Рассказать о том, что сейчас происходит в Польше, — задача не из легких. Как объяснить, что двое бывших министров — и до недавних пор депутатов, — Мариуш Каминьский и Мацей Вонсик, прятались в Президентском дворце, а полиция их оттуда вытащила и отвезла в следственный изолятор в варшавском районе Грохув? Уже на следующий день арестованных перевели за пределы столицы: Мариуша Каминьского в тюрьму в Радом, в Мацея Вонсика — в Остроленку. На этом, впрочем, эпопея не закончилась.
Помилование «авансом»
Стоит, однако, вернуться немного назад, чтобы разобраться, с чего все началось. Приговор в отношении Каминьского и Вонсика — три года тюрьмы — впервые прозвучал в 2015 году. Он был вынесен в связи с превышением полномочий и организацией незаконной спецоперации в 2007 году, то есть тогда, когда они занимали должности начальника (Каминьский) и заместителя начальника (Вонсик) Центрального антикоррупционного бюро. Возглавляя эту службу, созданную для борьбы со взяточничеством, чиновники выдали распоряжение провести операцию, целью которой было поймать на взятке тогдашнего вице-министра Анджея Леппера. Проблема в том, что распоряжение об операции было дано незаконно, с использованием метода провокации, а в процессе подготовки имела место, среди прочего, фальсификация документов. Однако Леппер не позволил себя спровоцировать. В то время он был вице-премьером в коалиционном правительстве вместе с партией «Право и справедливость» (ПиС), и, вероятно, идея состояла в том, чтобы оказать на него давление.
Это дело вошло в историю как так называемый земельный скандал и привело в 2007 году к досрочным выборам и падению правительства ПиС, а четыре года спустя Анджей Леппер совершил самоубийство при невыясненных до сих пор обстоятельствах.
Восемь лет спустя после скандала Каминьскому и Вонсику был вынесен приговор. Но тюрьмы они тогда избежали, потому что как раз в 2015 году президентские выборы выиграл Анджей Дуда. Он сразу же издал акт помилования, освободив однопартийцев от уголовной ответственности. Но на момент официального подписания указа о помиловании приговор суда первой инстанции еще не вступил в силу. И это стало причиной споров вокруг решения президента, не утихающих до сих пор. Значительная часть правоведческого сообщества считает недействительным помилование, выданное «авансом». История Каминьского и Вонсика оказалась заморожена на время правления ПиС. Каминьский стал министром внутренних дел, а Вонсик — вице-министром. Дело снова завертелось только в прошлом году, когда партия ПиС после выборов потеряла большинство в Сейме. Было сформировано новое коалиционное правительство из трех блоков: «Гражданская коалиция», «Третий путь» и «Левые». 20 декабря 2023 года суд вынес еще один приговор по делу Каминьского и Вонсика — на сей раз два года тюрьмы.
Арест в Президентском дворце
В Украине до сих пор помнят сцены 2018 года, когда разыскиваемый Михаил Саакашвили сперва пересек польско-украинскую границу, а потом убегал от полиции по крыше здания в Киеве. Каминьский и Вонсик, зная, что их уже разыскивает полиция, попросту отправились в Президентский дворец на переговоры с Анджеем Дудой. И, возможно, еще долго бы там прятались, но президент должен был уехать на запланированную ранее встречу, проходившую в другом дворце — Бельведере.
Это стало причиной конфликта с президентом Дудой: он хотел, чтобы было признано его решение 2015 года, когда он помиловал своих однопартийцев еще до того, как решение суда вступило в силу. По логике Дуды, помилованные в 2015 году Каминьский и Вонсик просто не должны сидеть в тюрьме. И все же по решению суда их арестовали, к тому же в Президентском дворце.
Разумеется, президент также опасался, что ему придется ответить за незаконное помилование, то есть за нарушение закона.
