссера и важнейшая картина польской киношколы. Действие фильма происходит в мае 1945-го. Казалось бы , война закончилась , но началась новая — одних поляков против других, бойцов Сопротивления против коммунистов, насаждающих новый строй.

Этот фильм включили в списки своих любимых картин Мартин Скорсезе , Фрэнсис Форд Коппола и Хаяо Миядзаки. Кроме того, «Пепел и алмаз» вдохновил Роджера Уотерса из Pink Floyd написать песню Two Suns in the Sunset, вошедшую в альбом The Final Cut.

Мартин Скорсезе

Когда я посмотрел «Пепел и алмаз» в 1961 году , я учился в колледже Вашингтон-сквер — так вот после него я поверил, что когда-нибудь я и сам смогу снимать фильмы. Этот фильм стал для меня откровением.
<…>
Этот фильм — как галлюцинация: я могу закрыть глаза, и его образы вспыхнут передо мной с такой же силой, как и когда я увидел их впервые более пятидесяти лет назад.
<…>
Я был ошеломлен этим фильмом: мастерской режиссурой, мощным сюжетом, поразительными визуальными образами и шокирующим исполнением Збигнева Цыбульского. Этот фильм так задел меня, что я сделал небольшой оммаж, подобрав Чарли в «Злых улицах» такие же очки, что и у героя Цыбульского.

Хаяо Миядзаки

Мой отец был страстно увлечен кинематографом. Он часто водил меня в кино , с самого раннего возраста. Я помню фильмы Одзу, «Похитителей велосипедов» Витторио де Сика, «Пепел и алмаз» Анджея Вайды, «Дневник сельского священника» Брессона. Я помню их гораздо лучше, чем вестерны или боевики.

«Березняк» (Brzezina , 1970)

Плакат фильма «Березняк». Источник: пресс-материалы

☆ Московский кинофестиваль
Золотой приз

☆ Московский кинофестиваль
Приз за лучшую мужскую роль (Даниэль Ольбрыхский)

Лирическая притча о двух братьях. Один из них умирает от болезни , но бодр и полон жизни и любви в душе, а другой, здоровый телом, безутешно скорбит об умершей жене. Одна из лучших ролей Даниэля Ольбрыхского.

«Земля обетованная» (Ziemia obiecana , 1974)

Плакат фильма «Земля обетованная». Источник: пресс-материалы

☆ Московский кинофестиваль
Золотой приз

Картина о трех молодых людях: польском шляхтиче , еврейском биржевом маклере и немецком коммерсанте, которые в конце XIX века пытаются вместе построить в Лодзи ткацкую фабрику. Фильм сначала номинировали на «Оскар» , но в результате он вызвал скандал на показе в США и был обвинен в антисемитизме.

«Дирижер» (Dyrygent , 1979)

Плакат фильма «Дирижер». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
«Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль (Анджей Северин)

☆ Кинофестиваль в Сан-Себастьяне
Премия Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

Драма о столкновении двух миров , противопоставленных и в то же время неразрывно связанных друг с другом. Известный дирижер — польский эмигрант Джон Лясоцкий — встречает Марту, дочь своей бывшей возлюбленной, и решает вернуться на родину, чтобы дать концерт. Оркестром, с которым ему предстоит выступить, руководит муж Марты. Роль Марты — одна из лучших в карьере актрисы Кристины Янды.

«Человек из железа» , (Czlowiek z zelaza, 1981)

Плакат фильма «Человек из железа». Источник: пресс-материалы

☆ Каннский кинофестиваль
«Золотая пальмовая ветвь»

☆ Каннский кинофестиваль
Приз экуменического жюри

Один из главных фильмов времен карнавала «Солидарности» , продолжение фактически первого протестного польского фильма 1970-х «Человек из мрамора». Польша охвачена забастовочным движением. Журналист Винкель получил задание сделать компрометирующий материал о лидере рабочих Томчике. В итоге под вопросом оказывается лояльность самого журналиста.

«Аир» (Tatarak , 2009)

Плакат фильма «Аир». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
Премия Альфреда Бауэра 

☆ Европейская киноакадемия
Приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

Камерная и очень красивая картина , которую Вайда снял по рассказу Ярослава Ивашкевича. Зрелая женщина влюбляется в юношу , но их бурный роман заканчивается трагически. Собирая на берегу реки листья аира для своей возлюбленной, юноша запутывается в зарослях и тонет.

