Обреченные на сотрудничество
Панщина — это в некотором роде отработочная рента: крестьянство работало на землевладельца в обмен на пользование полями и хозяйствами , в которых проживало. Она была обусловлена экономической и демографической ситуацией в восточной части Европы XVI–XVIII веков. На формирование этой системы повлияли специфика сословного общества и регулярно повторявшиеся продовольственные кризисы. Панщина (или барщина) была распространена на большинстве территорий Восточной и Центральной Европы, где земель было много, населения мало, а наличный расчет непопулярен.
Получив права на пользование землей , крестьяне юридически приписывались к владельцу деревни. В том числе и по этой причине панщину иногда относят к формам подневольного, принудительного труда или бесплатных услуг, предоставляемых крепостными. Однако необходимо учитывать, что взамен двор обеспечивал быт и, например, юридическую защиту крестьян (крестьяне, работавшие на королевских землях, находились в лучшем положении: в отличие от тех, кто работал на «частников», они, например, могли оспорить в суде то или иное решение землевладельца). В средневековом мире люди были обречены на сотрудничество: большая часть работ выполнялась совместными усилиями, а знакомый нам сегодня индивидуализм еще не сформировался.
Панщина практиковалась не только в деревнях , но даже в некоторых небольших городах.
Например , до наших дней дошло письменное свидетельство, датированное 1775 годом, о принуждении к панщине обедневших жителей городка Архувек, привилегии которого были возобновлены только князем Адамом Чарторыйским.
На польских землях панщина возникла еще до волн колонизации в XIII веке , закладки или переустройства деревень по модели, известной как немецкое право. Ранняя ее форма предполагала работу на хозяйском поле несколько дней в году, занятость при транспортировке урожая и дополнительную оплату сельскохозяйственными продуктами или трудом, в зависимости от ситуации и экономической специфики региона.
В период преобладания оседлости , основанной на немецком праве, развивалось денежное обращение и наблюдался рост монетизации деревни. Благодаря этому на смену барщинной отработке пришел чинш, то есть расплата с помещичьим двором наличными или готовой продукцией. Однако панщина при этом не исчезла. На рубеже XIV–XV веков в деревнях, организованных на основе как польского, так и немецкого права, появилась еженедельная панщина. Она составляла от одного до пяти дней работы на господских полях. В конце средневековья крестьянам насчитывалось несколько дней тягловой панщины (работы с использованием собственного скота и упряжи) с одного лана, Лан — мера площади в средневековой Западной Европе и, в частности, польско-литовском государстве. Размер 1 лана соответствовал площади среднего сельскохозяйственного феодального надела. принадлежавшего землевладельцу. К этому добавлялись утрины Утрина (польск. jutrzyna), или морг — площадь, которую за день мог обработать сезонный или наемный работник на фольварке. — совместные работы в течение всего года , от вспашки и сева до вывоза урожая на выделенных господских полях.
В XV–XVI веках распространились такие формы панщины , как копчизна (kopczyzna) Вид аренды земли, при которой в качестве оплаты за право обработки земли отдавалась определенная доля урожая. или послеполуденная панщина — когда крестьяне с утра работали на своей земле , а после полудня на хозяйской. Это, очевидно, была эволюция от утрины к еженедельной панщине. Кроме того, существовала форма неточно определенной панщины, зависевшей от текущих потребностей двора.
Развитие фольварка в XVI веке повлияло на стабилизацию еженедельной панщины. В 1520 году сеймы в Торуне и Быдгоще определили минимальную панщину для кмета , кметы — помещики и крестьяне, имевшие земельный надел рассчитанную из наличия у крестьянина одного лана земли (около 17–25 гектаров) , на один день в неделю с применением конной упряжки. Количество дней еженедельной панщины впоследствии увеличилось, но следует помнить, что она налагалась на хозяйство, а не на человеческую единицу. Соответственно, зажиточный хозяин, располагавший несколькими работниками, мог отправить часть из них на фольварочные поля, а сам работать в своем хозяйстве вместе с батраками и членами семьи.
Определялись постоянные дни барщинной работы в течение недели , с исключением, к примеру, рыночных дней, когда крестьянство вывозило собственные и помещичьи продукты в города или зерно на пункты сплава по реке. Кроме того, бывали и свободные от работы праздничные дни, которые община старалась соблюдать при поддержке приходских священников.
