Что предшествовало убийству
В сентябре 1939 года окрестности польского города Ломжа оказались под советской оккупацией , а затем были включены в состав Белорусской Советской Социалистической Республики. За 21 месяц правления новой власти взаимоотношения между поляками и евреями здесь существенно ухудшились. Причины этого явления непросты.
У многих поляков сложилось тогда убеждение , что значительная часть евреев благожелательно отнеслась к вторжению Красной армии, а затем начала сотрудничать с новой властью в различных сферах и включилась в построение нового порядка. Это воспринималось как измена польскому государству и проявление сотрудничества с оккупантом.
Однако у еврейской общины был иной взгляд на эту ситуацию. Занятие должностей в администрации , учебных заведениях, хозяйственных органах здесь часто считалось заслуженным профессиональным ростом, который ранее был невозможен либо затруднен по вине властей Второй Речи Посполитой, старавшихся — особенно во второй половине тридцатых годов — ограничить влияние национальных меньшинств в различных областях общественной жизни. Еврейское население, особенно в небольших городках, стало естественной опорой для новой власти — с учетом его лояльности, отсутствия подозрений в прогерманских настроениях, относительно высокого уровня образования, и, наконец, повальной безработицы, из-за которой евреи охотно принимали предложения о трудоустройстве.
Продвижение евреев также было составной частью политики советской власти , в первые месяцы оккупации явно поддерживавшей этнические меньшинства, а также исключенные прежде категории населения: сторонников коммунизма, молодежь, бедноту. Многие представители этих групп пошли на сотрудничество с новой властью в различных сферах, например, участвуя в создании временных органов власти (всевозможных «революционных комитетов», действовавших до учреждения постоянных советских структур), вступая в ряды народной милиции и рабочей гвардии, занимая многочисленные посты в новой администрации, органах образования, национализированной экономике. Однако эта политика начала меняться уже в 1940 году. С развитием ситуации оказывалось, что и с евреями может происходить то, что в сталинской системе грозит каждому: их по различным обвинениям ссылали в Сибирь, и даже самых ярых сторонников новой системы часто заменяли со временем другими чиновниками.
Тем не менее эти явления вызвали сильное негодование у поляков , тем более что евреи нередко занимали должности тех, кто был репрессирован новыми властями, и тем самым становились врагами весьма сильного в регионе вооруженного подполья. Это негодование наложилось на и без того уже натянутые взаимоотношения между этническим меньшинством и количественно абсолютно доминировавшим большинством, а также на очень сильное влияние в западном Подляcье Национально-демократической партии (так называемых эндеков), которое еще в 30-е годы ХХ века приводило к многочисленным антиеврейским эксцессам (например, бойкот магазинов или погром в Радзилуве в марте 1933 года).
Среди участников погромов 1941 года можно было найти «ветеранов» антиеврейских выступлений тридцатых годов.
Еще в 1938 году Юзеф Халасинский в книге «Молодое поколение крестьян» , опираясь, прежде всего, на анализ присланных ему дневников, признал спецификой тогдашнего Белостокского воеводства «эмоциональный антисемитизм».
Довоенный антисемитизм поляков , ограниченный определенными кругами, например, эндеками, [с началом войны] невероятно усилился и распространился практически на все слои польского общества на оккупированной Советским Союзом территории. Произошло отождествление евреев с советской системой, а ненависти к СССР — с ненавистью к евреям. Таким образом, в 1939–1941 годах под воздействием опыта советской оккупации одним из элементов патриотизма поляков, живших на Кресах, Кресами обычно называют восточные области довоенной Польши, вошедшие после Второй мировой войны в состав Украины и Белоруссии; здесь имеется в виду в целом восточная часть страны, оккупированная СССР в 1939-1941 годах. стал , в некотором смысле, антисемитизм, понимаемый как борьба против советской (то есть «еврейской») власти за независимость Польши, которую — по мнению большинства поляков — евреи предали.
После бегства советских властей поляки , с различной степенью участия немцев, совершили в Ломжинском и Белостокском регионах множество актов насилия в отношении своих еврейских соседей. Исследования Института национальной памяти Польши установили, что подобные события произошли в 23 населенных пунктах. Помимо Едвабне это были: Бельск-Подляский (деревня Пильки), Василькув, Вонсош, Визна, Гонёндз, Граево, Клещеле, Кнышин, Кольно, Кузница, Наревка, Пёнтница, Радзилув, Райгруд, Соколы, Стависки, Суховоля, Тшцянне, Тыкоцин, Хорощ, Чижев, Щучин и Ясёнувка.
