Единого канона народной культуры в Польше нет. Благодаря разнообразию архитектуры , народных костюмов, орнаментов и диалектов можно выделить десятки малых и крупных этнографических регионов. Большинство из них утратило свои характерные особенности, однако все же есть места, где традиционная деревенская культура по-прежнему жива. Самый известный в этом смысле — Лович: сегодня мотивы, взятые из его культуры, стали синонимами польских народных узоров в целом.
Этот регион расположен в центральной части Польши , в 85 км от Варшавы, в долине реки Бзуры. Когда-то это была историческая область Мазовия, а сейчас Лович находится в административных границах Лодзинского воеводства. На этой земле никогда не было наследственной крупной земельной собственности, что имело решающее значение для уровня жизни крестьян. Кроме того, с раннего Средневековья до середины XVII века эти земли не разграбляли захватчики. Вскоре после разделов Речи Посполитой, в 1807 году, было создано Ловичское княжество, которое царь Александр I в 1820 году передал во владение своему брату Константину, наместнику Царства Польского, и его жене — польке Иоанне Грудзиньской, получившей титул княгини Лович. От слова «княжество» (пол. księstwo) возникло и тогдашнее название ловичан: ксенжаки ловицкие.
Во второй половине XIX века улучшение экономических условий , в которых жили крестьяне, способствовало развитию художественного творчества: когда основные жизненные потребности семьи были обеспечены, избыток средств можно было потратить на украшение жизни.
Свою роль сыграло и развитие текстильной промышленности , предоставившей новые ткани, а также фабричное производство других материалов: красок, ниток для вышивания, пайеток, бисера, а также бумаги, используемой для оформления интерьера.
Разнообразие материалов повлияло на колорит ловичского региона , который — во многом благодаря материальному положению — смог показать себя миру. Местную народную культуру увидели горожане на городских ярмарках и церковных торжествах, а также художники, которые выполняли заказы по украшению костелов.
Первым из таких художников был Леонард Стройновский из Кракова , который примерно в 1901 году проводил работы по реконструкции в костеле в Злакове-Костельном — центре ловичской народной культуры. Украшения, сделанные из цветной бумаги, поразили его воображение: он купил их, а затем показал на выставке в Кракове. В то же время Владислав Реймонт, который жил в Ловицком регионе и работал там чиновником на железной дороге, начал писать роман «Мужики», действие которого происходило в ловичской деревне. Он был напечатан в нескольких частях в 1902-1908 годах в тогдашнем наиболее читаемом журнале Tygodnik Ilustrowany («Иллюстрированный еженедельник»). В 1922 году на основе романа был снят фильм, а в 1924 году Реймонт получил Нобелевскую премию по литературе. Эти события способствовали популяризации региона и сделали его туристической достопримечательностью.
В 1937 году был снят первый польский цветной фильм «Ксенжацкая свадьба в Злакове Боровом». Позже огромной популярностью у польской аудитории пользовался сериал по мотивам романа «Мужики» , снятый в 1971 году. Все это создавало атмосферу интереса к региону. К тому же сами его жители активно участвовали в создании красочного образа.
Лович и его окрестности славятся красивыми народными костюмами , которые, впрочем, не оставались неизменными: на протяжении многих лет они, благодаря изобретению анилиновых красителей для тканей, эволюционировали от скромных, мягких цветов до необыкновенно ярких.
Полосатые платья и фартуки в крупную складку , украшенные цветочной вышивкой, стали самым узнаваемым польским народным узором.
Этот наряд прекрасно смотрится на сцене , поэтому он стал основным костюмом для всех польских ансамблей народной песни и танца, в первую очередь — возникшего в 1948 году «Мазовше». В 2014 году в Национальный список нематериального культурного наследия года было вписано Шествие Тела Христова в Ловиче. Религиозный обряд , который проводят во всей Польше, здесь становится особенно красочным зрелищем: и его участники, и многие зрители — ловичане, одетые в региональные костюмы. Эта церемония всегда привлекает толпы туристов и любителей фольклора.
Но столь красочны в Ловичском регионе не только костюмы. Бумажные украшения , популяризированные Стройновским, — так называемые вытынанки, т.е. «вырезанки» — важная и всюду узнаваемая часть региональной культуры. Ловичская версия вытынанки принципиально отличается от подобных украшений в других регионах: она имеет форму разноцветного коллажа. Элементы разных цветов, вырезанные из глянцевой бумаги, наклеивают слоями на белую бумажную основу.
Исследователи говорят , что в межвоенный период использовалось сорок оттенков бумаги, а отдельные элементы этого узора состояли из пяти, семи или даже десяти разных цветов.
Избы украшали несколькими десятками вытынанок. Основные их виды — это гвёзды , тасёмки и кодры.
Кодры , прямоугольные формы, уложенные горизонтально, наклеивали на потолочные балки. Высота каждой вытынанки не могла превышать ширину балки, а длина доходила до одного метра. Самые старые кодры состояли из цветочных мотивов и силуэтов птиц с разноцветным оперением: симметрично расположенных петухов и павлинов. Около 1880 года появились кодры, изображающие различные сценки — они были популярны в качестве декора на ежегодных праздниках и семейных торжествах. На них изображали свадебные и рождественские шествия, обряд повивания невесты, танцы, кареты, запряженные несколькими лошадьми, хороводы ловичан в разноцветных одеждах и религиозные символы.
Тасёмки — это узоры в форме связанных в бантик ленточек. Их размещали между религиозными изображениями. Гвёзды же наклеивали на белую бумагу в форме круга. С 1920-х годов у этой формы появился фон — черная ажурная сетка с лучами , на которую наклеивались цветные узоры. Современные вытынанки имеют различные формы: квадраты, сердечки, овалы.
После Второй мировой войны интерьеры перестали украшать вытынанками , зато их стали продавать в качестве украшений для городских квартир — тогда же они стали популярными среди поляков, эмигрирующих в США.
В начале XXI века художники , модельеры, дизайнеры и ремесленники заново открыли вытынанки.
В мире искусства самым интересным образом ловичские вытынанки использовала Катажина Кмита , создававшая работы, по форме напоминающие гвёзды, но с мотивами, взятыми из поп-культуры. Фирма Chrum.com печатала на футболках рисунки в подобном стиле.
Постепенно использование этих народных мотивов стало находить себе все более широкое применение , тем более оказалось, что их легко адаптировать к современным реалиям при использовании техники лазерного вырезания или недорогой цветной печати. Сегодня вытынанки можно встретить в рекламе, на упаковках продовольственных товаров, кружках, магнитах, бумажных салфетках и сумках. Вероятно, мода на них продержится долго, ведь предметы в ловичском стиле разноцветны и очень красочны, а это всегда притягивает покупателей.
Перевод Яны Карпенко