Проблемы польско-украинской границы. Что делать и кто виноват?
Очередь на польско-украинской границе. Фото: Кшиштоф Локай / Forum
Несмотря на то, что движение между Польшей и Украиной стало особенно интенсивным именно в последние годы, тема эта недостаточно обсуждается на государственном уровне. С какими трудностями сталкиваются на границе поляки и украинцы и как их можно решить?
Тот, кто хоть раз пересекал польско-украинскую границу на машине или автобусе, знает, что в очереди он рискует провести много часов. Проблема горячо обсуждается в соцсетях, однако на официальном уровне о ее решении говорят мало. А ведь «устройство» границы, ее роль для жизни в приграничных областях имеет огромное значение для отношений между Польшей и Украиной именно теперь.
С одной стороны, между государствами развиваются экономические связи, а миграционный поток достиг небывалых масштабов (ежегодно на заработки, в туристических и других целях в Польшу приезжают два миллиона украинских граждан), с другой же — возникают и проблемы в сфере безопасности, связанные с российской аннексией Крыма и вторжением на Донбасс.
В 2019 году польский Фонд им. Стефана Батория и украинская общественная организация «Европа без барьеров» провели исследование, целью которого было выяснить, какие проблемы возникают на польско-украинской границе, а также — найти их решение. Нас особенно интересовало мнение людей, проживающих вблизи границы по обе ее стороны, в окрестностях переходов Медыка–Шегини и Долгобичув–Угринов. Мы поговорили с представителями местных, региональных и центральных властей, лидерами локальных сообществ, а также с экспертами — в общей сложности, опросили сто человек.
Исследование показало, что влияние близости границы на жизнь населения польских приграничных областей постепенно меняется. Сегодня его значение иное, чем в 90-х годах XX века, когда трансграничная торговля была важным источником дохода, зачастую неофициального. В наши дни лишь небольшое число людей, проживающих близ границы, продолжает зарабатывать подобным образом. А поскольку этим занимаются единицы и нерегулярно, такая торговля больше не оказывает существенного влияния на рост доходов населения на польских приграничных территориях.
Уже многие годы граждане Украины тратят на покупки в Польше больше денег, чем поляки — в Украине. По данным Центрального статистического управления Польши, в 2017 году расходы украинцев в Польше составили 7,68 млрд злотых. Поляки за тот же период сделали в Украине покупки на сумму 22,1 млн злотых.
Жители польских приграничных областей стали чаще ездить в Украину, чтобы воспользоваться услугами врачей, косметологов и т. д., которые там обходятся дешевле, чем в Польше. В свою очередь, украинские граждане чаще открывают собственный бизнес в Польше. Кроме того, украинцы активнее покупают или снимают в Польше жилье, тем самым оказывая влияние на динамику польского рынка недвижимости.
Количество пограничных пропускных пунктов явно недостаточно, чтобы выдержать интенсивность транспортного потока и обеспечить дальнейшее развитие трансграничной торговли. В 2018 году украинцы, поляки и граждане других стран пересекли границу 22 млн раз (более 90 % из них составляют граждане Украины).
Путешественники могут воспользоваться всего лишь восемью автомобильными и шестью железнодорожными погранпереходами. При этом только на одном из автомобильных действует пункт пропуска для пешеходов и лишь два из железнодорожных обслуживают пассажирские перевозки. Через самый загруженный пункт в Медыке ежегодно проходят границу свыше 5 млн человек. Существующая инфраструктура неудобна и требует модернизации. За последние годы открыто всего два новых пропускных пункта (в Долгобичуве и Будомеже), построенных в соответствии с современными стандартами и обеспечивающих комфорт путешественникам. Дороги, ведущие к пропускным пунктам с обеих сторон, не рассчитаны на многокилометровые очереди, а с украинской стороны оник тому же находятся в плохом состоянии и требуют ремонта.
Именно очереди подавляющее большинство наших собеседников назвали главной проблемой, требующей решения. А одна из основных причин, почему, собственно, они образуются — непредсказуемость, присущая процессу пересечения границы. Путешественник лишен какой-либо возможности контролировать время, которое он проведет на автомобильном или пешеходном пропускном пункте, а это абсолютно несовместимо с современным ритмом жизни. Впрочем, на сайте granica.gov.pl можно в режиме реального времени узнать оценочное время ожидания очереди.
Польско-украинская граница — заложник решений времен ПНР и Советского Союза, когда искусственно сдерживалась мобильность и развитие инфраструктуры. С наследием прежней системы нам приходится сталкиваться по сей день, и сегодня все еще нет надежды на то, что на этой границе откроются несколько десятков пропускных пунктов, как это было в 90-х годах на границе Польши с Германией или Словакией. Отчасти справиться с проблемой возможно, если провести модернизацию уже существующих пунктов, в том числе самых крупных, таких как Корчова–Краковец на шоссе A 4, предназначенный преимущественно для транспорта дальнего следования, а также открыть новые местные пункты, которые действовали бы только в летний период. Уже ведутся разговоры об открытии нового местного пропускного пункта — Волосате–Лубня в Бещадах или, как альтернатива, в Збереже–Адамчуки на Буге. Как раз в таких местных пропускных пунктах, в перевую очередь, необходимо пешеходное движение.
Одно из возможных решений для преодоления трудностей — интенсивное развитие железнодорожного сообщения. На сегодняшний день поезд остается самым удобным видом наземного транспорта для пересечения польско-украинской границы. Благодаря открытию в 2016 году ширококолейного железнодорожного сообщения с Пшемыслем и Хелмом путешествия стали намного комфортнее — ведь таким образом можно избежать очередей, в отличие от поездок на машине или автобусе. Кроме того, современные вагоны, закупленные украинскими железными дорогами, больше отвечают ожиданиям пассажиров, а цены на билеты относительно невысокие. С помощью новой железнодорожной линии удалось разгрузить и пропускные пункты на автотрассах.
Число рейсов между Польшей и Украиной увеличивается с каждым годом: если в 2016 году их было 1460, то в 2017 уже 2892, а в 2018 — 4630. Польские пограничные и таможенные службы отмечают, что новые пересадочные маршруты, а также таможенно-паспортный контроль для ночных поездов дальнего следования на вокзале в Киеве позволили уменьшить масштабы контрабанды. Однако развитию железнодорожного сообщения препятствует разница в ширине колеи и недостаточное количество пересадочных станций. Частично проблему поможет решить строительство высокоскоростной железнодорожной линии между Люблином и Львовом со стандартной шириной колеи. Также, в принципе, не исключено, что в дальнейшем будет использоваться система автоматического изменения ширины колеи SUV2000 или TALGO, но это пока лишь мечты, а не конкретные планы.
Недавно, в январе 2020 года, Подкарпатскому воеводству было передано 109 млн злотых из целевого резерва госбюджета Польши на строительство наземного пропускного пункта Мальховице–Нижанковичи. Впоследствии он должен разгрузить переход Медике–Шегини.
Кроме того, польские власти предоставили Украине кредит в размере 100 млн евро на модернизацию дорожной и пограничной инфраструктуры, что также будет способствовать решению перечисленных выше проблем, если в дело активно включатся обе стороны. Чтобы ускорить постройку новых пропускных пунктов, необходимо, чтобы проблемы управления польско-украинской границей стали приоритетными в межправительственных отношениях между Польшей и Украиной. Вопрос границы нужно включить в повестку дня Экономического Комитета премьер-министров Польши и Украины.
Разрабатывая новую пограничную политику, необходимо уделить особое внимание роли приграничных населенных пунктов и местной власти. Только при правильном подходе к вопросу модернизации польско-украинская граница получит шанс преобразоваться в современную границу между странами-соседями. Все это задачи на годы.
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян