Идеи

Отбирают ли украинцы работу у поляков?

Центр занятости в Варшаве. Источник: Анджей Гулимка / Forum

Центр занятости в Варшаве. Источник: Анджей Гулимка / Forum

О ситуации на польском рынке труда.

Почти у 60 % украинских беженцев в Польше (в основном это женщины) — высшее или неоконченное высшее образование , но подавляющее их большинство не работает по специальности. Одна из причин такой ситуации (кстати говоря, характерной для многих стран) — языковой барьер: именно из-за недостаточного знания польского языка иммигрант часто не может получить высококвалифицированную работу.

Тем не менее , в первые несколько месяцев после начала полномасштабной войны ⅔ украинских беженцев нашли работу в Польше — это один из самых высоких показателей трудовой активизации беженцев в истории.

Украинцы работают главным образом в сфере услуг: около 30 % — в гостиничном или ресторанном бизнесе. Кроме того , 14 % нашли работу в промышленности, 11 % — в торговле, 1 % беженцев — в сфере IT и в здравоохранении.

Мы поинтересовались в администрациях воеводств и в Управлении по делам иностранцев , сколько они выдали так называемых blue card — документов , позволяющих иностранцам устроиться на высококвалифицированную работу. Zezwolenie na pobyt czasowy w celu wykonywania pracy w zawodzie wymagającym wysokich kwalifikacji. Оказывается , такие разрешения составляют меньше 5 % от общего числа разрешений на работу.

Простой вопрос — сложная методология ответа

Исследовать влияние иммиграции на трудовую занятость поляков непросто по двум причинам. Во-первых , иммигранты живут в основном в местах, характеризующихся динамичным экономическим развитием, низким уровнем безработицы и хорошими возможностями заработка. В то же время присутствие большого количества иммигрантов оказывает влияние на уровень безработицы и развитие экономики. Во-вторых , нам не известно, как развивались бы те или иные регионы без участия мигрантов. Поэтому не существует базового сценария. Иммиграция влияет как на спрос, так и на предложение на рынке труда.

С одной стороны , большее число людей означает большее число рабочих рук, что может привести к более жесткой конкуренции за вакансии. С другой стороны, иммигранты — это еще и потребители: они делают покупки, ходят в парикмахерские и пользуются другими услугами. А увеличение спроса на товары и услуги означает больший спрос на работников и может способствовать появлению новых вакансий.

Несмотря на запутанность ситуации , существуют конкретные методы определения влияния иммиграции на безработицу, особенно если наплыв иммигрантов большой и внезапный, как это было в случае массового приезда беженцев, вызванного полномасштабной российской агрессией в Украине.

Так украинцы не отбирают у поляков работу?

Один из таких методов заключается в том , что сначала определяются экспериментальная и контрольная группы, а затем анализируются и сравниваются изменения в них за конкретный промежуток времени. Экспериментальную группу составляют поветы, в которых процент беженцев выше среднего, а контрольную, соответственно — те, где он ниже среднего.

Для начала рассмотрим данные до полномасштабного вторжения РФ в Украину. Разница в уровне безработицы между поветами с высоким и низким процентом мигрантов (то есть выше и ниже среднего показателя) с 2015 года — отрицательная. Это означает , что мигранты решили поселиться в поветах, где уровень безработицы ниже среднего по стране. И в этом нет ничего удивительного, ведь низкий уровень безработицы обычно ассоциируется с более благоприятными перспективами на рынке труда. С 2015 года эта разница сокращается — поветы с высоким уровнем безработицы догоняют поветы с низким.

Нет никаких свидетельств того , что приток беженцев из Украины после февраля 2022 года привел к росту безработицы в Польше, так что, скорее всего, приезжие заполнили свободные ниши на польском рынке труда.

Разница в уровне безработицы существенно сократилась за три месяца до начала полномасштабной войны. То есть в поветах , принявших много беженцев после 24 февраля 2022 года, значительно снизился уровень безработицы непосредственно перед началом войны. Это явление, вероятно, можно объяснить тем, что профессионально активные украинцы (преимущественно мужчины) покинули Польшу, чтобы подготовить свои семьи к возможному началу российской агрессии. Из-за их отъезда в некоторых сферах могло образоваться большое количество рабочих мест, которые заняли польские работники. Таким образом снизился уровень безработицы.

