В Польше очень мало работ Тамары Лемпицкой (1898-1980) — как в музеях , так и в частных коллекциях, — а классических портретов 20-30-х нет совсем. Картины художницы вообще сложно увидеть: большинство находится в частных коллекциях в США. Основа ее творчества — это портреты, люди их заказывали и забирали себе. Поэтому, например, на аукционном рынке очень мало ее картин и стоят они очень дорого.
На аукционе Christie's ее портрет Марджори Ферри был продан за 16 ,2 миллиона фунтов — это самая дорогая картина, когда-либо написанная художником из Польши. По этой же причине их трудно заполучать для выставок.
Детство Лемпицкой прошло в Варшаве , входившей тогда в состав Российской империи. Она считала себя полькой, но ее нельзя назвать польской художницей: у работ Лемпицкой нет каких-то польских особенностей, тем более обучалась она в Париже. Так что можно сказать, что она была французской художницей — или просто европейской.
Лемпицкая создавала натюрморты , абстракцию, картины, грубо написанные шпателем, но прежде всего была портретисткой. Ее лучший период — вторая половина 1920-х и 1930-е годы. Портреты, которые она создала в это время, сегодня считаются эталоном арт-деко. Вообще картин, которые принадлежат именно к этому стилю, не так много — и, пожалуй, из всех художников того периода она больше всего отвечает идеальному образу арт-деко.
Среди самых важных работ Лемпицкой — два портрета дочки Кизет , а также «Девушка в зеленом» — невероятно красочная картина: очень насыщенные, но в то же время чрезвычайно тонко подобранные цвета. На первом плане — материал платья. Еще одна очень известная картина — «Сан-Моритц», кабинетный портрет, перенесенный в ландшафт. Недавним открытием аукционного рынка стала картина «Бриллианс», на которой изображена женщина с рыжими волосами, написанными необычным способом: локоны выглядят как металл.
Еще одна важная работа — портрет мужа художницы. Это классическая композиция портретов Лемпицкой — манерное , слегка согнутое положение тела и город как символ современности. В некотором смысле можно назвать картину пророческой, потому что здесь изображен не только Париж, но и Нью-Йорк, куда она переехала позже.
Этот портрет не был закончен , но Лемпицкая бережно хранила его, а в 1970-е годы вместе с несколькими другими работами передала в Музей в Нанте. Это был первый музей, который купил ее картины.
Кстати , она сама занималась всей бюрократией, связанной со своей работой, продажей картин, рекламой. В те времена была тенденция, даже мода на женскую самостоятельность, но Лемпицкую от других отличало то, что у нее действительно все получалось. А, например, другая известная полька эпохи арт-деко, Зофья Стрыеньская, действовала примерно так же, но у нее не выходило, например, управлять финансами.
Лемпицкая была необычайно умной , предприимчивой женщиной, которая при этом оставалась очень чувствительным человеком и переживала из-за происходящего в мире. Во время войны в Испании Лемпицкая каждый день писала в дневник о главных событиях, ее также интересовали судьбы европейских художников под гитлеровским правлением. Она много раз говорила, что ее очень травмирует ограничение свободы художников.
Ее переживания , сочувствие видны на двух картинах 1930-х годов. На обеих изображены матери с детьми: одна называется «Где-то в Европе», а вторая — «Эмигранты».
Лемпицкая и сама была эмигранткой: прожив некоторое время в Петрограде , она уехала из России во время революции. Она говорила, что это был как будто бы отрезанный кусок жизни, что ей пришлось начинать все заново. Она все время опасалась, что не будет хватать денег, что она все потеряет.
Ведь родилась Лемпицкая в достаточно богатой семье. В детстве вместе с бабушкой Клементиной Деклер она отправилась в путешествие по Европе. Тогда будущая художница посетила множество музеев , побывала в высшем обществе — это путешествие оказало влияние на всю ее дальнейшую жизнь. В детстве она училась играть на фортепиано, немного занималась в школах рисунка, но полноценное художественное образование Лемпицкой началось в парижской Академии де ла Гранд Шомьер. Ее учителем там был Андре Лот, который оказал на художницу огромное влияние.
