Идеи

Экономика во время пандемии. Польша на фоне других стран ЕС

Магазин электроники Rtv Euro Agd, который продает товары без возможности входа внутрь. Фото: Мирослав Песлак / Forum

Магазин электроники Rtv Euro Agd, который продает товары без возможности входа внутрь. Фото: Мирослав Песлак / Forum

Еще в начале пандемии, в марте 2020 года, Польский экономический институт прогнозировал, что снижение ВВП Польши может достичь 4,7 %, а Министерство развития предсказывало безработицу на уровне 10 %. К_счастью, эти прогнозы не оправдались: в сравнении с другими государствами ЕС страна неплохо справилась с кризисом. Каковы же дальнейшие прогнозы?

В третьем квартале 2020 года ВВП Польши снизился на 1,8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года, а инфляция во время сильных карантинных ограничений в октябре-декабре 2020 года колебалась в диапазоне 2,4-3,1 %. Безработица в конце декабря оставалась на уровне 6,2 %, что лишь незначительно превышает уровень до пандемии (5,5 % в январе 2020) и во второй половине года (6,1 % в июне-ноябре).

Более того, в соответствии с большинством прогнозов, 2021 год может стать периодом экономического подъема, но это будет зависеть, прежде всего, от дальнейшего развития пандемии, темпов и эффективности вакцинации, а также от новых ограничений, связанных с коронавирусом. Согласно подсчетам Конфедерации «Левиафан»,
неправительственная организация, объединяющая более 4100 компаний, где работает более миллиона человек экономический рост составит в 2021 году 3,6 %. Подъем будет происходить, главным образом, за счет экспорта (рост на 6 %) и потребления (рост на 3,5 %). Инфляция же составит всего 2,5 %.

Преимущества польской экономики

Итак, Польша справилась с кризисом на удивление хорошо. Почему? На это повлияло несколько факторов. Прежде всего, ее структура.

Мацей Релюга, главный экономист банка Santander

Польскую экономику характеризует высокая степень диверсификации. Не существует одного сильно доминирующего сектора, который в условиях пандемии оказался бы наиболее уязвимым.

Как подчеркивает эксперт, есть несколько устойчивых и важных для экономики секторов, и это равномерное распределение акцентов позволяет быстро восстанавливать потери, когда в одном из них дела идут плохо.

Мацей Релюга

У нас [среди ключевых] немного таких отраслей, по которым пандемия ударила особенно болезненно, как, например, туризм или гостиничный бизнес. Хотя в обычное время мы наверняка не гордились бы этим и предпочли бы оказаться более привлекательной в туристическом плане страной, но во время пандемии тот факт, что доля туризма в экономике небольшая, нам помогает. Страны, в которых туризм — это сильная отрасль, испытывают сейчас большие проблемы, потому что эта ветвь экономики будет «выключена» еще долго.

В Польше добавленная стоимость, сгенерированная туристической отраслью, составляет от 1 до 1,5 % ВВП. Средняя величина в ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития) — 4,4 %, а среди государств-членов ЕС, охваченных исследованием ОЭСР,  более низкая доля туризма в ВВП — лишь у Люксембурга (1,1 %).

Еще один фактор, благоприятствующий польской экономике — это масштаб реакции экономической политики на пандемию. Хотя многие предприниматели жалуются на недостаточную поддержку государства, а помощь в рамках программы Антикризисный щит законодательно утвержденный набор мер по поддержке работников, работодателей и самозанятых функционирует не идеально, однако в Польше эта поддержка относительно велика.

Мацей Релюга

Если взглянуть на масштаб пакета правительственной помощи компаниям, то она была весьма значительной по сравнению с другими странами, ведь это было около 10 % ВВП. Так что эта поддержка во время пандемии оказалась довольно существенной.

Подействовало и вмешательство Центрального банка, который снизил процентные ставки и использовал выкуп государственных облигаций. Хотя снижение процентных ставок привело к тому, что ни компаниям, ни потребителям теперь не выгодно экономить, оно простимулировало внутреннее потребление. Прекрасным примером служит хотя бы рост продаж электроники и бытовой техники, а также товаров для ремонта и оформления интерьеров. Поляки, которые проводят теперь больше времени дома, работают и учатся удаленно, начали, вместо того чтобы экономить, вкладываться в новые ноутбуки, телевизоры, бытовые приборы и ремонт.

Несмотря на пандемию, по-прежнему хорошо развивается рынок недвижимости, цены на жилье растут. Многие фирмы перенесли продажи в интернет и сделали ставку на развитие онлайн-торговли. Благодаря этим явлениям такие польские компании, как EURO RTV AGD (магазины электроники и бытовой техники) или CCC (обувные магазины), а также девелоперы и строительные фирмы не могут пожаловаться на убытки. Самая большая с точки зрения доходов сеть продовольственных магазинов Biedronka, принадлежащая португальской компании Jeronimo Martins, зафиксировала рекордную прибыль. Продажи в магазинах в Польше выросли в конце 2020 года на 10 %, и это был лучший результат компании на всех международных рынках.