Из-за запрета мужчинам на выезд из Украины польский рынок труда испытывает дефицит рабочей силы , особенно в тех областях, которые требуют физической работы. В недавнем интервью сотрудница Польского экономического института подчеркнула, что о нехватке кадров сообщают компании, работающие в сферах транспорта, строительства и промышленности.

Гипотезу о заполнении ниш подтверждает и динамика разницы в количестве вакансий между поветами с высоким и низким процентом беженцев. В первых количество предложений работы больше , что может быть обусловлено как ситуацией на рынке труда, так и размером повета. Однако количество этих вакансий после начала полномасштабной войны существенно уменьшилось, так как немалую их часть заняли украинские работники.

Интеграция украинских беженцев

Достижение высокого уровня трудовой активности беженцев при одновременном сохранении низкого уровня безработицы среди местных сотрудников — ситуация беспрецедентная.

Например , в случае с сирийскими беженцами в Турции некоторые экономисты считали, что они отрицательно влияют на уровень занятости коренного населения страны, и это при том, что их трудовая активность в сравнении с украинцами в Польше существенно ниже. В Германии свыше ⅔ трудоспособных беженцев из Сирии живут на социальные пособия.

Поэтому сравнительно легкую интеграцию украинских беженцев в Польше не стоит воспринимать как должное — ей способствовало несколько факторов.

Во-первых , благодаря грамотной реакции польского государства на миграционный кризис, процесс перемещения беженцев и их интеграция прошли относительно легко.

Открытый доступ к рынку труда и государственным услугам , в частности к школам и детским садам, значительно упростил и ускорил трудовую активизацию беженцев.

Финансовая помощь и отсутствие принудительного перемещения на территории Польши мотивируют украинцев оставаться в стране надолго.

Во-вторых , непосредственно перед полномасштабной войной экономическая ситуация в Польше (в том числе на рынке труда) была довольно хорошей. Польская экономика все еще находилась на этапе восстановления после экономического спада, связанного с пандемией. Уровень безработицы составлял приблизительно 3 % — неплохой показатель на фоне других стран ЕС.

Большое количество вакансий также указывало на то , что польская экономика дает возможность трудоустройства значительного числа новых сотрудников. По данным Польского экономического института, более половины польских компаний столкнулось с настолько серьезной нехваткой кадров, что их деятельность оказалась под угрозой.

Третьим фактором , который способствовал интеграции украинских беженцев в Польше, были тесные польско-украинские связи. Еще до полномасштабной войны в Польше проживало около 1,35 миллиона граждан Украины. Украинские работники составляли основную рабочую силу в сферах транспорта, строительства и промышленности. Существование большой украинской диаспоры безусловно упростило процесс интеграции беженцам , которые приехали после начала войны. Культурная и языковая близость двух народов, несомненно, также сыграла важную роль.

Возможные сценарии

Замедление экономического роста , вызванное внешними факторами, может в любой момент привести к росту безработицы и, возможно, напряженности между поляками и украинцами. Важно, чтобы польский рынок труда был готов к такому повороту. Прежде всего, живущие в Польше украинцы должны иметь возможность развивать свои навыки (особенно языковые) таким образом, чтобы они были адаптированы к польскому рынку труда. Увеличение числа курсов польского языка, а также мотивированность работодателей предлагать такие курсы работникам могут активизировать беженцев, которым именно из-за языкового барьера не удалось найти работу, соответствующую их квалификации.

Украинцы очень хорошо вписываются в польский рынок труда. Пока нет оснований считать , будто они отбирают работу у польских сотрудников. Стареющее общество и динамичное развитие экономики создают в Польше хорошие условия для интеграции иностранцев при одновременном сохранении рабочих мест для поляков. Своей работой иммигранты способствуют дальнейшему экономическому развитию, что, в свою очередь, должно привести к улучшению условий жизни в Польше.

Перевод Валентины Чубаровой

23 октября 2023