Сегодня Королевские Лазенки находятся в центре Варшавы , но изначально это была загородная резиденция двух важных фигур в истории польской политики и культуры. Основал ее великий коронный маршал Станислав Ираклий Любомирский, а окончательный вид резиденции придал Станислав Август Понятовский, последний король Речи Посполитой. В наши дни Лазенки — любимое место отдыха варшавян, обязательный пункт маршрута польских и зарубежных экскурсий и — как того хотели оба создателя — место, где процветают изящные искусства.
Обитель муз эпохи барокко
История Королевских Лазенок начинается 15 февраля 1674 года , когда Станислав Ираклий Любомирский вступает во владение имением Уяздов. В Речи Посполитой это время междуцарствия, которое вскоре завершится избранием на престол Яна III Собеского. Этот король прославится на всю Европу своими победами в сражениях с Османской империей (прежде всего — в Венской битве 1683 года), и именно он возведет Любомирского в ранг великого коронного маршала, доверив ему один из самых почетных постов Речи Посполитой. Великий маршал должен был обеспечивать безопасность короля в месте его пребывания, а потому нередко становился фактическим хозяином Варшавы. Ему подчинялись милиция и стража, призванная следить за порядком; именно он принимал иностранных послов перед королевской аудиенцией и был распорядителем государственных церемоний. Этот период, безусловно, стал вершиной карьеры Любомирского, но, помимо политической деятельности, он находил время и для других занятий.
Станислав Ираклий Любомирский прославился как выдающийся литератор польского барокко. Он писал политические и философские трактаты , драматические произведения, стихи на польском и на латыни. Любомирский жил в Уяздове, и ему требовалось подходящее место, где он мог бы предаваться своей страсти к поэзии и творить без помех.
Но расположенный в центре его владений Уяздовский замок (сегодня там находится варшавский Центр современного искусства) не способствовал мирному уединению. Это внушительное сооружение , возведенное Сигизмундом III Вазой, правившим Речью Посполитой на рубеже XVI и XVII веков, безусловно, было достойной резиденцией Любомирского-маршала, но не устраивало Любомирского-поэта.
Станислав Любомирский построил Купальни , по-польски — «Лазне»: павильон, в центре которого находился так называемый грот, а внутри бил фонтан, напоминающий о мифической Гиппокрене. По древнегреческой легенде, так назывался источник, который возник, когда крылатый конь Пегас ударил копытами о скалы горы Геликон. Это место было посвящено Музам — покровительницам искусств, а вода, струившаяся из скалы, приносила поэтическое вдохновение.
У варшавского источника также должны были собираться музы , вдохновлявшие творчество великого маршала. В соседней зале находились оловянные купели, в которых Любомирский мог принимать расслабляющие ванны. Этому павильону Лазенки обязаны своим названием.
в разрезе с проектом внутреннего убранства, 1776 год. В центре виден фонтан Гиппокрена. Оригинал рисунка не сохранился. Источник: Отдел графики Библиотеки Варшавского университета. Фото: Институт искусствознания ПАН
После смерти Любомирского в 1702 году музы умолкли. Уяздовский замок вместе с прилегающей территорией арендовал король Август II Сильный , но масштабные планы расширения Уяздова так и не дождались своего воплощения. Наследники Любомирского тоже не были заинтересованы что-либо делать в резиденции. И лишь более полувека спустя в нее вернулась жизнь.
Лазенки становятся королевскими
В 1764 году Уяздов обрел нового владельца: его купил только что избранный молодой король Польши Станислав Август Понятовский. Это был образованный правитель , ценитель искусств и философии Просвещения, и, взойдя на трон, он сразу же пожелал создать летнюю резиденцию, которая отвечала бы его устремлениям.
Здесь следует упомянуть , что все польские короли строили под Варшавой свои частные виллы. Польский престол не был наследственным: начиная с 1573 года, каждый новый король избирался после смерти своего предшественника и не наследовал личные королевские резиденции. Королевский замок, расположенный в варшавском Старом городе, также принадлежал не королю, а всей Речи Посполитой.
