«Мой прадед был поляком , еще моя бабушка молилась по-польски, интересно было бы найти польские корни». «Мой муж — потомок польской графини, в его семье всегда скрывали свое происхождение». «По крови я поляк, Польша меня всегда интересовала, это зов предков».
Когда зов польских предков начинает звучать громко и требовательно , возникает закономерный вопрос: как узнать о них побольше? С чего начать, чтобы найти сведения о корнях, да еще и подтвердить все документально?
Этими вопросами занимается генеалогия — наука , имеющая свои методические принципы и проверенные «в бою» правила.
Правило № 1: чтобы найти информацию , нужна информация
Это как вязание — чтобы сделать следующую петельку , должна быть предыдущая. Без исходной информации поиск документов невозможен. Нужно знать, как минимум, в каком архиве, за какой период и какого типа документы искать. Ответ на эти вопросы дает тщательный анализ сведений, хранящихся в семье. Хотя многим начинающим кажется, что известно мало и опереться не на что, в действительности крайне редко бывает так, что базовая информация, на которую можно «нанизать» поиск, в семье не сохранилась.
Для начала нужно начертить рабочую схему семьи , т.н. генеалогическое древо, и завести досье на каждого родственника. Потом — провести инвентаризацию документов, которые удалось найти дома у себя и у родственников, составить их опись и аккуратно разложить по подписанным папкам. Важную информацию, например, о дате и месте рождения предка может содержать даже старый пропуск. Поэтому стоит тщательно просмотреть все шкатулки, конверты и папочки, чтобы ничего не пропустить, это важно. Когда на столе будет лежать стопочка свидетельств о рождении, дипломов, военных билетов и других документов, начинаем заполнять наши досье информацией.
Берем отдельный листок на каждого члена семьи и выписываем на нем все , что знаем:
- даты и места рождения , брака/браков и — если человек уже умер — смерти;
- профессии и места работы с точным названием предприятий;
- города , в которых проживал, и даты переездов;
- воинские звания и названия/номера воинских частей , в которых служил;
- чем занимался во время мировых воен , был ли репрессирован или эвакуирован.
Все даты и географические названия сверяем по документам. Если нам нужны документы для Карты поляка ,Документ, подтверждающий польское происхождение и дающий большие возможности в современной Польше. составляем список того , что может подтвердить польское происхождение, и сравниваем его с тем, что есть. На этом этапе обычно выясняется, что информации все-таки мало, и составить полные биографии, не говоря уже о полноценном пакете документов для консульства, без консультации со старшим поколением не получается.
Следующий шаг: еще раз просматриваем домашний архив , на этот раз в поисках писем, открыток, похвальных грамот, старых школьных тетрадок с сочинениями, юношеских дневников, блокнотиков со стихами, поздравительных телеграмм и, конечно, фотографий. Фотографии аккуратно подписываем: кто, когда, где, при каких обстоятельствах. Все найденные документы тщательно сканируем с большим разрешением (или фотографируем в хорошем качестве с хорошим светом), расшифровываем и переписываем, попутно дополняя биографические справки.
На этом этапе обычно появляются новые вопросы , которые мы тщательно записываем, чтобы потом задать их старшему поколению. Важно создавать именно копии и электронные версии всех материалов, поскольку оригиналы имеют обыкновение теряться и, кроме того, ветшают, если их слишком часто трогать.
Может возникнуть вопрос: точно ли нам нужны блокноты и тетрадки , стоит ли тратить время на их сканирование? Не стоит недооценивать такого рода документы! Например, в школьном сочинении «Моя семья», которое написала бабушка моего мужа, нашлось много важных деталей, а даты стихов, которые писала моя прапрабабушка, помогли мне четко установить хронологию переезда и написать запрос в архив. При первом просмотре такие «мелочи» обычно не замечаешь, поэтому полезно иметь под рукой копии.
Когда вы отобрали все самое интересное и загадочное из домашнего архива и составили оконочательную версию списка вопросов , можно звонить родителям, дедушке и троюродной тете. И только после разговоров с представителями старшего поколения имеет смысл обращаться с вопросами на генеалогические форумы в интернете, составлять древо на международных порталах и писать в архивы.