Во всех этих выступлениях было четыре общих момента: антисемитизм значительной части местного польского населения; разграбление еврейского имущества как один из главных мотивов агрессии по отношению к еврейским соседям; жажда мести за действительное либо мнимое сотрудничество евреев с советскими оккупантами; наконец , поощрение со стороны немцев — в разных местах проявлявшееся в разной степени, от непосредственной организации погрома до всего лишь натравливания или разрешения. В некоторых из известных погромов в Подлясье число убитых евреев составляло от нескольких до примерно полутора десятков человек, в других же — прежде всего, в Едвабне и Радзилуве — количество жертв массовых убийств шло на сотни.
Ход событий
Прелюдией к массовому убийству в Едвабне стали события 25 июня 1941 года. Троих евреев тогда убили , а двух женщин вместе с маленькими детьми заставили покончить с собой, утопившись в пруду. Жертвы убийства были местными коммунистами, а женщины, утонувшие в пруду — женами двух других коммунистов-евреев, которым удалось бежать вместе с уходившими советскими властями. В тот день смерть постигла и троих поляков, признанных виновными в коллаборационизме.
Однако если в первые дни после начала войны между Германией и СССР в Едвабне обвиняли в приверженности коммунистам и убивали как евреев , так и поляков, то 10 июля 1941 года волна насилия обрушилась уже только на евреев, охватив всю общину.
То , что случилось в Едвабне в этот день, складывалось из нескольких последовательных событий. По словам многих очевидцев, утром в местечко приехала группа гестаповцев, сыгравшая роль вдохновителей и, вероятно, организаторов резни. На первом этапе евреев вывели из домов, — это несомненно сделали поляки, — и привели на рыночную площадь. Там уже ждала масса зевак, в том числе немало крестьян из соседних деревень. Некоторым из них, без сомнения, хотелось увидеть насилие (уже было известно о сожжении евреев, совершенном тремя днями ранее во время погрома в Радзилуве). Другие же были, скорее, дезориентированы и напуганы, но оставались там, послушные инициаторам погрома из страха перед наказанием за уклонение от исполнения приказов. Неизвестно, был ли образован в Едвабне, как это было в других местах, кордон из взявшихся за руки людей, лишавший согнанных евреев всякой возможности спастись бегством.
Верховодила группа из не менее чем 40 жестоких убийц. Их поддерживало примерно полтора десятка вооруженных немцев , что придавало погрому легитимность с точки зрения оккупационной власти. Не исключено (хотя это лишь предположение), что эта группа возникла на основе недолговечной, самозванной польской вспомогательной полиции, «наводившей порядок» в окрестностях после падения одного оккупанта, пока происходила стабилизация аппарата другого.
Евреев заставили разбить памятник Ленину и выкрикивать слова «война из-за нас». Затем несколько десятков из них были вынуждены носить вокруг рыночной площади разбитые остатки памятника в своеобразном шествии во главе с раввином , державшим в руках красный флаг. Клеймение евреев позором как ответственных за власть коммунистов сменилось избиением и унижением жертв, длившимися несколько часов. Тогда же произошли первые убийства. При этих событиях присутствовали немцы: гестаповцы и жандармы. Согласно некоторым свидетельствам, именно они отдавали приказы.
Этот «ритуал» , известный и по многим другим местностям, здесь в последней своей части привел к массовому убийству. Банда зачинщиков погнала евреев к овину, принадлежавшему одному из горожан, Брониславу Слешиньскому. Там вначале были убиты те 40-50 мужчин, которых до этого заставляли таскать обломки памятника Ленину. После них в тот же овин загнали, вероятно, еще около 300 человек — евреев, остававшихся на площади, включая женщин и детей. Стены строения облили керосином, а затем подожгли. Общее число жертв погрома в Едвабне оценивается в несколько сотен человек.
Следствие и дискуссия
После войны погром в Едвабне стал предметом нескольких разбирательств. Следствие , проведенное в 1948–1949 годах Управлением общественной безопасности Ломжинского повета, завершилось судебным слушанием в окружном суде в мае 1949 года (так называемый процесс Рамотовского и других). Обвинительный акт касался 22 жителей Едвабне, обвиненных на основании декрета «о мере наказания для фашистско-гитлеровских преступников». 11 обвиняемых были приговорены к тюремному заключению сроком от 8 до 15 лет, а один — к смертной казни, впоследствии замененной 15 годами тюрьмы. В 1953 году в ломжинском суде проходил так называемый процесс Собуты по тому же делу; он завершился оправданием обвиняемого из-за отсутствия достаточных доказательств. Еще одно следствие по делу Едвабне проводила в 1967–1974 годах Окружная комиссия по изучению гитлеровских преступлений в Белостоке. В ходе этого расследования было априори принято, что едвабненских евреев уничтожили немецкие жандармы из местного отделения. Вопрос об участии поляков в массовом убийстве прокурор опустил, умолчав о нем и в окончательном постановлении.
