Образы

Следами забытых церквей

Церковь Св. Димитрия в Цевкуве. Фото: Петр Дурак

Церковь Св. Димитрия в Цевкуве. Фото: Петр Дурак

Фотопутешествие по заброшенным греко-католическим храмам Польши.

Окончание Второй мировой войны , изменение границ и переселения коренного населения привели к тому , что на территории современной Польши осталось несколько сотен заброшенных греко-католических церквей.

Многие из них перешли под юрисдикцию Римско-католической церкви — в большинстве случаев перед этим здания перестраивали: убирали купола , разбирали царские врата, разделяли иконостасы, оставляя для культовых целей лишь отдельные иконы. Немало таких церквей-костелов действует до сих пор, но многие храмы выполняли свою роль лишь в течение какого-то времени (одни лет 15, другие — 40-50), пока не были построены новые — большие и современные, — а потом оказывались заброшены.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотылюбе. Фото: Петр Дурак

Другие церкви после 1947 года были разграблены коммунистами и местным населением. Их лишали внутреннего убранства и превращали в сельские клубы , склады удобрений или корма для Государственных сельскохозяйственных предприятий, Państwowe Gospodarstwo Rolne (PGR) — польский аналог совхоза. курятники , сараи, мастерские, гаражи и даже в одном случае — в общественный туалет для клиентов местного магазина.

До сих пор неизвестно , что стало с внутренним убранством большинства этих церквей. Небольшая его часть сохранилась в музеях в Саноке, Любачуве и Ланьцуте, но это лишь малая доля того, что было.

Некоторые церкви были попросту разобраны — развалены тракторами и бульдозерами. Еще и сейчас в Бещадах или на Подгуже можно найти людей , которые гордятся своим участием в ликвидации церквей и за бутылку водки охотно расскажут о своей «работе» — о том, за какую балку надо было зацепить крюки и в какую сторону рвануть трактором, чтобы церковь сама «сложилась» внутрь, о том, что иконы горят темно-розовым пламенем и их дым может быть вреден для легких… Стоит еще помнить, что в те времена покрытие куполов, балки и кирпичи были для многих на вес золота.

Красота в разрухе

Больше десяти лет назад я поставил себе трудную задачу: добраться до всех этих заброшенных , разрушенных церквей в Польше. Выяснилось, что их осталось больше семидесяти. В этих руинах я нашел спокойствие духа, а еще — красоту, которая появляется на грани сакрального и профанного.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотылюбе. Фото: Петр Дурак

Первая моя поездка к разрушенным церквям — это было трехдневное путешествие в одиночестве на велосипеде в районе Перемышльского подгужа географический регион в Подкарпатском воеводстве в июне 2009 года. Тогда я побывал в нескольких деревнях — Бабице , Хыжинка, Котув, Красице, Кшивча — и видел тамошние церкви… Я мало знал об этих местах, только то, что их жители были насильственно переселены. Знание пришло потом.

Но сперва было откровение. В заброшенных церквях я почувствовал бо́льшую силу веры , чем в большинстве действующих храмов, в которых мне приходилось бывать. Эти церкви построили люди, у которых было очень немногое и которые жили только трудом собственных рук. Они возводили храмы не корысти ради, а из истинной любви к Создателю, и отголосок этой любви остался в строениях до сих пор.

Сам процесс поиска этих заброшенных храмов и доезда до них можно бы было описать в отдельной книге. С постройками же дело обстоит по-разному.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотылюбе. Фото: Петр Дурак

Одни открыты для любого желающего: это развалины или здания без окон и дверей , куда может легко попасть и человек, и животное. Другие — закрытые церкви, ключ от которых находится «где-то в деревне», или у солтыса, сельского старосты или у священника в приходском доме при новом храме; люди реагируют доброжелательно и охотно одалживают ключ , а иногда и составят компанию при фотографировании.

И , наконец, третий тип — это абсолютно недоступные церкви. Иногда священник запрещал пускать в храм кого-либо, иногда единственный ключ был попросту утерян. Тогда приходилось изловчиться: бывало, я залезал внутрь через крышу при помощи деревянной лестницы или веревки, или делал подкоп, чтобы попасть через пол. Но я всегда соблюдаю один принцип: ничего не уничтожить и не разрушить. Я хотел бы рассказать историю трех самых красивых, на мой взгляд, заброшенных греко-католических церквей Польши.

Церковь Успения Богородицы в Бабицах

Это деревянный храм , построенный на месте другого, также деревянного, в 1838 или 1840 году и обновленный в 1889-1890 годах. Из-за небольшого числа прихожан он был филиальной церковью греко-католического прихода в Скопуве. С 1947 года, после переселения жителей, храм стал разрушаться. 1970 году уцелевшие иконы, имеющие историческую ценность, перенесены в Национальный музей Перемышльской земли (Muzeum Narodowe Ziemi Przemyskiej), где они находятся по сей день.

Церковь Успения Богородицы в Бабицах. Фото: Петр Дурак

Само здание церкви — старейший деревянный объект на территории гмины Кшивча. Местные жители говорят , что сперва из церкви пропали элементы внутреннего убранства — небольшие иконы, подсвечники, — потом декоративные элементы и царские врата, потом кто-то прибрал к рукам покрытие единственного церковного купола, остов которого после этого стал напоминать трубу от камина. Пробовали также оторвать покрытие с самой крыши, но это не удалось. Крыша ржавела, в ней появилась первая дыра — сейчас их уже три.

Церковь Успения Богородицы в Бабицах. Фото: Петр Дурак

Странной была судьба этого объекта в течение этих последних 10 лет , что я был частым гостем в Бабицах (Babice). Чаще всего я заставал боковые двери распахнутыми настежь. Росписей немного, пустота на месте иконостаса, дыры в крыше и вместо окон. Местные жители рассказывали, что в церкви часто проводили время здешние пьяницы и старшеклассники. Наконец в очередной раз, в 2012 году, я обнаружил, что на церковных дверях висит новый замок, а где ключ — никто не знает. Меня отправляли то к солтысу, то в администрацию гмины, то еще куда-то, пока один из соседей не одолжил мне лестницу, чтобы я мог влезть внутрь через окно.

Церковь Успения Богородицы в Бабицах. Фото: Петр Дурак

Позднее новый замок кто-то сорвал и церковь оставалась открытой до весны 2016 года , когда, после вмешательства в дело небезразличных жителей гмины и подкарпатских СМИ, к ней закрыли доступ. Кое-как залатали дырки в крыше, оконные отверстия забили досками, двери закрыли. На ремонт бывшего храма денег по-прежнему нет.

Церковь Св. Димитрия в Цевкуве

Этот храм был построен в 1842 году , а на рубеже XIX-XX веков был изнутри покрыт полихромией. После Второй мировой войны церковь перешла в государственную собственность и из-за отсутствия должного ухода быстро стала разрушаться. Внутреннее убранство, в первую очередь иконы XVI-XVIII веков, сохранилось в музеях — в Саноке и в Кракове, в Фонде Св. Владимира. Колокольня, поставленная возле храма в 1890 году, была разобрана в 1987-м.

Церковь Св. Димитрия в Цевкуве. Фото: Петр Дурак

Рядом со зданием церкви , обращенным на восток, находится футбольное поле (раньше на его месте было кладбище), за которым протекает здешняя речушка. Мы с друзьями приезжали в Цевкув (Cewków) несколько раз начиная с 2010 года, и каждый раз заставали церковь во все более разрушенном состоянии. Боковые двери не были заперты, только прикрыты, и любой мог войти внутрь — а если не через двери, то через другое отверстие: большое квадратное окно в бабинце, Бабинец — один из притворов храма, где во время службы могли стоять женщины. а скорее оставшуюся от него дыру. В этом храме мне особенно запомнилась прекрасная бледно-голубая внутренняя роспись , амвон и впечатляющая стена из-под иконостаса, а еще — перья и сено на полу. После того как из церкви вынесли внутреннее убранство, в ней стали гнездиться голуби; еще, похоже, кто-то держал там кур и других животных. Многочисленные следы их пребывания мы могли наблюдать на скамьях и настиле.

