Последнее гетто на польской земле
Мост, соединяющий разные части Лодзинского гетто, 1940. Источник: Федеральный архив Германии
Рассказываем о Лодзинском гетто, которое со временем превратилось в огромный трудовой лагерь и просуществовало дольше остальных в оккупированной немцами Польше.
Иегуда Видавский родился в 1919 году. Каждый год 29 августа он приезжает из Тель-Авива в Лодзь, чтобы прочитать на еврейском кладбище поминальную молитву кадиш по погибшим. Иегуда делает это уже более 30 лет. Молится за родных, друзей и тысячи других жертв Холокоста.
«Если буду жив, приеду в Лодзь», — говорит он. Его сопровождают дети, внуки и правнуки.
Иегуда Видавский и почти вся его семья 29 августа 1944 года были вывезены из Лодзинского гетто последним эшелоном в Аушвиц-Биркенау. Родители и старший брат Габриэль погибли в газовой камере.
«Я думаю о них не просто каждый день, а каждый час. Они все время у меня перед глазами», — говорит он.
Иегуда выжил. После войны он вернулся в Лодзь, завел семью, потом эмигрировал в Израиль. Но память осталась. И боль.
77 лет назад, в начале августа 1944 года, во время Варшавского восстания, в 130 километрах к западу от столицы немцы приступили к ликвидации последнего гетто, еще остававшегося на польской земле. Оно находилось на территории Лицманштадта — так во время войны немцы назвали Лодзь. Там еще оставалось более 70 тысяч евреев.
Другие гетто немцы ликвидировали в 1942 и 1943 годах, а их жителей истребили в лагерях смерти. Лодзинское гетто просуществовало больше года после того, как были уничтожены гетто в Варшаве, Кракове, Белостоке.
Решение о ликвидации гетто Генрих Гиммлер принял в мае 1944 года, и, хотя часть гитлеровских чиновников старалась этого не допустить, уже в июне первые эшелоны отправились в лагерь уничтожения Кульмхоф (он был создан в оккупированном селе Хелмно-на-Нере, которое немцы переименовали в Кульмхоф-на-Нере). После двухнедельного перерыва новые эшелоны шли уже в Освенцим.
Лодзинскоe гетто. Источник: Государственный архив в Лодзи
До начала Второй мировой войны в Лодзи проживало около 600 тысяч человек, в том числе 60 тысяч немцев и почти четверть миллиона евреев; это был второй после Варшавы город в Европе по численности еврейского населения. Евреи играли огромную роль во всех сферах жизни, как в промышленности, так и в культуре. В ноябре 1939 года Лодзь оказалась на территории Рейха и должна была стать немецким городом, к чему стремились и лодзинские немцы. Поначалу всех поляков и евреев планировалось переселить на территорию Генерал-губернаторства, но это оказалось невозможным из-за их большого числа. В феврале 1940 года проживавших в Лодзи евреев изолировали в ее северной части, на территории, охватывавшей Старый город и район Балуты, границы которой были тщательно закрыты. Тысячи поляков выслали на работы в Рейх.
Гетто постепенно превращалось в крупный трудовой лагерь. В 1941 году туда привезли около 20 тысяч евреев из Германии, Чехии, Австрии и Люксембурга, еще 20 тысяч были доставлены из маленьких городов, где гетто ликвидировались.
Узники гетто шили военную форму, обувь и рюкзаки для германской армии, производили боеприпасы, детали для танков и даже временные дома для жертв бомбардировок в Германии. Кроме того, они выполняли частные заказы для немецких фирм: шили элегантные костюмы, белье, игрушки, изготавливали лампы. Они приносили пользу, поэтому гетто не ликвидировали. Так рассуждал и назначенный немцами руководитель гетто Хаим Румковский, который считал, что пока они будут нужны, у них есть шанс выжить. Отсюда его почти полное подчинение немецким приказам.
Тем не менее, когда в 1942 году немцы приступили к депортации евреев в лагеря смерти, эта участь не миновала и жителей Лодзинского гетто. Более 70 тысяч находившихся там евреев, включая тех, кто, по мнению немцев, был непригоден для работы — стариков, больных и детей младше 10 лет — к осени 1942 года нацисты вывезли в Хелмно-на-Нере и уничтожили. Но более 90 тысяч оставили. Люди в гетто работали, выбиваясь из сил, взамен получая голодный паек. Условия труда были очень тяжелыми. За 5 лет почти 45 тысяч человек умерло от голода и истощения, они похоронены на так называемом Поле гетто. В августе 1944 года, когда восточный фронт был уже за Вислой, лодзинские узники надеялись, что их освободят. К сожалению, этого не произошло. Зато ежедневно с 9 по 29 августа в вагонах для скота в неизвестном направлении увозили по несколько тысяч человек. Когда вагоны открывали, люди видели трубы и идущий из них дым. Они еще не знали, что их ожидает.
Хаим Козеницкий записал в своем дневнике: «Мы приехали в место, которое называется Аушвиц, по-видимому, это санаторий, потому что люди ходят в пижамах».
«Мы ничего не знали об Аушвице, может быть, взрослые знали, а я нет», — вспоминал он много лет спустя.
Ему было 11, когда началась война, когда попал в Аушвиц – 16. Через несколько дней его перевели в Штуттгоф, он стал номером 84209. В Холокосте Хаим Козеницкий потерял своих родителей, родных, многих друзей. Его тоже вывезли из гетто 29 августа 1944 года. В этом году он не приедет в Лодзь, потому что уже очень слаб.
Памятник на станции Радегаст, с которой узников гетто отправяли в концлагеря. Фото: архив Центра диалога им. Марека Эдельмана
Более 20 лет Лодзь чтит память своих еврейских земляков. 29 августа, в годовщину отправки последнего эшелона из Лодзи в Аушвиц-Биркенау, на еврейском кладбище и у памятника на станции Радегаст, откуда вывозили евреев, всегда проходят памятные мероприятия. В созданном 15 лет назад парке Выживших ежегодно сажают Деревья памяти в честь тех, кто пережил войну. Это инициатива Выжившей Халины Эльчевской, урожденной Гольдблюм. Она родилась в Лодзи в 1919 году. Ее семья продержалась в гетто почти до самого конца. Их вывезли в Аушвиц-Биркенау 24 августа 1944 года.
Там погибли ее муж, родители и младшая сестра Инка. Халину с сестрой Ядвигой отправили в лагерь Гросс-Розен, затем перевели в лагерь в Хальбштадте, где они оставались до окончания войны. Потом они поселились в Варшаве.
«Пусть тело в Варшаве, но сердце мое всегда в Лодзи. Это мой город. Навсегда», — говорила Халина Эльчевская. Она регулярно приезжала на памятные мероприятия, посвященные Лодзинскому гетто. Когда в 2004 году концепция памятника жертвам гетто на станции Радегаст обрела реальные черты, Халина предложила увековечить также Выживших и посадить деревья, символизирующие тех, кто уцелел. Так возник Парк Выживших. «Мы создали парк в память о тех, кто погиб и тех, кто уцелел. Каждый раз, приезжая в Польшу и Лодзь, наши дети и внуки будут приходить сюда», — сказала она во время торжественного открытия Парка Выживших. Халина Эльчевская умерла в 2013 году, но ее Парк Выживших живет, ежегодно его посещают тысячи людей.
Парк Выживших в Лодзи. Фото: архив Центра диалога им. Марека Эдельмана
В парке растет уже более 640 Деревьев памяти, за которыми ухаживает созданный в 2011 году Центр диалога им. Марека Эдельмана. Сотрудники Центра поддерживают связь с Выжившими, а также каждый год от имени властей города, еврейской общины и всех жителей Лодзи организуют мероприятия, посвященные сообществу лодзинских евреев, проводят фестиваль «Лодзь четырех культур», напоминающий о мультикультурных корнях города.
Лодзь хранит память о своих жителях, которые строили город. И помнит о том, что произошло в августе 1944 года.