Люди

Отчаяние и вера. Украинцы возвращаются в ад

Лукаш Пёнтек
Украинцы, которые возвращаются домой на войну с Россией. Западный вокзал Варашавы, 25 февраля 2022 года. Фото: Яцек Шидловский / Forum

Украинцы, которые возвращаются домой на войну с Россией. Западный вокзал Варашавы, 25 февраля 2022 года. Фото: Яцек Шидловский / Forum

Вечер пятницы на вокзале Варшава Заходняя. Сегодня здесь явно преобладает украинский язык. Несколько десятков человек ожидают прихода автобуса, сжимая в руках билеты, отпечатанные на белых листах А4. Направление — Украина. Одни хотят вернуться к своим семьям, другие добровольно берутся за оружие. Но каждый из них через полтора десятка часов окажется в самом центре ада.

Игорь приехал в Польшу год тому назад. Он работает в Варшаве на стройке. Собирался обосноваться здесь, остаться на постоянное жительство. Узнав о российском нападении на Украину, он собрал рюкзак и купил билет на автобус. Он — один из многих украинских добровольцев, которые отправляются на восток сражаться за свою страну.

Игорь. Фото: Лукаш Пёнтек / Interia

Молодой человек в кепке недоверчив. Когда я спрашиваю, как его зовут, он долго молчит. Представляется Артемом, но по глазам видно, что он лукавит. Вместе с ним — 29-летний Макс, тоже украинец. В отличие от Артема, он охотно рассказывает о причинах возвращения на родину.

«Так надо. Я вырос в патриотичной семье, я не представляю себе, что буду смотреть на все это, сидя в кресле в Варшаве. Страшно ли мне? Я об этом не думаю. Боялся, когда воевал на Донбассе, молодой был. Потом уже привыкаешь к виду трупов или грохоту снарядов».

Макс (слева) и Артем. Фото: Лукаш Пёнтек / Interia

Олег оставил в Гожуве жену и двух дочерей. Это будет первая война в его жизни. Он едет, потому что — как он сам говорит — оставил в Украине свое сердце. Он знает, что сильно рискует, но не чувствует страха.

Олег. Фото: Лукаш Пёнтек / Interia

«Главное, что семья остается в Польше. Но я вернусь. Помогу ребятам выгнать этих тварей и вернусь. Только почему никто не хочет нам помочь? Напиши, что нам не хватает оружия. Я знаю, мне брат говорил. Он муниципальный гвардеец, воюет в Хмельницком. Третий город за Львовом и Тернополем. Напиши об этом, ведь это важно. Пусть поляки пришлют нам оружие, иначе катастрофа. Понимаешь?»

Александр приехал из Познани, где уже шесть лет работает профессиональным водителем. Он боится — «а как не бояться войны?» В первую очередь он попытается устроить своей семье переезд в Польшу, но сам остается в Украине. «Пойду воевать. Мы все пойдем. Украина будет свободной».

Александр. Фото: Лукаш Пёнтек / Interia

Андрей в Польше всего полгода. Живет и работает в Пише. Контракт с работодателем у него заканчивается в мае, но вчера он бросил работу: «Я уже сражался на Донбассе, воевать смогу». Когда я спрашиваю, почему он решился ехать на войну, ведь он не обязан, он с удивлением поднимает брови: «Обязан! Моя обязанность — стрелять в русских. Война мне не страшна».

Андрей. Фото: Лукаш Пёнтек / Interia

Анна не пытается скрыть слез. У нее с собой большая сумка популярного мебельного магазина, внутри старательно обмотанная лентой коробка.

Анна. Фото: Лукаш Пёнтек / Interia

«Я взяла только одежду и еду. В Киеве меня ждут муж с младшим сыном. Старший уже воюет. Лишь бы Дмитро не велели идти. Он слишком чувствительный. Если уж его заберут, то вместе со мной».

Перевод Сергея Лукина

Статья была опубликована на сайте Interia.pl

28 февраля 2022