Уже в свободной Польше дело о погроме в Едвабне стало предметом следствия , проведенного Институтом национальной памяти в 2000–2002 годах. Несмотря на то, что было допрошено 98 свидетелей, восстановить все детали преступления так и не удалось.
Показания свидетелей настолько расходятся , что было в принципе невозможно верифицировать одни показания при помощи других. Немцы, вероятно, малой группой соучаствовали в акции по выведению потерпевших на рыночную площадь, и этим ограничилась их активная роль. В свете собранных доказательств неясно, принимали ли они участие в конвоировании жертв к месту казни и находились ли рядом с овином. Показания свидетелей по этому вопросу принципиально расходятся. Что касается участия польского населения в совершении преступления, следует признать, что это была решающая роль в осуществлении преступного плана.
Разгоревшийся в начале XXI века спор о погроме в Едвабне стал одной из важнейших общественных дискуссий , происходивших в Польше после 1989 года. Он повлиял не только на представление о польско-еврейских отношениях, но и на образ истории Польши ХХ века в целом, причем в ее наиболее драматичных аспектах, таких как Вторая мировая война, немецкая и советская оккупация, отношение поляков к евреям и немцам. Часть участников этой дискуссии даже поставила вопросы о правомерности традиционных представлений об истории Польши в целом, концентрирующихся на борьбе за свободу, национальных восстаниях, а в особенности на страданиях, причиненных полякам чужаками.
Важнейшим элементом дебатов о Едвабне был вопрос об участии в тех событиях поляков , причем об участии не в роли подневольных свидетелей, беспомощных перед страданиями еврейских соседей, а в качестве исполнителей этого жестокого преступления.
Первым об участии поляков в погромах лета 1941 года написал в 1966 году Шимон Датнер , историк, связанный с Еврейским историческим институтом и Главной комиссией по изучению гитлеровских преступлений в Польше. В своем коротком тексте он упомянул, в частности, Едвабне и Радзилув, отметив, однако, координирующую роль немцев: «к преступлениям на этих территориях немцы привлекли отбросы из числа местного населения. Там , где немцы не нашли добровольных исполнителей, они сами довершили кровавое дело».
В 1992 году тему Едвабне затронул Анджей Жбиковский в статье «Локальные еврейские погромы в июне и июле 1941 года на восточных рубежах Второй Речи Посполитой». Название местечка упоминалось там в числе 31 населенного пункта , в которых антиеврейские инциденты «повлекли за собой смертельные жертвы». Он заключил , однако, что «акты враждебности по отношению к еврейскому населению приобрели массовые формы , главным образом, на территориях, где проживало украинское население» , а также дистанцировался от информации на тему сожжения радзилувских и едвабненских евреев, подчеркивая неправдоподобность количества жертв.
Как и предыдущий , этот текст, размещенный в сугубо научном периодическом издании, не вызвал широкого отклика. Стоит отметить, что в неспециализированной прессе об участии поляков в массовом убийстве в Едвабне было впервые написано еще в 1998 году — это был репортаж Дануты и Александра Вронишевских в ломжинском еженедельнике Kontakty, также оставшийся почти полностью незамеченным.
Всеобщая дискуссия о событиях в Едвабне вспыхнула лишь в ноябре 2000 года. Ее разожгла выпущенная за полгода до этого знаменитая книга «Соседи. История уничтожения еврейского местечка» Яна Томаша Гросса. На русском языке книга вышла в 2002 году в издательстве «Текст». Она основывалась на материалах уголовных процессов Рамотовского и других (1949) и Собуты (1953) , а также на рассказах свидетелей — Шмуля Вассерштейна и Менахема Финкельштейна.
Дискуссия о Едвабне достигла своего пика весной 2001 года. Тогда каждый месяц приносил более ста различных публикаций в прессе. Например , некоторые историки, ознакомившись с документами 1949 года, поставили в вину Гроссу избирательное отношение к источникам. Еще одним предметом дискуссии стало число погибших — их оценки сильно расходятся.
Затем споры довольно резко прекратились — это произошло с открытием памятника в Едвабне 10 июля 2001 года. Последующие упоминания касались , в основном, продвижения следствия, которое вел Институт национальной памяти Польши. Именно стараниями ИНП в 2002 году вышла двухтомная публикация «Вокруг Едвабне», подготовленная по итогам двухлетнего труда почти двадцати исследователей.
