Идеи

Смоленская катастрофа. Трагедия, которая разделила Польшу

Место крушения президентского самолета Ту-154 М. Смоленск, (РФ) 11.04.2010. Фото: Максимилиан Ригамонти / Forum

Место крушения президентского самолета Ту-154 М. Смоленск, (РФ) 11.04.2010. Фото: Максимилиан Ригамонти / Forum

Смоленская катастрофа стала для Польши самым драматичным событием с начала XXI века. Рассказываем о смоленском культе, политических распрях и реакции польского общества на трагедию.

Многие поляки 10 апреля вспоминают , что они делали в этот день в 2010 году — где находились и какие эмоции испытывали, когда СМИ сообщили первые новости из Смоленска после 8:41 утра — именно тогда стало известно, что на российском аэродроме в Смоленске потерпел крушение президентский самолет Ту-154M. Этим бортом летела правительственная делегация, которая должна была принять участие в траурных мероприятиях, посвященных 70-летней годовщине Катынского преступления — расстрела польских офицеров во время Второй мировой войны.

Самолет упал в лесистый овраг. В катастрофе погибли экипаж и все пассажиры — 96 человек. В их числе президент Лех Качиньский с супругой Марией Качиньской , последний президент Польши в изгнании Рышард Качоровский, вице-спикеры Сейма и Сената, сотрудники канцелярии президента, депутаты и сенаторы, генералы и офицеры Войска Польского, охрана, обслуживающий персонал делегации.

Сплоченность и раскол

Похороны президентской четы состоялись 18 апреля на Вавельском холме в Кракове. Лех и Мария Качиньские были похоронены в склепе кафедрального собора. Траурная церемония превратилась в грандиозную манифестацию. Это был один из немногих моментов в истории Польши , когда общество по-настоящему сплотилось, а политические эмоции и споры стихли. В 2010 году Польша стояла на пороге президентских выборов, вокруг которых кипели страсти, — и все же перед лицом Смоленской катастрофы поляки на время объединились, независимо от политических взглядов. В тот момент все осознавали важность исторического момента и чувствовали, что государство понесло огромную потерю.

Однако вскоре эта атмосфера рассеялась , а точнее трансформировалась в ожесточенную политическую борьбу, которую сопровождали уличные протесты. Важное значение имел контекст. Тогда (как и сегодня) у власти находился премьер-министр Дональд Туск и его партия «Гражданская платформа». Временно исполняющим обязанности президента после смерти действующего главы государства стал , согласно Конституции, спикер Сейма — Бронислав Коморовский, политик ГП. В июне 2010 года Коморовский победил Ярослава Качиньского на президентских выборах и возглавил страну.

Безоговорочное превосходство лагеря Дональда Туска подлило масла в огонь политических эмоций , разгоравшихся на почве смоленской трагедии. Еще в мае 2010 года в центре Варшавы и других городов начались демонстрации в память о жертвах авиакатастрофы. В скором времени они превратились в сеансы ненависти к правящей ГП, правительству Туска и Коморовского. Ненависть эта подогревалась стремительно распространявшимся мифом о смоленском убийстве и смоленском предательстве, то есть якобы подготовленном заговоре и покушении на убийство Леха Качиньского.

Вскоре сторонники правого лагеря заявили , что Туск совершил государственную измену, позволив россиянам расследовать причины катастрофы и оставить у себя обломки разбившегося самолета. На Краковском предместье, напротив Президентского дворца начались массовые демонстрации сторонников теории убийства. Они проходили в том же месте, где и манифестации в первые дни после катастрофы. Крест на Краковском предместье, установленный через пять дней после крушения в Смоленске в память о жертвах катастрофы и на короткое время ставший символом объединения, спустя несколько недель превратился в символ глубокого раскола польского общества. Сторонники правых сил приходили к кресту, чтобы выразить протест против правительства Туска и Коморовского. Власти хотели перенести крест в другое место, однако возле него собирались и противники ПиС. Дело доходило до потасовок и драк. Польша разделилась.

Расследование катастрофы

Вур тот же день , когда разбился правительственный «Туполев», польская военная прокурата, Комиссия по расследованию авиационных происшествий и комиссии гражданской авиации начали расследование. Через год после катастрофы созданная министерством обороны комиссия под руководством Ежи Миллера опубликовала свой отчет. Согласно документу, причиной катастрофы стало снижение самолета ниже МВС, Минимальная высота снижения превышение скорости снижения в атмосферных условиях , препятствующих визуальному контакту с землей, и задержка процедур захода на второй круг, что привело к столкновению с препятствием. В отчете Миллера указывались факторы и обстоятельства, приведшие к трагедии как с польской, так и с российской стороны (включая вопиющие ошибки российских диспетчеров в аэропорту Смоленска).

Кроме того , расследование начал так называемый Межгосударственный авиационный комитет (МАК), который, несмотря на свое название, является российским учреждением, возглавляемым Татьяной Анодиной. Сразу после катастрофы тогдашний президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Путин создали правительственную комиссию по расследованию при Следственном комитете и прокуратуре. Такое разделение следственных действий на польские и российские и последующие проблемы, созданные российской стороной (например, сокрытие улик и отказ выдать обломки самолета), вскоре стали пространством для многочисленных манипуляций и усиления напряженности, а также — поводом для распространения теорий заговора. Их сторонники считали, что россияне определенно что-то скрывают и заметают следы покушения, а польская прокуратура и правительственные комиссии им потакают. В конце концов, Россия возложила большую часть ответственности за крушение на польских пилотов, предположив, что они действовали под давлением политиков из кабинета Леха Качиньского, которые настаивали на посадке любой ценой.

В то же время началась работа парламентской группы по вопросу расследования причин катастрофы Ту-154М. Группу возглавлял Антоний Мацеревич , политик партии ПиС, известный своими резкими, порой радикальными высказываниями. Мацеревич выступал на заседаниях парламентских комитетов, приглашал из-за рубежа экспертов, целью которых было доказать теорию о покушении и взрыве на борту. Группа постоянно обещала подготовить итоговый отчет, но в основном публиковала что-то наподобие газетных статей, которые лишь нагнетали атмосферу неопределенности и подпитывали сторонников теории заговора.

«Трабант» и береза

После катастрофы Ярослав Качиньский , еще носивший траур, каждый месяц 10 числа участвовал в так называемых Смоленских месячниках. Со временем они приобрели характер политических мероприятий, отличавшихся чрезмерными эмоциями. На этих месячниках Качиньский обвинял Туска в предательстве и высказывал предположение (тут ему вторил Антоний Мацеревич), что трагедия была спланированным преступлением; он заявлял, что находится в шаге от правды и совсем скоро поляки узнают истинные причины крушения самолета. Поляки их не узнали до сих пор.

Смоленский миф , построенный на недосказанностях и теориях заговора, служил политическим интересам. Месячники подогревали эмоции и помогали мобилизовать электорат ПиС. Они, безусловно, способствовали победе партии Качиньского в выборах 2015 года. Когда партия «Право и справедливость» пришла к власти, ежемесячные собрания превратились в пафосные торжества с участием представителей власти, армии и следящих за порядком отрядов полиции.

Мацеревич стал министром обороны и таким образом получил новые возможности ведения следствия. Он создал подкомиссию по повторному расследованию Смоленской катастрофы. На этот раз в его распоряжении были все военные документы и материалы прокуратуры , а также государственный аппарат. У подкомиссии возникали странные идеи экспериментов с моделями самолета: например, так и не реализованный план привязать к старому автомобилю «Трабант» березу и возить ее по аэродрому (об этом рассказал сенатор Михал Каминьский). Ведь одной из навязчивых идей экспертов подкомиссии Мацеревича было стремление доказать, что самолет не мог разбиться в результате удара крыла о березу.

Подкомиссия была распущена новым министром обороны Владиславом Косиняком-Камышем в январе 2024 года. Ожидается , что Мацеревич вернет связанные с расследованием документы, которые он, судя по всему, забрал из министерства. Впрочем, это не единственная проблема Мацеревича, связанная с делом о Смоленской катастрофе. В начале февраля 2024 суд обязал его извиниться перед Дональдом Туском и бывшими министрами Томашем Семоняком и Радославом Сикорским за утверждения о том, что они скрывали настоящих виновников крушения самолета под Смоленском. Так начался демонтаж теории покушения.

Четырнадцать лет спустя

Смоленские эмоции начали ослабевать несколько лет назад. Несмотря на попытки лагеря ПиС подогревать эту тему , Смоленск перестал быть политическим топливом во время второго срока правления партии Качиньского. На это повлияли различные факторы: время, пандемия, усталость поляков от этой темы. Тем более что созданные партией «Право и справедливость» комиссии, которые должны были «установить истину», так и не смогли объяснить, что же произошло в Смоленске. В целом, электорат ПиС остался уверенным в том, что было совершено убийство, а либеральный электорат — в том, что произошла катастрофа, ставшая следствием ряда ошибок и стечения трагических обстоятельств.

По результатам опроса IPSOS , проведенного для сайта OKO.press, в мае 2022 года 36 % поляков верили в теорию покушения, а 52 % — в версию о несчастном случае. В версию о покушении верили 78 % избирателей ПиС.

Опрос , проведенный в 2023 году лабораторией исследования общественного мнения Social Changes для правого портала Wpolityce.pl, показал, что 38 % верят в покушение и 39 % — в несчастный случай. С течением времени число сторонников теории несчастного случая снизилось (в 2016 году их было 60 %), а тех, кто верил в покушение, увеличилось (в 2016 году их было 27 %). Несмотря на изменения в оценке собственно авиакатастрофы, вера в различные теории, связанные с ней, больше не порождает политические эмоции. Смоленская трагедия больше не приковывает к себе внимание и не становится причиной манифестаций.

Благодаря тому , что работа следственных комиссий затянулась на годы, эмоции вокруг крушения самолета утихли окончательно. А раскол в польском обществе и разделение поляков на сторонников ПиС и оппозицию добавил в политический дискурс новые, острые вопросы (например, отношение к Европе или мировоззренческие проблемы). Сегодня политическая ситуация в Польше напоминает время после 2010 года, когда зародилась смоленская мифология. Как и тогда, Дональд Туск находится у власти, а Ярослав Качиньский — в оппозиции. Тогда Смоленск дал лагерю Качиньского энергию для мобилизации электората, которая подпитывалась болью и даже ненавистью, и помог заполучить власть. Но сегодня смоленский миф попросту себя исчерпал.

Перевод Ольги Чеховой

09 апреля 2024