Не обходилось и без конфликтов. Самые крупные были связаны с периодическими срочными работами , особенно в пору жатвы, когда и двор, и крестьяне хотели быстро убрать зерно с полей. Одновременно росли ставки вознаграждения для наемных (сезонных) работников, прибывавших в деревню в том числе и из городов. В 1693 году в одной из деревень под Люблином принуждение к тяжелой, сезонной работе по ночам стало причиной ухода некоторых крепостных в другие поместья.
Вследствие экономических изменений , вызванных аграрным кризисом и войнами середины XVII века, положение землевладельцев ухудшалось, уменьшались и крестьянские хозяйства. Помещикам приходилось искать новые формы использования крестьянского труда, которые поддерживали бы прибыль на привычном уровне. Так появились удельная панщина (точное определение того, сколько в данный день крестьянин должен выработать, например, пахоты или молотьбы) и принудительный найм (направление крестьян на работу на фольварке за вознаграждение — что с нынешней точки зрения кажется удивительным). Известно, что некоторые крестьяне предпочитали оставаться на старых формах панщины.
Рынок труда
Работали крестьяне как на фольварках , так и в собственных хозяйствах. И крестьянские хозяйства, и фольварки нанимали сезонных работников и домашнюю прислугу, что вносило в феодальные отношения капиталистические элементы. Локальным рынком труда в деревне заправляли кметы. Обычно они нанимали батраков, девок, домашнюю прислугу по годовым контрактам, а вознаграждение выплачивалось в смешанной форме — питанием, жильем, одеждой, деньгами.
Впрочем , наниматели не всегда выполняли свои обязательства. Благодаря сохранившимся документам, нам известно, что в 1594 году Зофья Платувна, крепостная из деревни Хвальбожице, подала в суд на наследника соседнего поместья Казнувек за то, что тот не выплатил ей по договору годовое вознаграждение в размере 24 грошей (1/30 тогдашнего злотого).
Известно , что барщинные обязанности подлежали переговорам между отдельными хозяевами, самоуправляемой сельской общиной и двором. Договоренности эти, а также привилегии, предоставленные деревне иногда еще в средневековье, во времена ее основания, переходили к крестьянам по наследству из поколения в поколение. Нарушение договоренностей, как правило, шляхтой, бравшей деревню в аренду, служило поводом для выдвижения протестов, оповещения землевладельца или обращения крестьянства в суд. В случае частных земель иск подавался в городские и земские суды, а в случае королевских деревень — в созданный для этой цели референдарский суд в Варшаве.
Люди , не связанные с конкретным местом проживания и сопутствующими обязанностями, то есть вольные, оказывались на обочине сословного общества. Они ходили между городами и деревнями в поисках временной работы, рассчитывая на хорошую оплату в сезоны сенокоса или жатвы. В голодные же месяцы кормились попрошайничеством, а то и разбоем и кражами. Поэтому неудивительно, что сын мельника из поместья Кандлево под Вшовой в 1771 году, освободившись от крепостной зависимости, уже через несколько месяцев стал крепостным наследника деревень Голанице и Езежице под Лешно, где женился на местной крепостной — вдове мельника.
Работорговля или рыночные отношения
В давней Речи Посполитой было непросто организовать нужное число работников. Земли было много , а рабочих рук мало. Иногда нехватка рабочей силы возникала в связи с бегством крестьян, получавших выгодное предложение от соседних шляхетских дворов. Немало крестьян уходило и в королевские деревни. Чтобы помешать шляхте уводить чужих крепостных в свою деревню, то и дело вводились новые ужесточения, касающиеся оседлости крепостных, и запреты на их переселение без согласия помещика. Если землевладелец попадался на краже крестьян, он представал перед судом, который обязал его выплатить компенсацию за утраченную рабочую силу пострадавшей стороне. В книгах городских судов довольно часто можно встретить подобные дела.