В Замке заседал парламент и размещались многочисленные канцелярии , так что он выполнял функции не столько личной монаршей резиденции, сколько ратуши.
Поэтому , чтобы обрести минуты уединения, короли возводили себе частные дворцы. Вспомним еще и об эстетических преимуществах, которые давали загородные резиденции: построенная в Средние века Варшава отнюдь не благоухала, а находящаяся под окнами Королевского замка Гнойная гора выполняла функции современной свалки нечистот. Летом это особенно докучало и побуждало уехать из Варшавы.
Итак , Станислав Август приступил к реконструкции Уяздовского замка. В течение восьми лет огромное барочное здание пытались привести в соответствие с тогдашними архитектурными вкусами и приспособить к королевскому церемониалу, но король остался недоволен результатами. Со временем он убедился, что после соответствующих переделок функции королевской резиденции может выполнять старая Лазня Любомирского. Концепция Лазни — поощрение развития искусства и науки — была вполне подходящей для короля-философа, а именно на это звание и претендовал Станислав Август. Так началась перестройка купального павильона, в результате которой появилось здание, достойное польского короля, — Дворец на воде.
Здание перестраивалось в несколько этапов , а неисчерпаемые замыслы Станислава Августа архитекторам приходилось воплощать все годы его правления. Из уважения к создателю Лазен Станислав Август не стал перестраивать несколько залов, которые еще помнили времена Любомирского. В центре Замка все так же бил фонтан, долженствующий напоминать об обитающих здесь музах. Покои Любомирского сохранились и по сей день — мы можем любоваться выложенными дельфтской плиткой Залом Вакха и Ванной комнатой, где великий маршал принимал ванны. Во времена Станислава Августа оловянные купели Любомирского закрыли крышками и обложили подушками — теперь они служили сиденьем.
Король — покровитель живописи...
Станислав Август был большим любителем искусств. Коллекция , которую он собирал всю жизнь, к концу его правления насчитывала 2 478 картин. Самую первую картину для этого собрания будущий король приобрел в Брюсселе, когда ему было всего 16 лет. Об этом событии много лет спустя он вспоминал в своих «Мемуарах»: «Купивши маленькую картину , я почувствовал себя обладателем истинного сокровища».
Созерцание картин поддерживало его и не раз давало силы преодолевать политические невзгоды. Самые ценные полотна из собрания Станислава Августа представлены в галерее Дворца на воде.
Когда-то здесь можно было насладиться живописью Рембрандта , Тициана, полотнами художников рубенсовской школы... После Третьего раздела Речи Посполитой коллекция была разрознена: часть попала в руки друзей короля, часть распродали его наследники, часть была безвозвратно утрачена в политических и военных бурях XIX и XX веков, а, например, один из шедевров — «Поцелуй украдкой» Фрагонара — украшает сегодня петербургский Эрмитаж. При посещении Дворца на воде, Королевского замка и Национального музея в Варшаве можно увидеть всего лишь 10 % картин из внушительной коллекции последнего польского короля.
Неосуществившейся мечтой Станислава Августа было создание Академии художеств. Заменой ей стала живописная мастерская — так называемая Малярня , основанная в варшавском Старом городе близ Королевского замка. Заботясь об образовании молодых живописцев, Станислав Август отправлял самых многообещающих художников в заграничные путешествия, остальные же оставались обучаться ремеслу в Варшаве. Для них король привозил в Лазенки гипсовые слепки ценнейших итальянских и греческих скульптур. Так молодые живописцы могли на лучших классических образцах познавать секреты идеальных пропорций человеческого тела и формировать свой художественный вкус. Сегодня эти скульптуры выставлены в лазенковской Старой оранжерее, расположенной неподалеку от Дворца на воде.
В следующем , очень скромном с виду здании, размещена королевская графическая коллекция. Благодаря сохранившимся внутри настенным росписям Белый домик — именно так называется этот маленький павильон — представляет собой жемчужину польской архитектуры XVIII века.
