В Польше — около двухсот тысяч православных верующих. Большая их часть живет в восточных регионах страны. Там же , в Подлясье, находятся и святые места с многовековой историей — основанный в конце XV века Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь в Люблинском воеводстве и Святая гора Грабарка в Подляском воеводстве. И монастырь, и Святая гора расположены у берегов Буга — реки, вдоль которой проходит граница Польши, — примерно в 115 километрах друг от друга.
Эти святые места посещает великое множество верующих. В Яблечну совершают паломничества в июне , в дни покровителя монастыря — святого Онуфрия, а в Грабарку — в августе, на праздник Преображения Господня, традиционно называемый Спасом. Он отмечается с IV века в память преображения Иисуса на горе Фавор. В православии Преображение празднуется со всей возможной торжественностью, а в Польше самые главные торжества проходят на Святой горе Грабарке, которую называют сердцем Польской православной церкви.
Во многих религиях гора — символ силы , священное пространство, место пребывания Бога. Силе Грабарки суждено было проявиться во время эпидемии холеры, называемой моровым поветрием , истреблявшей население Подлясья в 1710 году. По сведениям из местных источников, в те времена убежища там искали около десяти тысяч человек. Как гласит предание, они шли именно туда благодаря откровению, ниспосланному некому благочестивому старцу. Чтобы отвратить эпидемию, на гору принесли множество крестов. Тогда же верующие открыли целительную силу местного источника. Вскоре на горе в знак благодарности возвели небольшую часовню, посвященную Преображению Господню, которую в том же XVIII веке перестроили в небольшую деревянную церковь. Традиция сохранила память о чудотворной иконе Спаса.
В 1947 году здесь был основан женский монастырь св. Марфы и Марии , монахини которого и по сей день заботятся о храме. В 1990 году церковь полностью сгорела в результате поджога. Уцелели только две иконы: Спаса (Спасителя) и св. Николая. Современный храм — из кирпича, но с деревянной обшивкой, по подобию старого, — был возведен в 1998 году. Он богато украшен и сохраняет атмосферу прежней, уничтоженной церкви. Помощь при строительстве стекалась отовсюду, а афонские монахи пожертвовали храму копию чудотворной иконы Иверской Божией Матери. Сюда совершают паломничества высшие иерархи православного духовенства.
Каждый год в середине августа на песчаных сельских дорогах восточной Польши можно встретить группы молящихся паломников , а их прекрасное пение разносится по окрестным полям и лугам. Эта традиция возродилась в середине 1980-х годов стараниями Братства православной молодежи. Самая многочисленная группа паломников выходит из Белостока, Сокулки, Хайнувки и расположенного поблизости Семятыча. Многие верующие несут кресты. На них часто пишут молитвенные обращения — просьбы об избавлении от болезней и напастей или об обретении спасения для себя или для усопших родных, или же благодарения за дарованные милости.
К вечеру 18 августа паломники приходят на место. Поднявшись на гору , они на коленях обходят церковь, причем повторяют это трижды. Принесенные кресты устанавливают вблизи храма, вкапывая в землю, среди тысяч других, стоящих там уже сотни лет. Новые выделяются красочными лентами, воланами или цветами. Здесь возвышается целый лес крестов: одни — трухлявые, почерневшие, склонившиеся к земле, словно старые деревья, другие — стройные, светлые, молодые…
Множество паломников при мерцающем свете свечей молятся у крестов всю ночь во время вечерних и ночных панихид. Некогда среди крестов можно было встретить множество благочестивых мужей — седобородых , бедно одетых старцев, чья молитва переносила современников в далекое прошлое. Когда в Грабарку начали приезжать репортеры, их всегда фотографировали как элемент местного колорита.
На следующий день высшие иерархи восточной церкви в Польше служат торжественную литургию , в которой участвуют толпы верующих. Это необычная, мистическая молитва, соединившая в себе православные традиции и народные верования с необычным культом умерших. Многие верующие по обычаю проводят все время богослужения среди крестов.
К древним поверьям , связанным с магией земли, восходит обряд освящения плодов, в основном яблок, которые затем раздают присутствующим (именно поэтому праздник называется в народе Яблочный Спас). Обряд проводят в конце литургии, и в прежние века яблоки нельзя было есть до этого момента — зато освященные плоды, согласно поверьям, обеспечивали здоровье всей семье. Обычай, по всей видимости, связан с тем, что яблоко с запретного древа, которое Адам съел в раю, ввело его во грех. Освящение же плодов должно уберечь потомков Адама, то есть нас, от подобной неприятности.
В народной традиции сохранились сведения о запрете полевых работ в Преображение. И хотя праздник выпадает на время жатвы , трудиться в этот день нельзя, иначе, как считается, ударит молния и случится пожар. К древним магическим практикам восходит и обычай омовения тела водой из ручья, протекающего у подножия святой горы, и питья воды из святого источника, в чью целительную силу по-прежнему верят. Платки, с помощью которых выполняется ритуал, развешивают затем на прибрежных кустах и деревьях и раскладывают на камнях у ручья. Это необычное зрелище — их так много, что поневоле задумаешься о неисчислимых тяготах людских и горячей вере в чудотворную силу этого места.
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян