Идеи

Парламентские выборы в Польше. Кто выиграет?

Избирательные плакаты кандидатов в польский парламент, 2019. Фото: Agencja Wschod / Forum

Избирательные плакаты кандидатов в польский парламент, 2019. Фото: Agencja Wschod / Forum

Возможные сценарии выборов в польский Сейм и Сенат.

13 октября поляки решат, кто будет заседать в парламенте следующие четыре года. Явный фаворит выборов – правящая с 2015 года «Право и справедливость» (ПиС), консервативная партия Ярослава Качиньского. Но и другим силам есть за что побороться.

Опять большинство?

Представители ПиС мечтают о том, чтобы из 460 мест в Сейме получить не просто более 230, дающие самостоятельное большинство, а минимум 276, позволяющие отклонить президентское вето, или даже 307, открывающие путь к изменению конституции. Почти все предвыборные опросы дают «Праву и справедливости» более чем 40-процентную поддержку населения, достаточную для формирования самостоятельного большинства не только в Сейме, но и в Сенате, состоящем из 100 членов. Это неофициально признают и оппозиционные политики. Достижение квалифицированного большинства уже менее вероятно, хотя не является недостижимым для правящей партии.

В предыдущем созыве Сейма ПиС получила самостоятельное большинство в некотором смысле волей случая, а именно благодаря системе перевода голосов в мандаты. В Польше применяется метод Д'Ондта, который дает преимущество победителям, особенно тогда, когда много голосов приходится на партии, не вошедшие в Сейм. В выборах действует 5-процентный барьер для партий и 8-процентный для коалиций. В 2015 году правая партия «КОРВИН» Януша Корвина-Микке получила 4,8%, а коалиция «Объединенных левых» – 7,6%. Если бы какое-то из этих объединений преодолело барьер, ПиС пришлось бы поискать соратника для коалиции, и дальнейшая история Польши, вероятно, пошла бы другим путем.

Если в ближайшее воскресенье таким плачевным будет результат, например, правой «Конфедерации» и Польской крестьянской партией (ПКП), ПиС даже сможет претендовать на большинство, позволяющее отклонить вето президента. Это тем более важно, что в будущем году в стране пройдут президентские выборы. Сейчас у ПиС имеется «свой» глава государства Анджей Дуда, который редко использует право вето для отмены постановлений Сейма. Но если выборы 2020 года выиграет кандидат от оппозиции, он сможет действенно парализовать работу правительства. Отсюда борьба за 276 мест.

Шансы оппозиции

Проблема с прогнозом результатов выборов в Польше состоит, однако, в том, что опросы часто оказываются ошибочными. В отличие от, например, недавних выборов в Украине, где исследователям общественного мнения удалось достаточно точно предсказать результаты, у их польских коллег случались впечатляющие провалы. Поэтому не следует полностью исключать ситуацию, в которой ПиС не получит самостоятельного большинства.

В этом случае правительство могут попробовать сформировать три силы, известные как демократическая оппозиция. Это «Гражданская коалиция» (ГК), в рамках которой на выборы идет либеральная «Гражданская платформа» Гжегожа Схетыны, и две небольших партии: «Союз демократических левых сил» (СДЛС) Влодзимежа Чажастого (по спискам которого избираются также кандидаты двух меньших левых объединений) и упомянутая выше «Польская крестьянская партия». ГК рассчитывает на более чем 25% поддержки, левые — на полтора десятка процентов, ПКП борется за преодоление барьера, хотя опросы дают ей 6-7%.

ПКП уже входила в правящую коалицию как вместе с ГП (2007-2015), так и с СДЛС (1993-1997, 2001-2003). Но, с другой стороны, «Платформа» создавалась в своем время в противовес левым посткоммунистам, поэтому такая гипотетическая коалиция была бы неустойчивой. Очевидно, ее участники единодушно выступили бы за отмену юридически сомнительных изменений, внесенных ПиС, и за улучшение отношений с Германией и Европейской комиссией, но согласовать общий более содержательный программный минимум им было бы трудно.

Пятая сила

В соответствии с формулой Д'Ондта шансы, что у ПиС не будет парламентского большинства растут, если в Сейм войдет пятая сила, которой опросы чаще всего дают 4% поддержки, то есть правая «Конфедерация». Ей будет на руку низкая явка – чем она меньше, тем больше вероятность, что голоса, отданные ее электоратом, будут составлять более 5% от общего числа.

Может случиться и так, что без «Конфедерации» ни у ПиС, ни у оппозиции не будет самостоятельного большинства. При этом трудно себе представить, чтобы какая-либо из сторон конфликта заключила формальную коалицию с партией, которая включает в себя заметных пророссийских политиков. Легче — что правительство не будет сформировано в срок и дело дойдет до повторных выборов, либо — что какая-то из сторон выберет министров при неформальной поддержке «Конфедерации», а затем для каждого проекта будет искать большинство в Сейме.

А что в Сенате?

Во всем этом пазле важна еще верхняя палата парламента, то есть Сенат. Сенат в Польше вправе отклонять принятые Сеймом законы, хотя в третьем чтении Сейм может все равно настоять на своем. Более важны другие полномочия Сената: необходимо его согласие на проведение президентом референдума, изменение конституции или назначение глав некоторых ведомств. Верхняя палата обладает также законодательной инициативой.

Если на выборах в Сейм голосуют по пропорциональной системе, то в Сенате предусмотрены одномандатные мажоритарные округа. В большинстве случаев оппозиционные силы договорилась между собой и выставляют в каждом из них по одному кандидату, в зависимости от того, какая партия пользуется большей поддержкой в данном округе. Эксперты сходятся в том, что для ПиС потеря большинства в Сенате более вероятна, чем в Сейме.

Перевод Владимира Окуня

08 октября 2019