Быстрое падение, медленный рост

Еще одним козырем польских компаний во время пандемии оказалось умение использовать конкурентные преимущества. Одно из главных — ценовая конкурентоспособность в сравнении с западноевропейскими производителями. Более низкие цены на товар аналогичного качества работают на благо польских предприятий, особенно в период пертурбаций и экономических кризисов, когда все ищут возможности сэкономить и вводят оптимизацию расходов.

Мацей Релюга

Это касается как потребителей, так и фирм. У нас есть данные, которые подтверждают: в очередной раз в момент, когда Западная Европа погрузилась в какую-то рецессию, процесс оптимизации затрат привел к тому, что польские компании смогли протолкнуться на эти рынки.

К примеру, покупатель, вместо того чтобы выбрать стиральную или посудомоечную машину бренда Siemens, отдает предпочтение технике из Польши, которая не хуже, но дешевле. Эта тенденция относится и к компаниям: в глобальных цепочках поставок польские фирмы оказались в состоянии вытеснить конкурентов, потому что предлагали товары такого же качества по более низким ценам. 

Мацей Релюга

Конечно, производство на начальном этапе пандемии пострадало, но Польше помогло то, что после первоначального шока мы начали быстро восстанавливаться. Оказалось, что западные концерны ищут поставщиков, у которых более низкие ценыв автомобильной ли отрасли, в электронной ли, или, скажем, в области оконных конструкций. Выяснилось, что конкурентные по цене польские фирмы в состоянии совершить экспансию на соседние рынки быстрее, чем другие.

Однако, если принять во внимание не только абсолютную цифру экономического спада, но и торможение экономики в целом, ситуация уже не выглядит столь оптимистически. Все-таки польская экономика, подобно другим рынкам в Европе, упала, и при этом, если говорить о темпах роста, — с большей высоты.

Мацей Релюга

В Польше рецессия была почти самой неглубокой среди стран Евросоюза, однако до пандемии у нас были очень высокие темпы роста. И быстро вернуться к этим показателям не удастся. Мы, определенно, утратили динамику темпов роста и не являемся по этому показателю лидером в Европе. Если верить таким органам, как Европейская комиссия или Международный валютный фонд, есть страны, которые вернутся к тренду экономического роста намного быстрее, чем Польша.

Эксперт добавляет, что, согласно расчетам, раньше других восстановится немецкая экономика. В соответствии с предварительными оценкам Еврокомиссии, польской экономике по окончании пандемии потребуется для восстановления около двух лет.

Прогнозы на 2021 год

Огонек надежды на скорый возврат к нормальности — прививки, которые начали делать с конца прошлого года. Однако для успешного возвращения к привычному функционированию экономики решающее значение будет иметь, прежде всего, темп вакцинации, с чем в Польше пока не слишком-то ладится. Важнейший вопрос, влияющий на экономику, — когда можно будет отказаться от ограничений, например, касающихся туризма, торговли или пересечения границы Польши.

Тогда большую роль сыграет элемент отложенного спроса — многие вещи, на которые потребители могли бы потратить деньги, они откладывают на более позднее время, потому что не уверены в будущем, либо, к примеру, не могут поехать в отпуск, не видят смысла покупать новый автомобиль или костюм. По оценке Мацея Релюги, если удастся ускорить темпы вакцинации, то, возможно, во второй половине года правительство сможет отказаться от запретов и ограничений в экономике. Тогда, определенно, наступит оживление потребительского и инвестиционного спроса.

Впрочем, иного мнения придерживается Соня Бухгольц, экономический эксперт Конфедерации «Левиафан», которая считает, что до конца 2021 года у компаний не будет возможности для увеличения инвестиций, поскольку им в первую очередь придется ликвидировать потери, нанесенные пандемией.

Соня Бухгольц, экономический эксперт Конфедерации «Левиафан»

В 2021 году мы еще не ожидаем роста инвестиций. Лишь немногие компании будут осуществлять крупные инвестиции, большинство будет по-прежнему откладывать их в ожидании лучших условий и более стабильных институционально-правовых рамок. Инвестиции государственного сектора и домохозяйств (приобретение жилья) не сумеют их уравновесить.

Эксперт добавляет что на 2021 год Конфедерация «Левиафан» прогнозирует снижение инвестиций на 2 % относительно 2020 года.

Стоит назвать еще одну цифру — размер государственного долга. Форум гражданского развития подсчитал, что задолженность государственного и самоуправляемого сектора в пересчете на одного жителя выросла в 2020 году с 33 137 злотых на конец июня до 36 685 злотых на конец декабря. Это означает, что, ускоряя экономику после пандемии и стараясь компенсировать убытки предпринимателей, Польша может все больше погрязать в долгах, а экономическая ситуация в стране сразу после пандемии по-прежнему будет весьма напряженной.

Перевод Владимира Окуня

26 января 2021
Агата Кинасевич

Редактор и журналист, пишет для портала gazeta.pl, изданий Gazeta Wyborcza и Wiadomości Handlowe. Интересуется реальным влиянием экономики на жизнь людей.