Поначалу , в 1920-е годы, она увлекалась утонченным, мягким кубизмом. Большинство художников того времени воспроизводили работы Сезанна, для них он был мастером. Лемпицкая писала картины по-другому, чистыми цветами, и подчеркивала, что Сезанна не повторяет.
Зато Лемпицкая часто повторяла , что ее вдохновляет искусство Ренессанса, а особенно Витторе Карпаччо, венецианский художник XVI века. Он был первым в ту эпоху, кто ввел динамичную композицию: например, на некоторых картинах делал выпуклой ткань, одежду. У него есть портрет женщины в оранжевом платье, а у Лемпицкой — в зеленом. В обеих картинах именно платье — самое важное.
В биографии Лемпицкой осталось множество загадок. Место ее рождения до сих пор неизвестно: она говорила , что родилась в Варшаве, но есть предположения, что это произошло в Москве. Художница уничтожила все свои архивные документы, поэтому неизвестна даже точная дата ее рождения. Где-то упоминается, что она появилась на свет в 1898 году, но у ее семьи хранится небольшой девичий альбом, который сделали для нее ее подруги из Петербурга. Судя по нему, она родилась в 1895-м.
В Петроград она переехала из-за своего первого мужа Тадеуша Лемпицкого и из-за него же и уехала: во время октябрьской революции его арестовали , потом удалось добиться освобождения, но у него началось расстройство психики. В Париже оно обострилось, и вскоре супруги разошлись.
Начало жизни в эмиграции для Лемпицкой было достаточно тяжелым. Во Франции она была одна , предоставлена сама себе. Вероятно, это стало одной из причин, почему она начала писать портреты именно богатых людей — тех, кто платил много денег. Отсюда и такой перфекционизм в ее работах, ведь она должна была отличаться от других портретистов, показать новый уровень мастерства.
Ее второй муж Рауль Куффнер был евреем и владел землями в Австро-Венгрии , поэтому после начала Второй мировой войны они были вынуждены эмигрировать в США. Тогда Лемпицкой было уже лет пятьдесят, и она организовала себе рекламную фотосессию, чтобы оповестить публику о том, что в Америку приехала известная европейская художница.
Она вообще умела себя должным образом преподнести: создавала свою легенду и скрывалась за этим образом , поэтому в ее биографии так много белых пятен. Лемпицкая пряталась под маской холодной женщины — как и героини ее картин. Чтобы рекламировать себя, она устраивала себе фотосессии, и на снимках выглядела богатой, элегантной женщиной — такой, какой хотели бы видеть себя на картинах ее будущие модели. Эти фотосессии она использовала в прессе, каталогах. Еще один элемент продвижения — ее художественная студия в Париже: она располагалась в модернистском здании и была очень современной.
Лемпицкая была способна менять стиль — это умеет не каждый художник , для этого нужна большая фантазия. В своем творчестве она хотела соответствовать современным тенденциям. Художница говорила, что ее работы соответствуют вкусам общественности, и старалась следовать этому всю жизнь. В 1920-30-х в моде был арт-деко, позже в Америке она создавала натюрморты. Потом в 1950-х она начала писать то, что было популярно в те годы — то есть геометрические абстракции, очень динамичные композиции с насыщенными цветами, как и во всем ее предшествующем творчестве. В 1960-х Лемпицкая снова изменила свой стиль и стала писать мастихином, вводила песочные цвета, чего раньше никогда не делала. И тут уже была важна не композиция и контраст, а импрессия. Это туманные композиции — натюрморты, пейзажи, обнаженная натура.
К счастью , после войны мода на арт-деко вернулась, и в 1970-х годах Лемпицкую открыли заново. Это произошло благодаря Алану Блонделю — коллекционеру и галеристу, который организовал большую выставку ее работ в Париже. В результате под конец жизни она снова стала популярной, причем популярнее, чем до войны, и известна сейчас.
Записала и перевела Татьяна Кучинская