Идеи

Выборы-2023. Прогнозы на парламентские голосования в Польше

Парламентские выборы в Польше. Фото: Дариуш Горайский / Forum

Парламентские выборы в Польше. Фото: Дариуш Горайский / Forum

Принесет ли следующий год изменения на политической арене?

2023 год станет в Польше самым интересным и важным почти за целое десятилетие. В первую очередь, из-за планируемых на осень парламентских выборов. Выборов, которые после двух сроков правления партии «Право и Справедливость» (Prawo i Sprawiedliwość, далее ПиС) могут привести к смене власти. Предвыборная борьба разворачивается уже сейчас.

В 2015 году победа ПиС после двух сроков правления партии «Гражданская платформа» (Platforma Obywatelska) была ожидаемой, но ее масштаб поразил. Впервые один избирательный список получил в Сейме абсолютное большинство, что произошло, главным образом, благодаря распылению голосов в рядах оппозиции. В 2019 году единственным интересным вопросом было то, удастся ли ПиС сохранить самостоятельное большинство, поскольку все опросы предвещали очередную победу этой партии. Удалось, хотя и не без потерь, так как оппозиция получила большинство в верхней палате парламента. На этот раз исследования общественного мнения все чаще предсказывают успех оппозиционным партиям, обещающим отмену введенных ПиС неоднозначных изменений, которые политики «Гражданской коалиции» (Koalicja obywatelska) — союза, объединенного вокруг ГП — окрестили строительством авторитаризма.

Лидер ПиС Ярослав Качиньский. Источник: «Право и справедливость» / фейсбук

Тенденция опросов очевидна. Поддержка ПиС уже давно упала ниже 40 % и все чаще пробивает отметку 35 %. Популярность ГК, которую вновь возглавляет бывший премьер и председатель Европейского Совета Дональд Туск, перевалила за 25 % и постепенно приближается к 30 %, а в отдельных опросах главной оппозиционной силе даже удается опередить ПиС. На результат, превышающий 10 %, может рассчитывать правоцентристская «Польша-2050» (Polska 2050) шоумена и публициста Шимона Холовни, который свое отсутствие в парламенте пытается компенсировать активностью в интернете. Дальше идут три объединения, которым опросы также обещают преодоление пятипроцентного электорального порога: коалиция «Левые» (Lewica), аграрная «Польская крестьянская партия» (Polskie Stronnictwo Ludowe) и крайне правая «Конфедерация» (Konfederacja). Если для ПиС вопрос стоит о том, быть или не быть, поскольку его коалиционные возможности ограничены, то для «Гражданской коалиции» немаловажна и ее собственная сила на фоне остальной оппозиции.

Лидер ГП Дональд Туск. Источник: «Гражданская платформа» / фейсбук

Во властных кругах по-прежнему рассчитывают, что энергетические проблемы и инфляционный шок пройдут после зимы и что поддержку можно будет восстановить во время избирательной кампании, которая всерьез начнется по окончании праздников. И шансы на это сохраняются, учитывая поддержку со стороны президента Анджея Дуды и государственного телевидения, подконтрольного действующей власти. Для оппозиции же слово «победа» имеет много значений. Первое и основное — это лишение ПиС большинства в парламенте. Однако выполнение программы-минимум не обязательно приведет к окончательному успеху. Потенциальное правительство ГК, «Польши-2050», «Левых» и ПКП будет исключительно неоднородным в программном плане. Консерваторов с правого фланга ПКП мало что объединяет с прогрессистами левого фланга «Левых». Подобной же квадратурой круга станет попытка объединения экономических либералов из партии «Современная» (Nowoczesna), представляющей собой часть ГК, с социалистами из «Партии Вместе» (Partia Razem), входящей в партию «Левые».

