В западном христианстве время ожидания рождественских праздников называется Адвентом и длится примерно четыре недели , по обычаю начинаясь в воскресенье между 27 ноября и 3 декабря. Согласно традиции западного христианства, это время подготовки к главному празднику путем поста, сосредоточения, молитвы.
Впрочем , в это трудно поверить, особенно тому, кто посещает торговые центры: здесь уже с начала ноября царит праздничная атмосфера с елками, характерными украшениями (шары, мишура, звездочки, фигурки св. Николая, снеговиков и северных оленей) и музыкой, прежде всего — колядками. А с первой половины декабря можно увидеть «настоящего св. Николая», который, как принято считать, приносит подарки, и «настоящих ангелочков», у которых можно купить облатку — кусочки тонкого хлеба из пшеничной муки и воды, которые едят за рождественским столом.
Все это: елочные украшения , колядки, символический даритель рождественских подарков, облатки, а вдобавок еще особые блюда и поздравления — атрибуты современного празднования Рождества в Польше. Присмотримся к ним внимательнее и посмотрим: что связано с традицией и идет из прошлого, а что — дань современности.
Собственно Рождество Христово , то есть день, знаменующий рождение Иисуса Христа, отмечается только с IV века и установлен на 25 декабря (по григорианскому календарю). Это один из дней праздника Рождества Христова, к которым относятся также предшествующая ему Вигилия (сочельник) и второй день праздника, называемый в католической церкви Днем Св. Стефана.
Принято считать , что главным из этих трех дней является как раз Вигилия. Само это слово происходит из латыни (vigiliare) и означает бдение, так что изначально оно использовалось для обозначения любого дня, предшествующего празднику или важному событию, но сейчас обозначает именно канун Рождества Христова. Впрочем, это относилось не ко всей территории Польши, Поскольку речь в тексте идет об этнографических материалах первой половины ХХ века, под «территорией Польши» мы подразумеваем территорию Второй Речи Посполитой, а не современного государства. ведь там , где проживали преимущественно протестанты (например, в Поморье и на Мазурах), Вигилии до начала ХХ века не придавали большого значения.
Национальная история Польши привела к тому , что Вигилия вписалась в нашу традицию как вечер подлинного сближения людей, взаимного прощения провинностей, время любви, вечер размышления и рефлексии, самый семейный праздник. Она стала наиболее торжественным и волнующим вечером в году.
Теперь приготовления к празднику ограничиваются вигилийной вечерей , но раньше они охватывали весь день, особенно в деревнях: там с раннего утра нельзя было прилечь ни на минутку, ведь считалось, что отдых в этот день может навредить и здоровью людей, и будущему урожаю. Вообще именно здоровье и успех членов семьи и благополучие хозяйства были целью ритуальных действий и запретов, которые сопутствовали обычным предпраздничным хлопотам. В этот день соблюдение всех магических правил было особенно важным, ведь «какая Вигилия, такой и весь год».
Все члены крестьянской семьи должны были искупаться в холодной воде , а дети — на рассвете трижды обежать дом босиком, в одной рубахе. В Вигилию запрещено было пользоваться острыми предметами (иглами, ножницами и т.п.), которые нужно было заблаговременно спрятать. В этот день нельзя было ничего одалживать (чтобы дом не покинуло богатство), а также плевать на пол, плескать грязной водой и молоть зерна в ступе (чтобы не навредить душам умерших, которые в этот день приходят в дом). Кроме того, в XIX веке в деревнях было принято, чтобы в Вигилию мужчины отправлялись на охоту и рыбалку, а также поощрялась мелкая шуточная кража — это должно было обеспечить удачу охотникам и рыбакам на весь год и благополучие в доме.
Рудиментом этих действий можно считать практику омовения рук в воде , куда перед этим бросают серебряную монету, либо вкладывание в кошелек чешуйки от праздничного карпа. И то, и другое должно приносить удачу в финансах в течение всего наступающего года.
Важным элементом подготовки является создание торжественной атмосферы. А для нее немаловажно праздничное убранство домов и квартир , в чем помогает, к примеру, елка. Однако появилась она на польских землях (под немецким влиянием) лишь на рубеже XVIII и XIX веков, и еще в XIX столетии была популярной, главным образом, в Поморье, Силезии, Великопольше; повсеместно же этот обычай распространился лишь после Второй мировой войны. Раньше вместо елки в разных частях страны использовали что-то свое: в деревнях центральной и восточной Польше это был сноп, чаще всего ржаной, который называли вигилийным дедом — его торжественно вносили и ставили в угол горницы; в центре и на севере — «пауки» (по-польски — пайонк , pająk): объемные конструкции из соломинок и зерен, например, гороха, а на юге — подлазнички (верхушка ели , обращенная концом вниз, либо еловая ветка). И пауки, и подлазнички подвешивали к потолку.
Роль елочных игрушек чаще всего выполняли разрисованные золотой краской орехи , яблоки или святы — украшения из облатки , которые считаются типично польскими: традиция их изготовления восходит еще к XVII веку. Их вешали не столько ради эстетики, сколько из-за веры в их магическую оберегающую силу. Современной елке и ее украшениям уже не придается такое значение, а их вид зависит прежде всего от индивидуального вкуса, а порой и от отношения к экологии: например, выбор соломенных украшений вместо пластиковых или отказ от живой елки. Вводится и новый декор, например, вифлеемская звезда (пуансеттия) — растение родом из Мексики, которое с 90-х годов ХХ века стало символом рождественского праздника во многих польских домах.
Вигилийная вечеря не может начаться без обмена облатками (лат. oblatum — жертвенный дар); часто на них можно увидеть тисненые рисунки , напоминающие о Рождестве Христовом. Согласно традиции, каждый участник вечери должен преломить облатку по очереди со всеми остальными, а также произнести пожелания. Этот обычай, видимо, восходит к евлогиям — обычаю благословения хлеба , существовавшему в первых веков христианства; он практиковался в Южной Европе, откуда добрался до Польши. Эта практика стала известна среди шляхты римско-католического вероисповедания в XVIII веке, среди крестьян и горожан — только в XIX веке (за исключением Вармии, Мазур, Поморья и Силезии), по всей же стране она распространилась лишь в ХХ веке.
Сейчас традиция делиться облаткой считается обязательной , она подчеркивает семейный характер Вигилии. Иногда ее даже рассматривают как типично польскую — несмотря на то, что она присутствует также в Литве и Словакии, среди католиков Беларуси, Украины и России. Однако в наши дни обряд обычно упрощен. Например, облатку не преломляют со всеми, а лишь угощают друг друга кусочком, или же после раздачи облаток пожелания произносит лишь один человек, чаще всего самый старший, адресуя их всем присутствующим. Так избегают неловкости в ситуации, когда в вечере участвуют люди, с которыми видятся редко либо вовсе не знакомы друг с другом. Не столь важным становится и то, сколько человек сядет за стол: прежде старались, чтобы их число было четным, так как считалось, что благодаря этому присутствующие сохранят здоровье на весь следующий год.
Сама вечеря должна состоять из постных блюд , приготовленных из ингредиентов, которые, согласно традиции, происходят с поля, из сада, огорода, леса и воды — то есть из муки, крупы, гороха, капусты, мака, грибов, рыбы. Стоит добавить, что часть из них (в т.ч. горох, мак, грибы) не только имела отношение к старинным погребальным трапезам, но еще была связана с магией защиты и плодородия. В настоящее время, однако, их употребление редко обосновывается подобным образом и они часто заменяются другими продуктами. Это связано, в частности, с необходимостью адаптации диеты к различным проблемам пищевой непереносимости либо избранным стилем жизни. В последнем случае подспорьем оказывается интернет, в котором можно найти подсказки, как приготовить, скажем, веганскую рождественскую трапезу. Постепенно и старинные правила, что количество блюд должно быть нечетным или чтобы их было как можно больше (что, согласно поверью, гарантировало достаток), отходят в прошлое. Сейчас принято считать, что традиционно блюд должно быть 12, однако этнографические материалы этого не подтверждают. Эта цифра скорее более поздний результат некоторой путаницы и влияния церкви: она восходит к Тайной вечере и числу апостолов. Иногда они уступают место мнению , что пища даже на праздничном столе должна быть прежде всего здоровой.
Наконец , один из приятных рождественских обычаев — подарки. Только с начала ХХ века эта традиция распространилась как на всей территории страны (как мы уже говорили, в преимущественно протестантских регионах Вигилия была менее значимой и подарки отсутствовали), так и среди всех социальных групп.
Раньше лишь самые богатые люди приносили пожертвования монастырям , дары верным придворным или бедным деревенским жителям (в этом случае — прежде всего, еду). Своего рода подарком считались и поздравления, которые произносили члены семьи при преломлении облатки или колядующие, ходившие от дома к дому. А деревенские дети еще до середины ХХ века получали в подарок яблоки, пряники и орехи. Следует также добавить, что дарителем до их пор может быть не только св. Николай , но еще и звездочка , ангелочек , Младенец Иисус, св. Иосиф — это зависит от региона. Однако уже несколько лет заметна новая традиция , пришедшая из Великобритании и США: вешать большие декоративные носки, в которых рождественским утром можно найти сладости и мелкие сувениры. Так же обстоит дело с письмом св. Николаю, которое упрощает исполнение желания пишущего.
Принято считать , что традиция — это что-то незыблемое: так на протяжении веков делали наши предки, поэтому и мы должны делать так же. На самом же деле, как мы видим, это не только продолжение прошлого, но и изменения: люди адаптируют явления культуры, имеющие корни в прошлом, к условиям и вызовам нового времени. Раньше эти изменения происходили настолько постепенно, что люди их не замечали, да и самого понятия не существовало: как писал антрополог Вальдемар Кулиговский, «поскольку было известно , как жить, не существовало необходимости использовать слово “традиция”». Только в ХХ веке люди стали осознавать присутствие традиции и ту роль , которую она играла и играет в общественной жизни. И в последние десятилетия «человеческие сообщества пришли к выводу , что без традиций они не были бы собой».
На примере празднования Рождества Христова , а прежде всего — Вигилии мы видим, как трансформируются в Польше традиции, которые многие считают неизменными. Однако эти перемены не влияют на исключительность этой поры года для большинства поляков и на потребность ощутить, хотя бы на мгновение, «магию Рождества».
Перевод Владимира Окуня