Томаш Василевский

«Соединенные штаты любви» (Zjednoczone stany milosci , 2016)

Плакат фильма «Соединенные штаты любви». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
«Серебряный медведь» за лучший сценарий

Фильм о Польше начала 1990-х , когда страна формально жила уже новой жизнью, но в воздухе продолжал ощущаться дух старой эпохи. Четыре женщины разных возрастов и общественного положения решают полностью поменять свою жизнь.

Кшиштоф Занусси

«Иллюминация» (Iluminacja , 1972)

Плакат фильма «Иллюминация». Источник: пресс-материалы

☆ Кинофестиваль в Локарно
«Золотой леопард»

«Я всегда снимаю одну и ту же картину , в которой ищу доказательства того, что в жизни есть смысл...» — сказал Кшиштоф Занусси в одном интервью. «Иллюминация» , возможно, больше других подтверждает этот тезис. История о молодом студенте Франтишеке, который пытается найти ответы на главные вопросы, перемежается документальными интервью с учеными.

«Год спокойного солнца» (Rok spokojnego slonca , 1984)

Плакат фильма «Год спокойного солнца». Источник: пресс-материалы

☆ Венецианский кинофестиваль
«Золотой лев»

☆ Венецианский кинофестиваль

Премия Пазинетти за лучший фильм

Первый большой триумф Занусси. Польско-немецко-американская картина о трагической любви польки и американского офицера , приехавшего после войны в Польшу расследовать преступления нацистов.

«Жизнь как смертельная болезнь , передающаяся половым путем» (Zycie jako smiertelna choroba przenoszona droga plciowa, 2000)

Плакат фильма «Жизнь как смертельная болезнь , передающаяся половым путем». Источник: пресс-материалы

☆ Московский кинофестиваль
«Золотой святой Георгий»

Картина о пожилом враче , который неожиданно узнает, что болен раком. Перед ним встает дилемма: пуститься во все тяжкие и самому оборвать мучительные страдания или, выдержав все испытания и придя к вере, достойно закончить свои дни.

Кшиштоф Кесьлёвский

«Кинолюбитель» (Amator , 1979)

Плакат фильма «Кинолюбитель». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
Премия имени Отто Дибелиуса международного евангелического жюри (программа «Форум»)

☆ Московский кинофестиваль
Золотой приз

Молодой отец после рождения дочери покупает любительскую кинокамеру , чтобы снимать ее первые шаги. Довольно быстро он становится знаменитостью родного городка и получает задание фиксировать жизнь местного завода. Правда, вскоре выясняется, что дирекции не нужны съемки проблем предприятия — даже наоборот.

«Декалог» (Dekalog , 1988)

Плакат фильма «Декалог». Источник: пресс-материалы

☆ Венецианский кинофестиваль
Приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

☆ Кинофестиваль в Сан-Себастьяне
Премия Международной Католической организации в области кино (OCIC)

Фильм , принесший Кесьлёвскому культовый статус не только в Польше, но и в Европе. Это цикл из десяти короткометражек, снятых по мотивам библейских заповедей. Почти натуралистическая точность описания позднесоветского быта удивительным образом сочетается здесь с метафизическими поисками.

Этот фильм включили в списки своих любимых картин Стэнли Кубрик и Мира Наир.

Стэнли Кубрик

Я всегда неохотно выделяю какую-то конкретную особенность работы крупного режиссера , потому что это неизбежно приводит к упрощениям. Но относительно сборника сценариев [«Декалога»] Кшиштофа Кесьлёвского и Кшиштофа Песевича уместно сказать, что они обладают исключительно редкой способностью не просто рассказывать свои мысли, но и наполнять их драматургией. Они делают это с таким ослепительным мастерством, что вы не замечаете самого рассказа — и только сильно позже обнаруживаете, как глубоко эти мысли проникли в ваше сердце.

