Фильмы, которые помогут понять историю Польши
Кадр из фильма «Потоп». Фото: пресс-материалы / Forum
Исторические картины Вайды, Форда, Гофмана и Бугайского.
Польский кинематограф с самого начала пытался понять Польшу и ее культуру, исторические трудности, сложные моменты выбора, поражения и победы. Это стремление разобраться в своем прошлом приобрело особенное значение после Второй мировой войны, которая чуть не уничтожила страну и ее народ. Кроме того, кино стало одной из немногих сфер, где в условиях коммунистической диктатуры была возможна подобная дискуссия — и о событиях ХХ века, и обо всей тысячелетней польской истории.
Мы расскажем о нескольких фильмах, позволяющих получить представление о польской истории.
«Потоп» (1974)
Экранизация одной из частей «Трилогии» Генрика Сенкевича — национальной библии в поляков девятнадцатого столетия, которую читал едва ли не каждый ребенок — гигантская историческая фреска: продолжительность картины составляет почти пять часов. Ее снял Ежи Гофман — выпускник московского ВГиК, выдающийся режиссер (и, кстати, отец одной из основательниц компании «Apple» Джоанны Гофман). Этот фильм, номинированный на «Оскар», — наверное, одна из лучших исторических картин польского кинематографа. Масштабные съемки проходили в Польше и на бывших территориях Речи Посполитой, тогда принадлежавших советским Белоруссии и Украине.
Фильм передавал атмосферу времен шведского нашествия на польско-литовское государство. «Потоп» — один из немногих фильмов, где великолепно показана культура страны, одно из интереснейших явлений своего времени, от которой ко второй половине ХХ века, по большому счету, не осталось и следа. Добавим к этому прекрасные батальные сцены и одну из самых красивых любовных историй кинематографа — Кмицица и Оленьки.
«Крестоносцы» (1960)
Первый польский блокбастер в постановке Александра Форда, родоначальника послевоенного польского кино. «Крестоносцы» — тоже экранизация популярного романа Генрика Сенкевича, повествующего о борьбе поляков с рыцарями Тевтонского ордена и битве под Грюнвальдом в 1410 году, положившей конец влиянию захватчиков.
Крестоносцы — отрицательные герои польской истории, символические предки гитлеровской Германии, ответственной за преступления последней войны.
Коммунистическая пропаганда, одержимая идеей напомнить об этом факте и использовать его в своих целях, вложила в создание картины огромные средства. Это первый социалистический фильм, снятый на пленку «Кодак», которую раз в несколько дней проявляли в Париже. В свою очередь, сцена сражения под Грюнвальдом — образец батального кино высокого класса. Фрагменты фильма позже использовались в комедийном сериале Би-Би-Си «Летающий цирк Монти Пайтона». На экранах кинотеатров фильм посмотрело более сорока миллионов человек.
«Земля обетованная» (1975)
Первый фильм Анджея Вайды в этом перечне. И вновь первоисточником послужило произведение польского нобелевского лауреата — на сей раз Владислава Реймонта, — повествующее уже о другой Польше, захваченной, разделенной между Россией, Германией и Австрией. Действие картины происходит в одном из главных промышленных центров Российской империи, Лодзи, где трое друзей — поляк, еврей и немец — открывают фабрику. Однако классовые различия оказываются сильнее различий национальных. Богачи безжалостно эксплуатируют рабочих. Лодзь — это не только великолепные дворцы и дома, но и трущобы, окруженные сточными канавами. Не только возможности быстро сколотить состояние, но и самоубийства банкротов. Лодзь, в начале XIX века — маленький городок, стала через несколько десятков лет вторым по величине городом Польши и промышленным центром, не уступающим Манчестеру.
Индустриализация, повлекшая за собой расцвет капитализма, а затем и социализма, как видно, имела место и на польских землях, причем в радикальной форме. Фильм Вайды считается одним из самых совершенных кинематографических воплощений той эпохи и классикой мирового кино.
«Допрос» (1981)
Сталинизм пришел в Польшу с Красной армией. После шести лет войны Польша снова потеряла свободу, что нередко оказывается неизвестным фактом к востоку от ее границ. Жертвами сталинизма становились обычные люди, но кинематографисты долгое время не могли затрагивать эту тему. Только революция «Солидарности» в 1980 и 1981 годах дала такую возможность, и то ненадолго. Предоставившимся шансом воспользовался Рышард Бугайский, сняв «Допрос» — биографическую историю об обычной танцовщице Антонине Дзивиш, угодившей в жернова системы. Пройдя через избиения и пытки со стороны сталинских следователей, она в итоге превращается в доброго и честного человека. В главной роли снялась Кристина Янда. Фильм заканчивали уже в новых условиях: в Польше было введено военное положение. Ленте грозило уничтожение, и она уцелела почти чудом. Премьера картины состоялась только в 1989 году. Роль Янды, удостоенная «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, считается одним из самых сильных образов жертвы сталинизма в мировом кинематографе.
«Катынь» (2007)
Один из последних фильмов Анджея Вайды рассказывает о преступлении, о котором долгие годы молчали либо лгали — о массовом убийстве польских офицеров в Катыни. Во время подобной расправы (в Харькове) расстреляли и отца режиссера. Вайда показал не только само преступление, но и трагические судьбы семей погибших, историю коммунистической и гитлеровской лжи, а также пропаганды, после войны требовавшей перекладывать ответственность с советского государства на немцев.
Впечатление дополняют музыка Кшиштофа Пендерецкого и реалистичные сцены катынских расстрелов. С учетом большого авторитета Анджея Вайды, даже путинская пропаганда не смогла обойти молчанием этот фильм. Его показали на российском телевидении 10 апреля 2010 года — в день, когда польский президент и другие первые лица государства погибли в авиакатастрофе, направляясь в Катынь, чтобы почтить память убитых.
>Перевод Владимира Окуня