Анджей Дуда стал вторым после Александра Квасневского президентом в истории современной Польши , которому удалось переизбраться на пост главы государства. 12 июля свои голоса Дуде отдали 10 447 648 граждан Польши. За его конкурента, мэра Варшавы Рафала Тшасковского, проголосовало на 430 тысяч человек меньше.
Благодаря кому выходец из партии «Право и справедливость» одержал победу?
По данным фирмы IPSOS , проводившей экзитпол в день выборов, во втором туре за Анджея Дуду проголосовало 50,3 % женщин и 51,9 % мужчин. Если по половому признаку голоса разделились почти поровну, то с точки зрения возраста ситуация выглядит иначе. Ядро избирателей Дуды — поляки старше 50 лет (60,4 %). Среди молодежи (18-29 лет) популярнее был Рафал Тшасковский — оппозиционный кандидат получил 63,7 %. Он также пользовался большей популярностью в возрастной группе 30-49 лет.
Город и деревня
Среди жителей деревней симпатии были на стороне действующего главы государства. Анджей Дуда получил там 63 ,2 % голосов. В ходе этой избирательной кампании он не единожды говорил, что за пять лет своего президентского срока посетил все 380 поветов,Повет — административно-территориальная единица среднего уровня. подчеркивая тем самым , что знает и понимает проблемы живущих там людей. По той же причине штаб Дуды как после первого тура, так и после второго организовывал ночь выборов именно в небольших городках — в Ловиче и Пултуске.
Соответственно , оппозиционного кандидата больше поддержали жители крупных населенных пунктов — 66,5 %.
Идеологически Анджей Дуда намного ближе жителям деревень , чем Рафал Тшасковский. Он представляет их систему ценностей и видение, как должна быть организована жизнь общества и какой должна быть роль государства в распределении доходов.
Зависимость политических симпатий от типа населенного пункта напоминает то , что было на предыдущих президентских выборах. В 2015 году Анджей Дуда тоже стал фаворитом среди сельских избирателей, а поддержка Бронислава Коморовского была тем больше, чем крупнее был населенный пункт. Однако на этих выборах увеличился разрыв в поддержке кандидатов в городах с населением до 50 тысяч жителей, где ранее голоса традиционно распределились почти поровну. Тшасковского там поддержало даже больше людей, чем в городах с населением от 50 до 200 тысяч.
Тшасковский негласно считается представителем крупных городов. Поэтому ряд жителей маленьких городов чувствуют свою отверженность и склоняются к поддержке Анджея Дуды. С другой стороны , в таких населенных пунктах есть люди, которые стремятся стать частью крупных центров и не хотят, чтобы на них вешали ярлык провинциалов. Они, соответственно, голосуют за таких кандидатов, как Рафал Тшасковский.
Люди , с начальным образованием (77,3 %) и окончившие профессиональное училище (74,7 %), в своем большинстве поддержали действующего президента. Голоса среди избирателей с полным средним образованием распределились практически поровну — 50,3 % поддержали Дуду, 49,7 % Тшасковского. А среди людей с высшим образованием популярностью пользуется кандидат от оппозиции — за Рафала Тшасковского в этой группе голосовало 65,9 % избирателей.
Видны разделы
От выборов к выборам электоральная карта Польши напоминает о том , что Речь Посполитая более века (до 1918 года) была разделена между тремя государствами: Россией, Пруссией (Германией) и Австрией. Если заглянуть в тренды поисковой сети Google, можно увидеть, что за последнее десятилетие популярность фразы «Polska podzielona»Разделенная Польша росла именно в период выборов (а также когда речь заходила об административной реформе в стране).
Эти выборы тоже не стали исключением. В бывшем российском и прусском разделах граждане Польши снова голосуют диаметрально противоположно.
Карта того , как распределились голоса избирателей, совпадает, с одной стороны, картой разделов Польши, с другой — так называемой картой «возвращенных земель». Королевство польское (российский раздел) и Галиция [австрийский раздел] голосуют за правые силы , а в данном конкретном случае — за Дуду. В свою очередь, прусский раздел и «возвращенные земли» поддерживают на выборах «Гражданскую платформу» и Рафала Тшасковского. С некоторыми изменениями карта распределения голосов повторяется от выборов к выборам.
Нужно учитывать , как эти исторические процессы влияют на взгляды жителей тех или иных регионов, подчеркивает эксперт.
Населению восточной части Польши традиционные взгляды ближе , чем жителям запада страны. На этой территории сильнее укоренился электорат правых, он больше привязан к религии. Именно такие взгляды лучше представлены в избирательной программе правых. В бывшем прусском разделе люди более открыты к современным либеральным идеям, там много приезжих — с этим и связана сегодняшняя поддержка оппозиции в той части Польши.
Как распределились голоса других кандидатов
Сразу после оглашения результатов первого тура Анджей Дуда и Рафал Тшасковский начали охоту за голосами избирателей , поддержавших других кандидатов — Шимона Холовню (13,87 %), Кшиштофа Босака (6,78 %), Владислава Косиняка-Камыша (2,36 %) и Роберта Бедроня (2,22 %).
У мэра Варшавы пространство для маневра было гораздо шире: остальные кандидаты так или иначе придерживались оппозиционной риторики. Главная борьба началась за сторонников кандидата ультраправых Кшиштофа Босака. Тшасковский не единожды посылал сигналы избирателям идеологически противоположного кандидата , за что подвергался критике со стороны электората с левыми взглядами. Однако результаты опросов 12 июля оправдали такую тактику — голоса Босака разделились почти поровну: 51,5 % поддержали Анджея Дуду, а 48,5 % проглосовали за Рафала Тшасковского.
Электорат Босака делится на националистов и либертарианцев. Босак соединил эти два мира и сегодня пытается представлять их интересы. Патриотические лозунги Анджея Дуды были намного ближе первой группе избирателей. Либертарианцы же , для которых важна экономическая свобода, поддержали Рафала Тшасковского.
Большинство избирателей Шимона Холовни (85 ,5 %), Роберта Бедроня (84,2 %) и Владислава Косиняка-Камыша (76,7 %) проголосовали во втором туре за Тшасковского. При этом только Бедронь прямо поддержал выдвиженца «Гражданской коалиции». Холовня, позиционирующий себя как альтернативу кандидатам от двух доминирующих партий, решил не отказываться от этой тактики, поэтому говорил, что во втором туре будет голосовать не «за», а «против» — против Анджея Дуды. Косиняк-Камыш, в свою очередь, лишь накануне выборов заявил, что склоняетя к голосованию за Рафала Тшасковского, — активным актом поддержки это назвать трудно.
Мы становимся свидетелями укрепления в Польше социально-политического разделения , аналогичного тому, что имеется во многих странах — например, Великобритании и США. Польское общество к такому еще не привыкло, и временами это кажется проявлением мощных конфликтов, однако именно так уже долгие годы функционируют многие демократии. Напряжение в польском обществе — это свойство демократии. Нам могут не нравиться ни стиль конфликта, ни связанные с этим отрицательные эмоции, но в самом факте разделения общества ничего необычного нет.