Церковь Св. Димитрия в Цевкуве. Фото: Петр Дурак

В 2015 году в церкви сделали небольшой ремонт: разгребли заваленный притвор , заново покрыли дырявую крышу. Есть и планы основательной реставрации храма, но воплотятся ли они в жизнь — неизвестно.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотылюбе

Этот деревянный храм , построенный в 1886–1888 годах, после выселения украинцев в 1947 году стал использоваться как филиальный храм прихода Покрова Пресвятой Богородицы в Цешанове. На рубеже 1960-1970-х годов его отремонтировали, а в 1986 году к бабинцу пристроили непропорционально большой притвор. С тех пор как в 2001 году был построен новый каменный храм, церковь стоит закрытая. Внутри сохранилось убранство XVII–XIX веков, в том числе иконостас.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотылюбе. Фото: Петр Дурак

Войти в церковь в Хотылюбе (Chotylub) каждый раз было проблематично. Ключи находятся у одного из местных жителей , чья семья когда-то помогала при храме. Священник, уходя из храма, запретил пускать в него туристов. Чтобы попасть внутрь, приходится приводить разные аргументы, и обычно самым убедительным оказывается юридический — что это якобы необходимо для подготовки ремонтной документации. Но, надо сказать, что контраргументы у хранителя ключа тоже солидные: когда-то туристы уже украли отсюда подсвечник и иконы. Надо сохранить то, что осталось.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Хотылюбе. Фото: Петр Дурак

С тех пор как здание было закрыто , там нет отопления и не делался ремонт, поэтому состояние внутреннего убранства — все более и более катастрофическое. Я фотографировал его ноябрьским утром, а за окнами лил сильнейший ливень. По стеклам и жестяной крыше барабанил осенний дождь. Впрочем, несколько лет спустя, в 2015 году, ржавую крышу покрыли серебряной краской.

Капля в море

Это лишь три примера из всех найденных мной в Польше разрушенных церквей. Я застал последние годы , когда можно было показать на фотографиях, как выглядят эти храмы, еще не тронутые ремонтом. Заброшенные церкви постепенно исчезают из польских пейзажей. Благодаря средствам, которые выделяет ЕС, возрождаются храмы в Хыжинке (Chyrzynka), Цешануве (Cieszanów), Нароле (Narol), Нове-Брусно (Nowe Brusno), Котуве (Kotów), Пьёнтковой (Piątkowa) и Жерница-Выжной (Żernica Wyżna). Будут ли они снова постепенно ветшать, поскольку некому озаботиться их дальнейшей судьбой, как это происходит, например, в Лукавце (Łukawiec)? Или же кто-то придумает, что с ними делать?

Заброшенные церкви исчезают и другим путем. Например , храм в Опаке (Opaka), признанный памятником архитектуры, был подожжен и сгорел дотла в 2003 году — я не успел его сфотографировать. Церковь в Лежахуве (Leżachów), тоже признанный памятник, была разобрана — вроде бы ее собираются восстановить, но нет денег.

Церковь Св. Димитрия в Цевкуве. Фото: Петр Дурак

Остатки деревянного храма в Тенятысках (Teniatyska) разобрали и превратили в кучу гниющих балок. От руин церквей в Гульске (Hulskie) , Мацковицах (Maćkowice) или Уйковицах (Ujkowice) скоро, наверное, не останется и следа.

Я могу лишь надеяться , что мои путешествия и фотоработы помогут другим людям открыть красоту этих заброшенных храмов и не позволят им окончательно исчезнуть.

Перевод Валентины Чубаровой

02 марта 2021