Правило № 2: не пренебрегаем дальними родственниками
Невозможно предугадать , где что найдешь и от кого что узнаешь. Может оказаться, что именно тот самый дальний кузен, с которым твоя ветвь семьи не выходит на связь уже много лет, хранит у себя дневники прадедушки, а его мама в далекой юности запомнила семейные сплетни о прабабушке. Искать родню помогают социальные сети и региональные форумы.
Правило № 3: не бежим впереди паровоза
«Это все хорошо , — скажете вы. — Но как же архивы и ДНК-генеалогия?»
В самом начале генеалогического исследования — никак. Без тщательной подготовки ни запрос в архив , ни генетический тест не дадут ожидаемых результатов.
Пожалуй , самая распространенная ошибка — это письмо на английском языке в выбранный по зову сердца польский архив: «упоминается ли в документах фамилия Х?» Я и так могу ответить на этот вопрос: да, в каких-то упоминается. Но ищущему это никак не поможет! В лучшем случае архивисты проигнорируют запрос как не содержащий исходной информации. В худшем — примут в работу и выставят огромный счет за беспорядочный поиск документов о неизвестных однофамильцах.
Запрос в архив может дать результат в том случае , если он максимально конкретен, задает четкие временные рамки и содержит много подробной исходной информации. На первом этапе исследования для грамотно составленного запроса обычно не хватает данных.
То же самое касается ДНК-генеалогии. Конечно , тест можно сделать в любое время. Однако не стоит рассчитывать на то, что номер гаплогруппы или полтысячи дальних кузенов из базы лаборатории помогут пролить свет на биографию конкретного прадедушки. А вот в сочетании с интенсивным архивно-библиографическим исследованием генетический тест действительно творит чудеса.
Правило № 4: не верим мифам
О приверженность семейной мифологии , увы, разбивается большинство попыток «узнать больше о корнях». Если документы начинают рассказывать совершенно другую историю, чем та, что мы в детстве слышали от бабушки, мы часто теряем интерес и забрасываем исследование. В польской генеалогии есть свои характерные легенды.
Классика жанра — это шляхтичи , скрывающие свое дворянство. К тайным шляхтичам обязательно прилагается секретный герб, описание которого передается из уст в уста от деда к внуку, каждый раз обрастая новыми подробностями, вгоняющими геральдистов в ступор. Безусловно, польские предки вполне могли быть из гербовой шляхты, почему нет — в конце концов, в эпоху расцвета Речи Посполитой дворянство составляло в ней до 10 % населения, намного больше, чем во многих других европейских странах! Но эту версию обязательно нужно проверить.
На помощь приходят многочисленные польские сайты с родословными схемами дворянских семей и справочные издания , список которых можно посмотреть, например, на сайте Ассоциации Польской Шляхты. Однако тут есть нюанс: у составителей этих схем , скорее всего, не было информации о членах семьи, уехавших во внутренние губернии Российской Империи.
После разделов Речи Посполитой в конце XVIII века польские дворянские семьи , оказавшиеся на территории Российской империи, должны были подтверждать свою принадлежность к сословию через специальный департамент Сената — Герольдию. Эта документация хранится в Российском государственном историческом архиве. Упоминания о дворянстве можно встретить и в разных других документах, например, в формулярном списке предка или записи о его смерти. К сожалению, часто бывает так, что потомки приписывают предкам польское дворянство просто на том основании, что фамилия заканчивается на -ский, а явно крестьянские биографии объясняют необходимостью скрывать происхождение после революции.
Не менее популярны легенды , повествующие о сосланном повстанце. Однако не все поляки, оказавшиеся во внутренних губерниях Российской империи, были отправлены туда в наказание. Многие переезжали по собственной инициативе, даже в Сибирь. Нередки истории, когда польский герой оказывается законопослушным государственным чиновником или учителем.
Религиозная принадлежность предка из Польши также может оказаться большим сюрпризом. Да , в современной Польше больше 90 % населения считают себя католиками. Однако в XIX веке и раньше на польских землях жили люди разных конфессий. Бывает так, что в памяти потомков остается лишь «приехал из Польши» — следовательно, был поляком, — а на самом деле речь идет о немцах-лютеранах или светских ассимилированных евреях.