Впоследствии публиковались и другие книги и статьи на эту тему. В целом погрому в Едвабне так или иначе посвящено более 300 публикаций. Сами их названия , а также места их издания, демонстрируют масштаб и накал, а порой и уровень содержательности споров и дискуссий о Едвабне. В 2008 году даже появилась научная работа Петра Форецкого, посвященная самой полемике и ее восприятию. В 2012 году Витольд Мендыковский в своей книге показал, что погром в Едвабне был частью волны антиеврейских выступлений, прокатившейся летом 1941 года через бывшую советскую оккупационную зону — от стран Балтии через Ломжинский, Белостокский регионы и Восточную Галицию до самой Румынии.
Перевод Владимира Окуня
Статья на основе текста «Вокруг Едвабне» была написана и опубликована в 2002 году в одноименном двухтомнике , а впоследствии дополнена. Русский перевод, содержавший большое количество ссылок на польскоязычные публикации, адаптирован редакцией «Новой Польши». Ниже мы приводим список статей и книг различного характера, упоминавшихся в исходном тексте статьи.
- Szymon Datner. Eksterminacja ludności żydowskiej w Okręgu Białostockim // Biuletyn Żydowskiego Instytutu Historycznego 1966 , nr 60
- Danuta Wroniszewska , Aleksandr Wroniszewski. ...aby żyć // Kontakty (Łomża), 10.07.1988
- Andrzej Żbikowski. Lokalne pogromy Żydów w czerwcu i lipcu 1941 roku na wschodnich rubieżach II Rzeczypospolitej // Biuletyn Żydowskiego Instytutu Historycznego 1992 , nr 2/3
- Jan Tomasz Gross. Sąsiedzi. Historia zagłady żydowskiego miasteczka. Sejny , 2000 (Ян Томаш Гросс. Соседи. История уничтожения еврейского местечка. Москва, «Текст», 2002)
- Andrzej Kaczyński. Całopalenie. W Jedwabnem zagłady Żydów Niemcy dokonali polskimi rękami // Rzeczpospolita , 05.05.2000
- Andrzej Kaczyński. Oczyszczenie pamięci // Rzeczpospolita , 19.05.2000
- Tomasza Strzembosz. Przemilczana kolaboracja // Rzeczpospolita , 27.01.2001
- Jan Tomasz Gross. Wokół «Sąsiadów»: polemiki i wyjaśnienia. Sejny 2003
- Dariusz Stola. Pomnik ze słów // Rzeczpospolita , 01–02.06.2001
- Antoni Sułek. Sąsiedzi — zwykła recenzja // Więź 2001 , nr 12
- Jan Tomasz Gross. Antoniemu Sułkowi w odpowiedzi // Więź 2002 , nr 4
- Tomasz Strzembosz. Prof. Gutmanowi do sztambucha // Więź 2001 , nr 6
- Israel Gutman. Oni i my. W odpowiedzi Prof. Tomaszowi Strzemboszowi // Więź 2001 , nr 8
- Wokół Jedwabnego. Warszawa , 2002
- Anna Bikont. My z Jedwabnego. Warszawa , 2004
- Jedwabne w oczach świadków. Włocławek , 2001
- Tadeusz Mocarski. O Jedwabne , Jedwabne... Warszawa, 2001
- Henryk Pająk. Jedwabne geszefty. Lublin , 2001
- Jan Marszałek. Polska zdradzona: rzecz nie tylko o kłamstwach Grossa , lecz i antypolonizmie, rasizmie, ksenofobii. Warszawa, 2001
- Jerzy Robert Nowak. Sto kłamstw J. T. Grossa o Jedwabnem i żydowskich sąsiadach. Warszawa , 2001
- Thou shalt not kill: Poles on Jedwabne. Warszawa , 2001
- Wiesław Wielopolski. Bez antysemityzmu: według relacji mieszkańca Jedwabnego niewinnie skazanego w sfingowanym procesie. Pisz , 2003
- Stephanie Kowitz. Kollektives Gedächtnis und tabuisierte Vergangenheit. Berlin , 2004
- The neighbors respond: the controversy over the Jedwabne massacre in Poland. Oxford , 2004
- Mark Jan Chodakiewicz. The Massacre in Jedwabne July 10 , 1941: before, during, and after. New York, 2005
- Lech Zdzisław Niekrasz. Operacja «Jedwabne». Wrocław , 2005
- Piotr Forecki. Spór o Jedwabne: analiza debaty publicznej. Poznań , 2008
- Witold Mędykowski. W cieniu gigantów. Pogromy Żydów w 1941 roku w byłej sowieckiej strefie okupacyjnej. Kontekst historyczny , społeczny i kulturowy. Warszawa, 2012