Однако в этой истории есть не только конфликт между новым правительством и президентом, но и юридический аспект, поскольку произошел раскол в Верховном суде. Сразу же после вынесения приговора Каминьскому и Вонсику маршал Сейма Шимон Холовня признал недействительными мандаты осужденных. Обе стороны обратились в Верховный суд, но в разные его коллегии. Осужденные — в Коллегию по чрезвычайному надзору, состоящую из назначенных ПиС так называемых новых судей, а Холовня — в Коллегию по труду и социальному страхованию. Разумеется, коллегии вынесли разные вердикты: одна — что приговоренные не утратили депутатских мандатов, другая — что утратили. Конфликт уже перекинулся на прокуратуру. Президент не соглашается на кадровые изменения в ее структуре, которые проводит правительство. В итоге некоторые прокуроры не слушаются министра юстиции и генпрокурора, хотя формально находятся у него в подчинении. Некоторые из них не принимают новых прокуроров, назначенных министром. Как и в случае с судами, создается впечатление, что в Польше две прокуратуры: одна лояльна старой власти, другая — новой.
Правовой хаос: как из него выйти
Через два дня после задержания обоих депутатов, 11 января, лагерь ПиС организовал манифестацию перед Сеймом. Правда, всего за несколько часов до этого Анджей Дуда слегка разрядил обстановку. Он организовал в Президентском дворце пресс-конференцию, во время которой в присутствии жен арестованных депутатов объявил о начале процедуры помилования. Президент аргументировал это тем, что уступил просьбам жен политиков и беспокоится о здоровье арестованных, поскольку сперва Каминьский, а потом Вонсик объявили голодовку.
Однако теперь процедура помилования будет проходить на основе Уголовного процессуального кодекса, а это не означает, что осужденные автоматически будут отпущены из тюрьмы, как это происходило при непосредственном президентском помиловании. Свое согласие должен выразить генеральный прокурор, и процедуры еще продолжаются. На момент публикации этого текста оба политика остаются за решеткой.
Глава ПиС Ярослав Качиньский на демонстрации назвал Каминьского и Вонсика героями и политическими заключенными. Прозвучали и традиционные для Качиньского слова, что Дональд Туск пляшет под дудку Германии и стремится уничтожить польскую государственность и отдать Польшу Берлину. Качиньский призывал к новым протестам в защиту своих осужденных соратников, которых называл «товарищами по оружию», и против правительства Туска. Демонстранты спроецировали на памятник Армии Крайовой Вооруженные силы польского подполья времен Второй мировой войны. портреты осужденных депутатов.
Эта аналогия между поляками, сражающимися против оккупации, и политиками, арестованными за злоупотребление полномочиями, вызвала особенную критику и непонимание — как и распространяемые сторонниками ПиС в соцсетях сравнения осужденных политиков с политзаключенными Путина (Алексеем Навальным) и Лукашенко (Анджеем Почобутом).
Весной 2024 года в Польше пройдут выборы в органы местного самоуправления, а потом выборы в Европарламент. В следующем году состоятся президентские выборы. До тех пор ПиС будет стараться использовать своих «мучеников» и атаковать правящую коалицию теми же аргументами, которые использовала оппозиция ПиС: то есть говорить, что нынешняя власть нарушает закон и уничтожает верховенство права. Правительство Туска, в свою очередь, будет утверждать, что очищает страну от патологических явлений, порожденных ПиС, и критиковать президента Дуду за поддержку оппозиции во главе с ПиС. Перспективы сотрудничества правительства с президентом — нерадужные.
15 января Анджей Дуда встретился с Дональдом Туском. Президент и премьер-министр должны были обсуждать предстоящий визит главы правительства в Киев, запланированный на 21 января, но их внимание в основном поглотил внутренний конфликт вокруг Каминьского и Вонсика и спор о судах и прокуратуре. Из заявлений, сделанных после встречи, следует, что взаимопонимания достичь не удалось. Анджей Дуда по-прежнему называет действия министра юстиции «беззаконием».
Премьер-министр Дональд Туск признает, что не смог переубедить президента, и что для него самого важнейшим остается закон. Закон, который Дуда накануне назвал «террором верховенства права». Впрочем, Дональд Туск подтвердил, что в вопросах государственной безопасности и внешней политики, в том числе отношений с Украиной, будет сотрудничать с президентом. Хоть что-то.
Перевод Валентины Чубаровой