Семейные легенды объединяет одно — романтическая атмосфера. Воображение рисует польский «дворек» , отважного повстанца или мессу под звуки органа. Документы, конечно, спускают с небес на землю, но зато рассказывают настоящую историю людей, чья кровь течет в ваших жилах.
Правило № 5: идем вглубь веков , а не наоборот
Найти «в три клика» своего польского предка в каких-нибудь опубликованных в интернете документах XIX века можно , только если сильно повезет. Кроме того, нужно будет еще доказать, что это именно ваш предок, а не однофамилец. Чтобы избежать конфуза, лучше двигаться последовательно, исходя из того, что более поздние факты дают возможность найти ранние. Например, неизвестное место рождения дедушки может быть указано в документах о его военных наградах. Имя прабабушки может быть в анкете, которую заполняла по месту работы ее дочь.
Таким образом , начинать нужно с поиска дополнительной информации о более близких с хронологической точки зрения родственниках, и, отталкиваясь от полученных сведений, двигаться в XIX век, уже к чистокровным польским предкам.
Можно пользоваться и общедоступными интернет-базами. Например , База Института национальной памяти Польши включает в себя информацию о поляках , пострадавших во время немецкой оккупации 1939-1945 годов. База Министерства Обороны РФ «Память Народа» посвящена участникам Великой отечественной войны. Базы польских захоронений , например Динамический гербовник польских семей , тоже могут дать ценные сведения. Если родственник был в нацистском концлагере, первым делом нужно проверить базу узников Аушвиц-Биркенау.
Портал «Памяти героев Великой Войны 1914-1918» содержит базу данных и документы , связанные с Первой мировой войной. Среди них есть и списки поляков, которые возвращались в Польшу в начале 1920 года из эвакуации. На сайте Польского генеалогического общества Genealodzy.pl в категории Wojna 1914-1918 мы найдем списки погибших и пленных польских солдат австро-венгерской армии и Польских Легионов , а также информацию о лагерях военнопленных.
База участников польского восстания 1863 года доступна в Каталоге январских повстанцев. Со списками участников польских восстаний , начиная с 1830 года, можно ознакомиться в разделе Powstania (1830-1944) — Bazy портала Genealodzy.pl. Список польских офицеров , которые во время Ноябрьского восстания дали присягу верности Николаю I, опубликован на сайте Главного архива старых актов (AGAD).
Если предок был польским евреем , нужно проверить огромные базы жертв Холокоста, созданные музеями Яд Вашем и Музеем Холокоста в Нью-Йорке , а также захоронения на еврейских кладбищах Польши и базу данных Варшавского гетто.
Правило № 6: ищем метрики
Базовые генеалогические документы , составляющие костяк поискового процесса, — это записи в так называемых метриках: метрических книгах и выписках из них. Считается, что эти документы по определению правдивы, поскольку истинность вписанной информации заверяют своими подписями ответственные лица и свидетели. Разумеется, и в метрических книгах могут быть ошибки, но все-таки не в дате и месте. Кроме того, информацию из метрической книги с юридической точки зрения нельзя просто так оспорить, разве что в судебном порядке.
Метрические книги в Польше очень информативны. Например , из католической записи о браке можно узнать возраст жениха и невесты, имена их родителей, девичьи фамилии их матерей, место жительства и род профессии мужских членов семьи и даже были ли живы родители новобрачных в день венчания.
Польские метрики имеют свою специфику. Долгое время территория страны была разделена между тремя государствами — Россией , Германией и Австрией, в каждом из которых было свое законодательство и свои принципы ведения реестров населения. В зависимости от времени и территории, метрические книги могут быть написаны на русском, польском или даже на латыни.
Порядок поиска метрических записей — тоже «вглубь». От отца к деду , от деда к прадеду, от прадеда к прапрадеду. Чтобы поиски нужной записи увенчались успехом, стоит знать религиозную принадлежность предков. Если в католических метрических книгах запись о человеке не нашлась, стоит поискать в православных, лютеранских и иудейских книгах.