«Короткий фильм об убийстве» (Krótki film o zabijaniu , 1987)

Плакат фильма «Короткий фильм об убийстве». Источник: пресс-материалы

☆ Каннский кинофестиваль
Приз жюри

☆ Каннский кинофестиваль
Приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

☆ Премия Европейской киноакадемии
«Лучший фильм»

Одна из серий «Декалога» , расширенная режиссером до самостоятельного полнометражного фильма. Картина произвела фурор на Каннском фестивале и фактически открыла миру Кесьлёвского.

«Три цвета: Синий» (Trois couleurs: Bleu , 1993)

Плакат фильма «Три цвета: Синий». Источник: пресс-материалы

☆ Венецианский кинофестиваль
«Золотой лев»

☆ Венецианский кинофестиваль
«Золотые Озеллы» за лучшую работу оператора (Славомир Идзяк)

☆ Венецианский кинофестиваль
Кубок Вольпи за лучшую женскую роль (Жюльет Бинош)

☆ Премия «Сезар»
«Лучшая актриса» (Жюльет Бинош)
и еще две номинации

☆ 64-е место в списке 100 величайших фильмов из разных стран по версии BBC

Трилогия «Три цвета» принесла Кесьлёвскому не только фестивальный , но и коммерческий успех, а сами фильмы (вместе с «Декалогом» и «Двойной жизнью Вероники») на ближайшее десятилетие стали эталоном европейского артхауса. В цикле «Три цвета» режиссер продолжил исследовать метафизические вопросы бытия в еще более абстрактной и одновременно завораживающей форме.

«Три цвета: Белый» (Trois couleurs: Blanc , 1993)

Плакат фильма «Три цвета: Белый». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
«Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу

Единственный из фильмов цикла «Три цвета» , снятый не на французском, а на польском языке. Бывший польский эмигрант разводится со своей женой-француженкой и оказывается на парижской улице без гроша в кармане. У него нет денег на билет домой, но ему удается переправиться в Польшу в чемодане. На родине он понимает, что не может забыть жену, и, провернув несколько операций на черном рынке, решает обманом вернуть ее.

Кшиштоф Краузе

«Мой Никифор» (Mój Nikifor , 2004)

Плакат фильма «Мой Никифор». Источник: пресс-материалы

☆ Кинофестиваль в Карловых Варах
«Хрустальный глобус»

☆ Кинофестиваль в Карловых Варах
«Лучший режиссер»

Фильм основан на истории реального человека — художника-самоучки Никифора Крыницкого , которого ставят в один ряд с лучшими художниками-примитивистами.

Войцех Марчевский

«Дрожь» (Dreszcze , 1981)

Плакат фильма «Дрожь». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
«Серебряный медведь»

☆ Берлинский кинофестиваль
Приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

☆ Берлинский кинофестиваль
Премия международного евангелического жюри

☆ Берлинский кинофестиваль
Премия Европейской конфедерации художественного кино

1955 год. На глазах 13-летнего Томека органы госбезопасности арестовывают его отца. Сам он оказывается в харцерском (скаутском) лагере , где влюбляется в начальницу отряда, фанатичную коммунистку.

Павел Павликовский

«Ида» (Ida , 2013)

Плакат фильма «Ида». Источник: пресс-материалы

☆ «Оскар»
«Лучший фильм на иностранном языке»

☆ Британская академия кино и телевизионных искусств
«Лучший фильм на иностранном языке»

☆ Премия Европейской киноакадемии
«Лучший фильм»

☆ Премия Европейской киноакадемии
«Лучший режиссер»
и четыре других номинации

☆ 55-е место в списке 100 величайших фильмов XXI века по версии BBC

История девушки , выросшей в монастыре и узнавшей, что вся ее семья погибла в Холокосте. Вместе с единственной оставшейся в живых родственницей она отправляется на поиски могилы родителей. То, что они узнают в конце этой поездки, полностью перевернет их жизнь. Один из самых титулованных фильмов Польши XXI века и единственный на 2021 год польский лауреат «Оскара».