Живописец Ян Богумил Плерш , вдохновляясь росписями Рафаэля в Ватикане, украсил здание первыми в Польше гротесками. На первом этаже здания выставлен цикл графических работ, представляющих мифологические сцены из «Метаморфоз» Овидия. Эта графика — часть королевской коллекции гравюр, которую Станислав Август собирал с таким же старанием, как картины и скульптуры. Каждая работа получила соответствующее обрамление — изображенную на стене (по всей вероятности, Плершем) цветочную гирлянду.
...и театра
Театр также играл важную роль в жизни Понятовского. Представления , устраиваемые королевским двором, служили развлечением для аристократии и способствовали просвещению общества. Уже в первый год своего правления Станислав Август озаботился созданием в Польше театров, которые благодаря тщательно подобранному репертуару должны были нести шляхте и мещанам идеалы Просвещения. В Лазенках спектакли проходили в нескольких местах, но важнейшими сценами были театр в Старой оранжерее и Амфитеатр, расположенный на острове рядом с главным дворцом.
Театр в Старой оранжерее выполнял функции придворного , собранная вокруг монарха аристократия могла выходить на театральную сцену, перевоплощаясь в персонажей французских драм.
Аристократические театральные игры в Старой оранжерее проходили в тщательно продуманных королем декорациях. Подняв головы , зрители видели живописное изображение Аполлона, греческого бога искусств, — на первый взгляд, ничего необычного: вполне естественное и довольно частое украшение театральных зданий. Но тот, кто посвятит созерцанию чуть больше времени, заметит, что Аполлон имеет портретное сходство со Станиславом Августом. Благодаря изяществу форм и мастерскому оформлению Плерша этот зал представляет собой уникальный памятник европейской театральной архитектуры.
Театр в Старой оранжерее был рассчитан лишь на 200 человек , а вот театр на открытом воздухе, напоминающий греческие руины, вмещал гораздо больше зрителей. Самое эффектное представление в Амфитеатре тех времен — балет «Клеопатра», поставленный к годовщине избрания Станислава Августа 7 сентября 1791 года и собравший целых 3000 зрителей. А морское сражение, инсценированное на пруду за Амфитеатром на фоне античной истории любви Марка Антония и египетской царицы, вошло в историю.
Высокая дипломатия
Чем дальше продвигались работы по созданию резиденции в Лазенках и чем больше времени проводил здесь Станислав Август , тем более частыми гостями становились в Лазенках политики. Известно, что там бывали дипломаты иностранных государств, которые участвовали в торжественных аудиенциях или в более непринужденной обстановке обедали со Станиславом Августом и наслаждались представлениями, дававшимися в лазенковских театрах.
Постоянным гостем , конечно же, был и российский посол — польский король вынужден был считаться с его мнением и согласовывать с ним важнейшие политические решения.
Позицию российского дипломата очень хорошо описывает единственное упоминание , которое Станислав Август посвятил Лазенкам в своих «Мемуарах».
Одной из вещей , наиболее Штакельбергуроссийский посол в 1772—1790 годах приятственных , было выигрывать в каждой игре и при каждой ставке. А поскольку корольС момента избрания королем Станислав Август начал писать о себе в третьем лице, считая это более подобающим титулу. никогда в карты не играл , то почти всегда заботился о том, чтобы обеспечить ему игроков, когда посол отдыхал в Лазенках на природе или же в замке. Перед тем же, как картежники садились за стол, король не забывал проиграть послу побыстрее три или четыре партии в шары, чтобы обеспечить ему хотя бы маленькую победу. Тем не менее Штакельберг нередко позволял себе говорить как иностранцам, так и полякам, которых король отнюдь не приглашал: “Приезжайте в Лазенки, я там буду, и мы вместе сыграем”
Король терпел эти прихоти дипломата , чтобы не усугублять напряженную ситуацию между двумя странами. Упомянутые здесь подстроенные проигрыши в салонных играх должны были служить улучшению настроения дипломата и созданию более благоприятной почвы для переговоров.