В наши дни эти реалии нередко отождествляют с работорговлей. В действительности это были , скорее, сделки с барщинными ставками. Хотя, случались злоупотребления. Дела именно такого рода наиболее широко представлены в сохранившихся архивных источниках. Например, в 1714 году Михал Блешиньский, кастелян из Мендзыжеца, опротестовывал притязания Адама Нарамовского на возмещение ущерба в связи с кражей его крепостного из деревни Глупчин. Речь шла о Миколае Политыцком, сыне местного крестьянина, которого Блешиньский за свой счет обучил музыке, а Нарамовский уговорил того бежать, пообещав финансировать его дальнейшее образование.
Было бы упрощением рассматривать описанный выше механизм контроля за перемещениями крестьян в категориях работорговли. Освобождение от крепостной зависимости можно было получить за оплату или приведя на свое место другого работника — например , члена семьи. Размер выкупа в зависимости от периода времени и от того, выкупался один человек или целая семья, составлял от 100 до 1000 злотых. Для сравнения: во второй половине XVII века за 100 злотых можно было приобрести около 10 волов.
В отличие от типичного рабства , существовавшего в Америке или Османской империи, социально-экономическая система в Речи Посполитой до разделов была достаточно гибкой. Крестьянское население могло перемещаться по огромной территории своего государства. Отправляясь на поиски лучших возможностей, можно было запастись свидетельством об освобождении от крепостной зависимости, выдаваемым шляхтой.
В случае попытки приобретения городского гражданства крестьяне сперва возвращались в родную деревню , чтобы получить формальное освобождение, необходимое для карьеры в городе. В 1615 году Малгожата Зарембина, наследница деревень Кемпа, Накельно и Тучно, освободила от крепостной зависимости некоего Мантея, сына крестьянина из Накельно, который стал фельдшером и гражданином города Вшова. Некоторым крестьянам удавалось даже войти в ряды мелкой шляхты — в основном благодаря военной или придворной службе.
Важную роль играла локальная принадлежность , которую порой, по примеру городов, основанных на магдебургском праве, называли гражданством деревни. Владелец деревни, таким образом, брал на себя ответственность за сельское сообщество и обязательства по защите крестьян. Он, в частности, был обязан помогать крепостным при заселении (передача хозяйств), передавать обрабатываемую землю, домашних животных и сельскохозяйственные орудия, жилье; обеспечивать семенным зерном, помогать молодежи, которая ищет работу вне сельского хозяйства, в городских ремеслах.
Отмена панщины
Крепостная зависимость и панщина , как и все другие формы общественных договоров, с одной стороны регулировались законом, а с другой — характеризовались произволом со стороны шляхты. К примеру, в 1751 году в деревне Сливно под Познанью местный помещик пытался принудить к браку с крепостной крестьянкой жителя города Кишково, расположенного в 80 километрах от деревни. Тот, однако, опротестовал притязания помещика в городской управе Познани. Подобная практика была широко распространена.
Женитьба на крепостной автоматически делала крепостным супруга — будь то освобожденный крестьянин или даже помещик (известен случай , когда шляхтич таким образом стал крепостным другой шляхтянки). Как и при таинстве брака, подчеркивалось, что закрепощение происходит добровольно.
На севере Речи Посполитой , в Королевской Пруссии, панщина сохранялась в рудиментарной форме, и в деревне она могла отсутствовать — за исключением богатых хозяйств на чинше у помещика. Кроме того, на королевских землях, составлявших до разделов примерно третью часть деревень Речи Посполитой, панщина была ниже. Меньшую потребность в ней испытывали и крупные поместья, принадлежавшие как магнатам, так и церкви. С середины XVIII века неэффективную панщину все чаще пытались заменить чиншами, важным шагом в этом направлении был Поланецкий универсал 1794 года. Законодательный акт Начальника восстания 1794 года Т. Костюшко, провозглашавший опеку правительства над крестьянами и отмену крепостного права.
Панщина существовала и после разделов Речи Посполитой. Ее отмена была связана с освобождением крестьян. В Галиции оно произошло в 1848 году , в Пруссии этот процесс продолжался с 1811 по 1850 год, а в Царстве Польском крестьяне получили свободу только в 1864 году. Под освобождением мы понимаем предоставление крестьянству полного права собственности на всю используемую землю или ее часть взамен за выплату компенсации. Более бедное население тяжело перенесло освобождение, и это повлияло на его массовый исход в промышленно развивавшиеся города, а также миграцию в другие европейские страны и в Америку.
Перевод Сергея Лукина