«Холодная война» (Zimna wojna , 2018)

Плакат фильма «Холодная война». Источник: пресс-материалы

☆ Каннский фестиваль
Приз за лучшую режиссуру

☆ Европейская киноакадемия
«Лучший фильм»

☆ Европейская киноакадемия
«Лучший режиссер»

☆ Европейская киноакадемия
«Лучшая женская роль» (Иоанна Кулиг)

☆ Европейская киноакадемия
«Лучшая работа сценариста» (Павел Павликовский)

☆ Европейская киноакадемия
«Лучший монтаж» (Ярослав Каминский)

☆ Европейская киноакадемия
Приз зрительских симпатий

История любви музыканта и деревенской девушки , которую он берет в свой ансамбль. Их бурный и непростой роман разворачивается на фоне исторических и политических перипетий послевоенной Польши, музыкант вынужден эмигрировать, девушка устремляется за ним. В итоге оба вернутся в Польшу и останутся вместе до конца, хотя конец этот будет печальным.

Анджей Пётровский

«Дорожные знаки» (Znaki na drodze , 1969)

Плакат фильма «Дорожные знаки». Источник: пресс-материалы

☆ Кинофестиваль в Локарно
«Золотой леопард»

Производственная драма о работнике транспортной базы Михале , который вышел из тюрьмы и начал бороться со злоупотреблениями и произволом. На его стороне окажется только диспетчер Ядвига, но в итоге они одолеют расхитителей и счастливо пойдут вместе по жизни.

Роман Поланский

«Нож в воде» (Nóz w wodzie , 1961)

Плакат фильма «Нож в воде». Источник: пресс-материалы

☆ Венецианский кинофестиваль
Приз Международной ассоциации кинокритиков (ФИПРЕССИ)

Триллер с любовным треугольником: муж с женой отправляются в плавание на яхте и берут на борт случайного попутчика. Полнометражный дебют Романа Поланского , из-за которого режиссеру пришлось покинуть Польшу. Считается, что об этом лично позаботился лидер коммунистической Польши Владислав Гомулка. Картина стала первым в истории номинантом от Польши на премию «Оскар».

Анджей Вайда о фильме «Нож в воде»

Это начало нового польского кино.

«Пианист» (The Pianist , 2002)

Плакат фильма «Пианист». Источник: пресс-материалы

☆ «Оскар»
«Лучший режиссер»

☆ «Оскар»
«Лучшая мужская роль» (Эдриан Броуди)

☆ «Оскар»
«Лучший адаптированный сценарий» (Рональд Харвуд , Владислав Шпильман)

☆ Каннский кинофестиваль
«Золотая пальмовая ветвь»

☆ Премия Британской академии кино и телевизионных искусств
«Лучший фильм»

☆ Премия Европейской киноакадемии
«Лучшая операторская работа» (Павел Эдельман)

☆ Премия «Сезар»
«Лучший фильм»

Премия «Сезар»
«Лучший режиссер»
и еще пять номинаций

☆ 90-е место в списке 100 величайших фильмов XXI века по версии BBC

☆ 33-е место в топ-250 фильмов по версии пользователей IMDb

☆ 32-е место в списке 100 лучших фильмов о войне по версии Rotten Tomatoes

Экранизация автобиографии пережившего Холокост польского пианиста Владислава Шпильмана и одновременно самый личный — по крайней мере , в биографическом смысле — фильм Поланского. Картина стала абсолютным триумфом режиссера.

Збигнев Рыбчинский

«Танго» (Tango , 1980)

Плакат фильма «Танго». Источник: пресс-материалы

☆ «Оскар»
«Лучший короткометражный анимационный фильм»

Единственный польский анимационный фильм , ставший лауреатом «Оскара». Действие происходит в одной комнате, которую постепенно заполняют 36 персонажей. Каждый из них умудряется заниматься своим делом, полностью игнорируя остальных и не пересекаясь с ними. К финалу вся эта толпа постепенно рассасывается, и в комнате остается пожилая дама, которая внезапно просыпается после странного сна.

Ежи Сколимовский

«Необходимое убийство» (Essential Killing , 2010)

Плакат фильма «Необходимое убийство». Источник: пресс-материалы

☆ Венецианский кинофестиваль
Специальный приз жюри

☆ Венецианский кинофестиваль
Кубок Вольпи за лучшую мужскую роль (Винсент Галло)

Триллер об афганском пленнике , сбежавшем из-под стражи в самом центре Европы, с Винсентом Галло и Эмманюэль Сенье в главных ролях. Самый титулованный фильм Ежи Сколимовского, в 1969 году вынужденного на много лет покинуть Польшу и снявшего большую часть фильмов за границей.

Войцех Хас

«Рукопись , найденная в Сарагосе» (Rekopis znaleziony w Saragossie, 1964)

Плакат фильма «Рукопись , найденная в Сарагосе». Источник: пресс-материалы

☆ Специальная премия объединения Círculo de Escritores Cinematográficos

Знаменитый фильм польского режиссера-аутсайдера , на протяжении нескольких десятилетий снимавшего кино абсолютно параллельно любым течениям и кинопроцессам. Сюжет «Рукописи» построен по принципу «история в истории» и разворачивается в нескольких временных пластах. Во время осады Сарагосы наполеоновский солдат находит старинную рукопись, в которой рассказывается о двух сестрах — восточных принцессах в Испании XVIII века. Пытаясь соблазнить своего охранника, они одну за другой рассказывают ему истории.

Этот фильм занял 436 место в книге «The 1001 Movies You Must See Before You Die». Кроме того , его называли в числе своих любимых Луис Бунюэль и Дэвид Линч. А Мартин Скорсезе говорил, что Хас — единственный режиссер, помимо Феллини, которому удалось показать на экране иное измерение реальности.

Луис Бунюэль

Мне нравится «Рукопись , найденная в Сарагосе» — и роман Потоцкого, и фильм Хаса. Я смотрел его три раза, что для меня совершенно исключительный случай.

Дэвид Линч

Это одновременно эротично , ужасно и смешно… Охренительный фильм!

Агнешка Холланд

«Горячка» (Gorączka. Dzieje jednego pocisku , 1980)

Плакат фильма «Горячка». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
«Серебряный медведь» за лучшую женскую роль (Барбара Грабовская)

Один из трех полнометражных фильмов , снятых Агнешкой Холланд на родине до эмиграции. Действие картины разворачивается во время польской революции 1905–1907 годов , когда тогдашнее Царство Польское пыталось добиться независимости от Российской империи.

«След зверя» (Pokot , 2017)

Плакат фильма «След зверя». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
Премия Альфреда Бауэра

☆ Премия Европейской киноакадемии
«Лучший дизайн костюмов»

Криминальная драма о бывшем инженере , а теперь сельской учительнице, которая пытается выяснить виновника загадочных убийств, происходящих в округе. Всех жертв этих убийств объединяет одно — страсть к охоте.

Малгожата Шумовская

«Во имя…» (W imie… 2013)

Плакат фильма «Во имя…». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
Приз Teddy за лучший художественный фильм

☆ Берлинский кинофестиваль
Приз газеты Siegessäule

История деревенского священника с гомосексуальными наклонностями , который пытается бороться со своей сексуальностью и боится представить, что будет, если жители деревни узнают его тайну.

«Тело» (Cialo , 2015)

Плакат фильма «Тело». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
«Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу

☆ Премия Европейской киноакадемии
Приз зрительских симпатий

Фильм о следователе , который на месте преступления привык беспристрастно лицезреть самые жуткие повреждения человеческого тела, но оказывается совершенно беспомощен при виде собственной дочери, страдающей анорексией.

«Лицо» (Twarz , 2017)

Плакат фильма «Лицо». Источник: пресс-материалы

☆ Берлинский кинофестиваль
Гран-при жюри

История симпатичного и всеми любимого молодого человека , которому из-за травмы врачи пересаживают чужое лицо. В результате от него отворачиваются его друзья , девушка и даже собственная мать. Как говорила режиссер фильма Малгожата Шумовская, «„Лицо“ — это метафора того, что в настоящее время происходит в Польше: страх перед чужим».

Ванда Якубовская

«Последний этап» (Ostatni etap , 1947)

Плакат фильма «Последний этап». Источник: пресс-материалы

☆ Кинофестиваль в Карловых Варах
«Хрустальный глобус» 

Первый в мире игровой фильм о концлагере , на долгие годы ставший образцом для всех картин о Холокосте.

Материал подготовили Вячеслав Рогожников , Анастасия Желтова, Анна Колпакова.

02 декабря 2021