В поисках метрических книг из приходов на территории современной Польши может быть полезна Geneteka — база записей о рождениях , браках и смертях из разных христианских приходов в Польше. Иудейские записи вносятся в базу Jewish record indexing — Poland. Обе базы заполняются добровольцами , и каждый может присоединиться к проекту.
Если Geneteka не помогла , ищем отсканированные метрические книги. Их нужно будет просматривать вручную. Метрические книги с территорий современной Польши выложены на портале Польской Генеалогической Ассоциации. Также можно проверить порталы Szukaj w archiwach (Ищи в архивах) и Family Search. Электронные копии метрических книг разных конфессий с Кресов доступны он-лайн на сайте уже упоминавшегося AGAD.
После двух мировых воен метрические книги многих приходов , увы, не сохранились или сохранились не полностью. Проверить наличие метрических книг приходов, расположенных на территории современной Польши, можно на портале Szukaj w archiwach. Не все метрические книги отсканированы и выложены в свободный доступ. В этом случае нужно обратиться в тот архив , где хранится интересующий вас документ.
Правило № 7: зацепки могут быть в любых документах
Именно поэтому наши досье необходимо дополнить сведениями о профессиях , сословиях, наградах, образовании и любыми деталями, которые смогут направить поиск в новом направлении.
Дореволюционные личные дела студентов университетов , хранящиеся в региональных архивах, содержат, как правило, много бесценной информации о самом студенте и его родителях. Если польский предок был связан с армией, то сведения о нем можно найти в Польском военном архиве в Рембертове и Российском государственном военно-историческом архиве. Если был купцом, имел собственное дело — стоит искать в региональных архивах списки купцов и документы о вступлении в гильдию, а также упоминания о предке в дореволюционных справочных изданиях. Если был чиновником, его имя увековечено на страницах губернских памятных книг, а в архивных фондах данного ведомства мог сохраниться формулярный список — как мы бы сейчас сказали, официальное резюме. Если жил на Кресах, т.е. на территориях, вошедших после Второй мировой войны в состав СССР, то стоит ознакомиться с коллекцией Библиотеки Кресов.
Правило № 8: систематически (само)обучаемся
Прелесть и трудность генеалогии заключается в том , что это занятие требует постоянного самосовершенствования. Даже опытные специалисты все время обучаются чему-то новому, ведь невозможно знать все нюансы истории и источниковедения по всем регионам и сословиям! Очередной найденный документ открывает новые перспективы и ставит новые вопросы.
Начать знакомство с генеалогией можно с портала Всероссийское Генеалогическое Древо (ВГД) , а именно с раздела «Советы начинающим генеалогам» и с подборки постов по базовым темам генеалогического поиска. Читающим на польском языке полезен будет портал Genealogia Polaków и краткий учебник , опубликованный на сайте AGAD.
Можно присоединиться к русскоязычной обучающей группе Генеалогическое Собрание в Фейсбуке , где проводятся тематические недели и публикуются материалы для начинающих, а я лично курирую тему поиска польских корней.
Очень много дают генеалогические конференции , которые всегда имеют хоть в какой-то мере обучающий характер.
Наконец , если вы хорошо знаете польский язык и у вас есть возможность в течение одного года раз в месяц проводить два дня в Варшаве, можно записаться на единственную на данный момент в Польше постдипломную университетскую программу по генеалогии в Университете Кардинала Стефана Вышиньского (UKSW) . Это даст возможность не только получить систематические знания и диплом , но и познакомиться с практикующими польскими специалистами, которые помогут найти то, что еще не найдено.
Правило № 9: делимся информацией
Невозможно вести эффективный поиск , не делясь одновременно найденной информацией. Ваши статьи в блоге, посты в Фейсбуке или фамильные темы на российских и польских генеалогических форумах (например, на сайтах ВГД , Genealodzy.pl , Genealogia Polaków ) , вероятно, будут однажды замечены дальними родственниками, которых тоже увлек зов предков, или другими исследователями, и они выйдут на связь. А это значит — будут неизвестные фотографии, интересные документы, новые сведения.
Вооружившись этими правилами , можно смело отправляться в увлекательнейшее путешествие во времени. Как говорят друг другу генеалоги, удачного поиска!