Случалось так , что гости являлись в Лазенки и в отсутствие короля. С одной стороны, это были обычные гуляющие, поскольку Лазенки в эпоху Просвещения уже были частично открыты. С другой стороны, известно, что и в отсутствие короля здесь бывали официальные иностранные делегации. Примером может служить турецкая дипломатическая миссия, прибывшая в Речь Посполитую в 1777 году. Прежде чем въехать в Варшаву, где их ждал Станислав Август, турки посетили Лазенки, где были приняты должностными лицами Речи Посполитой. И получалось, что Лазенки уже не частная резиденция, а официальное государственное здание, хотя и финансируемое из кармана Станислава Августа.
Границы между «государственным» и «частным» смещались , и король приспосабливал убранство зданий к новым задачам. В конце своего правления Станислав Август замуровал бивший с XVII века источник Гиппокрена. На его месте, в центре Дворца на воде, возникла Ротонда со статуями четырех величайших правителей в польской истории: Казимира Великого, Сигизмунда Старого, Стефана Батория и Яна III Собеского. Создавая пантеон польских королей, Станислав Август хотел показать, по чьим стопам он идет, управляя страной.
В соседней зале он велел своему первому художнику Марчелло Баччарелли сделать настенные росписи , представляющие историю библейского царя Соломона.
Как и в Театре в Старой оранжерее , где Станислав Август пожелал видеть себя богом искусств Аполлоном, так и во Дворце на воде он представлял себя как альтер эго самого мудрого и справедливого из всех царей.
Момент , когда была замурована лазенковская Гиппокрена, можно считать символическим. Так король объявил, что милые его сердцу изящные искусства должны уступить место величию государства и вопросам высокой политики.
Дальнейшая судьба Лазенок
Станислав Август творил и преобразовывал Лазенки до конца жизни , у него всегда было множество замыслов, касающихся дальнейшего развития резиденции. Его посещали мысли о новых театральных сценах, идеи открытия современного музея, он задумывал проекты постройки мавзолея для себя и своих родителей. Планы эти не осуществились из-за третьего раздела шляхетской Речи Посполитой, в результате которого в 1795 году государство прекратило свое существование. После смерти Станислава Августа Лазенки перешли к его наследникам, но у них не лежала душа к бывшей резиденции и не было средств на ее содержание.
В девятнадцатом веке Лазенки по-прежнему привлекали коронованных особ. С 1801 года в лазенковском Белом домике жил будущий король Франции Людовик XVIII , скрывавшийся в Варшаве в период Французской революции. Позднее, большую часть девятнадцатого века, Лазенки служили резиденцией российским императорам. В первой половине века в соседнем с парком Бельведере жил сын Павла I, великий князь Константин, а молодой Фридерик Шопен — по варшавским преданиям — умягчал его вспыльчивый нрав фортепианной музыкой. После Первой мировой войны в Бельведере поселился лидер межвоенной Польши маршал Юзеф Пилсудский, а здания Лазенок перешли государству.
Лазенки сегодня
В наши дни музей Королевские Лазенки в Варшаве площадью 76 гектаров — один из парков , которые охотнее всего посещают как жители столицы, так и туристы со всей Польши и из-за рубежа. Отправляясь туда на прогулку, стоит запастись орехами для белок, которые совершенно не боятся туристов — также, как и павлины, свободно разгуливающие по дорожкам парка. Посетив Дворец на воде, Белый домик, Старую оранжерею и Мышлевицкий дворец, можно ознакомиться с историей Станислава Августа и польской культурой XVIII века. Особой популярностью пользуются у туристов концерты Шопена, которые проходят летом по воскресеньям у памятника композитору.
И хотя во Дворце на воде не бьет больше Гиппокрена , богини искусств не удалились в изгнание. Каждый, кто попадает сюда, может по-прежнему черпать вдохновение в искусстве Просвещения.
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян