Такие крупные гиганты сериальной индустрии как Netflix, HBO, Hulu, Amazon Prime и другие, не обошли стороной и Польшу. Впрочем, первые польские сериалы появились еще в 60-е годы прошлого века. Особую любовь снискали «Четыре танкиста и собака» (Czterej pancerni i pies, 1966-1970) Конрада Наленцкого. Одновременно на арену вышли молодые кинематографисты, которые все меньше хотели говорить о войне и все больше — о повседневности. Сериал «Домашняя война» (Wojna domowa, 1965-1966) Ежи Грузы — яркий пример такого перехода, который в некотором смысле отражает игра слов в названии: wojna domowa переводится как «гражданская война», но при этом в cериале речь идет об отношениях семей. В 70-е кинематографистов заботит главным образом современность, появляются фильмы о коррупции, жизни в маленьких городах. Кино как жанр, очевидно, чувствовало себя свободнее в выборе тем, тем не менее телевидение также смещает фокус на повседневность. На экраны выходит еще один сериал Ежи Грузы «Сорокалетний» (Czterdziestolatek, 1975-1978), который впоследствии начинает задавать тренды на моду и дизайн — его знает каждый поляк, живший в семидесятые.
В 80-е годы политическая ситуация вынуждает режиссеров авторского кино искать средства финансирования своих фильмов за рубежом, а на телевидении выпускают комедии и фильмы по лекалам американских боевиков. Революция в польском сериале начинается лишь в 2018 году, когда в страну приходит Netflix.
«1983» (2018)
Режиссеры — Агнешка Холланд, Ольга Хайдас, Кася Адамик, Агнешка Смочиньская
В этой антиутопии авторы размышляют на тему того, что могло бы произойти, если бы СССР не распался. По сюжету в 1983 году в Польше произошел ряд терактов, которые затормозили общественные изменения в стране и усилили коммунистический режим. Основное действие сериала происходит 20 лет спустя после тех событий.
Первый польский сериал, спродюсированный Netflix, в лучших традициях польского кино начала XXI века все еще не может отделаться от американского влияния. Складывается впечатление, что смотришь историю об 11 сентября, только снятую на польских улицах. Впрочем, хотя по напряжению в середине повествования сериал заметно проседает, красивые холодные тона изображения, талантливо сыгранные роли Зофии Вихляч, Эдиты Ольшувки и Михалины Ольшанской, а также детально воссозданная атмосфера ПНР, необычным образом сочетающаяся с реальностью 2000-х, придают сериалу привлекательность в глазах зрителей.
«Ватага» (Wataha, 2014-...)
Режиссеры Кася Адамик, Михал Газда, Ольга Хайдас, Ян Матушиньский
События разворачиваются в Бещадах, горах на польско-украинской границе. Единственный выживший после внезапного взрыва пограничник Виктор Ребров, потерявший друзей и любимую девушку, пытается найти виновного. За дело берется и молодая амбициозная прокурор Ига Добош, которую прислали для расследования преступления из Варшавы. Улики указывают на самого Реброва, который вынужден скрываться в глухой чаще, продолжая искать виновника случившегося.
В сериале «Ватага», спродюсированном HBO Europe, поднимаются проблемы юго-восточной польской глуши, где пересекаются тропы русских, поляков, украинцев и немцев, занимающихся контрабандой оружия, наркотиков, алкоголя и людей. История затрагивает и остроактуальную тему ближневосточной миграции в западные страны через Польшу и Украину. Герой Реброва в блестящем исполнении актера Лешека Лихоты очень выразительно сочетает в себе несколько культур: русский, сын православного священника, выросший в Польше. Повороты сюжета в каждой серии вызывают у зрителя сильные и разнообразные эмоции, а живописные лесные пейзажи и аскетичная атмосфера диких мест завораживают своей безысходностью и красотой.
«Трясина» (Rojst 2018-2021)
Режиссер Ян Холубек
Первый сезон сериала, созданный ShowMax, рассказывает об убийстве проститутки и коммунистического деятеля в провинциальном польском городке в 1984 году. Якобы виновного быстро находят, а дело закрывают, с чем не согласны журналисты «Вечернего курьера»: опытный циничный Витольд и молодой Петр, которые видят много нестыковок в деле. Они пытаются раскрыть преступление и узнать правду.
Второй сезон — «Rojst' 97» — спродюсирован уже Neflix, который выкупил права на историю у развалившегося Showmax. Сериал любопытен искусно воссозданной атмосферой 90-ых: похищение людей и требования выкупа, контрабанда и вымогательства. Иногда кажется, что настолько точно переданная атмосфера полного раздрая в Польше в те времена превалирует над сюжетом, который, впрочем, до последнего держит зрителя. Хлесткие диалоги, визуальный образ 90-ых, который сегодня выглядит очень стильно, и тот антропологический подход, с которым создатели переносятся в прошлое, делают сериал ностальгической находкой для польской аудитории.
«Крук» (Kruk, 2018)
Режиссер Мацей Пепшица
Адам Крук, инспектор уголовного отдела полиции в Лодзи, отправляется в Белосток расследовать похищение мальчика из семьи известного деятеля. Оказывается, что дело связано с темным прошлым самого Крука, о котором он хотел бы забыть. Трудолюбивый полицейский полностью отдается своей работе, отчего часто возникают конфликты с коллегами. У него также есть проблемы с общением, что отдаленно напоминает культового Доктора Хауса.
Атмосфера Подлясья, лучшая роль Михала Журавского, адреналин и эмоции, которыми так умело насыщает историю сценарист Якуб Корольчук, умелое сочетание строгого повествования криминальной истории и психологической глубины персонажей, которые прописаны очень честно и узнаваемо, — все это ставит «Крука» в топ лучших польских сериалов последних лет.
«Ослепленные огнями» (Ślepnąc od świateł, 2018)
Режиссер Кшиштоф Сконечны
Торговец кокаином Куба проживает семь экранных дней, погружая все вокруг в хаос. Он просыпается ночью, когда город засыпает, а ночные клубы оживают. Кокаин для Кубы — это инструмент, который приносит ему много денег, необходимых для вожделенного побега. Передвигаясь за рулем черного BMW, Куба показывает нам неоновые танцполы переполненных ночных клубов, открывает квартиры польских знаменитостей с красивым видом на столицу и знакомит с одинокими богатыми женщинами, скучающими от однообразия своей жизни.
Режиссер Кшиштоф Сконечны уже успел полюбиться зрителям своим громким дебютом 2014 года «Hardcore disco», а сами «Ослепленные огнями», спродюсированные HBO, считаются одним из лучших польских сериалов в истории. В нем режиссер представил интригующую, брутальную историю, прекрасную игру актеров и саундтрек, впечатляющее визуальное изображение и свой свежий взгляд на кинематограф. Он точно передал дух современности, превратив сериал в яркое событие в истории польского кино.
«Сексификация» (Sexify, 2021)
Режиссеры Петр Домалевский, Калина Алябрудзиньская
«Половое воспитание» на польский лад от модного успешного молодого режиссера Петра Домалевского, снискавшего награды за два своих талантливых фильма «Как можно дальше отсюда» (Jak najdalej stad, 2020) и «Тихая ночь» (Cicha noc, 2017). Несмотря на напрашивающееся сравнение сериала с полюбившимся многим «Половым воспитанием», «Сексификацию» нельзя назвать американским ремейком. Это история о подругах, которые изучают свою сексуальность, попадая при этом в смешные ситуации. Лучшая студентка курса Наталья делает все возможное, чтобы попасть на конкурс студенческих стартапов. Решив, что секс — это беспроигрышный вариант, она создает приложение для улучшения женского оргазма. Проблема только в том, что Наталья мало что знает о сексе и не имеет никакого опыта. На помощь ей приходят подруги.
Сериал интересен в том числе тем, что в нем открыто поднимается одна из самых табуированных для католической Польши тем. При этом сериал не скатывается в пошлость и умело держит баланс между шуткой и обсуждением серьезных вещей. Сложно судить о его художественной ценности, ведь драматургия занимает там далеко не первое место. Но смотреть «Сексификацию» нужно хотя бы для того, чтобы познакомиться с польской студенческой жизнью и современной Варшавой, а возможно найти ключ к осознанию себя и своих целей, не навязанных обществом и семьей.
«Открой глаза» (Otworz oczy, 2021-...)
Режиссеры Анна Ядовская, Адриан Панек
История Юльки, девочки-подростка, которая теряет память в результате страшной аварии и попадает в центр лечения амнезии. Со временем Юльке начинают сниться странные сны, ставящие под сомнение честность заведения, в котором она находится. Она пытается сбежать из клиники и узнать правду.
Этот сериал — польское производство Netflix, адаптация романа «Второй шанс» Катажины Береники Мищук — придется по душе любителям «Очень странных дел» (Stranger Things). В сравнении с «Сексификацией» он сделан более жестко и смело. Создатели сериала пошли на рискованное смешение жанров научной фантастики, психологического триллера и молодежной драмы. Несмотря на то, что фабула не представляет собой ничего оригинального (мы действительно много раз видели вариации на эту тему), сюжет держит в напряжении и увлекает. Еще один плюс сериала в том, что авторы не пытаются сделать его американским. Здесь много отсылок и к «Пролетая над гнездом кукушки», и к «Очень странным делам», и даже к «Концу гребаного мира», но при этом сериал аутентичен и не производит впечатление подделки под американский продукт.