Лидер партии «Польша-2050» Шимон Холовня. Источник: Шимон Холовня / фейсбук

Поэтому у партии Туска далеко идущие планы. Оптимальным сценарием для ГК стала бы возможность сформировать менее представительное правительство. Левоцентристское с «Левыми» либо правоцентристское с Холовней и ПКП. У такого большинства было бы два преимущества: оно гарантировало бы большую однородность и устойчивость правящей коалиции, а также не позволило бы ПиС (и «Конфедерации») оказаться единственными оппозиционными силами. С этой точки зрения у оппозиции тоже две программы-максимум. Для простого большинства в польском Сейме необходим 231 депутат. Но, по меньшей мере до 2025 года, предполагаемой новой коалиции пришлось бы править, сосуществуя с ПиСовским президентом Дудой, который обладает правом вето. Для того, чтобы отклонить президентское «нет», нужно иметь в Сейме 276 голосов. А для внесения изменений в Конституцию — уже 307. Без возможности снять президентское вето эффективное управление невозможно, а неэффективное управление — это прямой путь к проигрышу в президентских выборах в 2025 году (дважды избиравшийся президент Дуда не может принять в них участия). И круг замкнется.

В рядах оппозиции продолжаются дискуссии о том, пойти ли на выборы одним, объединенным списком или нет. Опросы не дают однозначного ответа на этот вопрос, а при ошибочном решении можно недосчитаться нескольких решающих мандатов, необходимых для получения 231 или 276 мест (307 — это пока сценарий из жанра political fiction). ГК выступает за один список, но на своих условиях, что не нравится другим оппозиционным партиям. В качестве контраргумента против объединенного списка звучит довод, что такое объединение уже однажды имело место, перед выборами в Европарламент в 2019 году, что привело к самой крупной в истории победе ПиС.

Представляется, что более реальным — и, по мнению некоторых аналитиков электоральной системы, лучшим для оппозиции — было бы создание двух избирательных списков. При таком сценарии ГК могла бы пойти на выборы вместе с «Левыми», а ПКП — с «Польшей-2050».

Дискуссии о совместном списке могут занять значительную часть подготовки к выборам.

У ПиС будут свои проблемы. Проблемы с ценами на энергоресурсы и — шире — с ростом инфляции являются общими для всего региона. Не менее серьезную проблему для правительства Матеуша Моравецкого представляет кризис в отношениях с Европейской комиссией, который уже привел к приостановке выплат из Фонда восстановления ЕС, призванного помочь экономикам вернуться на путь роста после пандемии коронавируса. Польша подавала заявку на 24 млрд евро безвозвратных грантов и 11,5 млрд евро низкопроцентных займов (сумма в заемной части может еще увеличиться). Однако выплату денег Брюссель ставит в зависимость от отмены ПиС некоторых изменений в судопроизводстве, рассматриваемых Евросоюзом (и оппозицией) как его политизацию. Польское правительство согласовало с Еврокомиссией упразднение недавно созданной Дисциплинарной палаты Верховного Суда. В соответствии с договором, дела, связанные с дисциплинарной ответственностью судей, должны направляться в Верховный административный суд, хотя такое решение вызывает сомнения у части специалистов по конституционному праву.

Условия предоставления средств из Фонда восстановления были приняты правительством в ходе переговоров об их распределении. Теперь наиболее критически настроенная часть правящего лагеря, в особенности «Солидарная Польша» (Solidarna Polska) — ультраправая партия, которая на двух последних парламентских выборах избиралась по спискам ПиС, — обвиняет Моравецкого в капитуляции. В ближайшие месяцы с их стороны можно ожидать ужесточения антиевропейского нарратива, но без перехода красной черты, поскольку именно от ПиС зависит, получат ли люди СП места (и какие именно) в избирательных списках в будущем году. Впрочем, в рядах ПиС также преобладает разочарование позицией Европейской комиссии и подозрение, что Брюссель хочет таким образом помочь оппозиции победить на выборах. ПиС и Брюссель не доверяют друг другу и выдвигают взаимные обвинения в нарушении данного слова. Это тоже не сулит быстрого разрешения конфликта, между тем без денег от Евросоюза правительству будет еще труднее смягчить последствия экономического кризиса, все более ощутимого для поляков.

Перевод Сергея Лукина

21 декабря 2022