Идеи

В поисках польского следа в деле Эпштейна

Файлы Джеффри Эпштейна. Источник: Давиде Бональдо / Zuma Press / Forum

Файлы Джеффри Эпштейна. Источник: Давиде Бональдо / Zuma Press / Forum

Обнародованные документы из досье Эпштейна взорвали мировые СМИ. Скандал, разгоревшийся за океаном, оказался в центре польской политики, а правительство Дональда Туска решило создать специальную комиссию по расследованию этого дела. Разбираемся, почему.

В Соединенных Штатах разгорается скандал вокруг Джеффри Эпштейна — американского финансиста, управлявшего крупными инвестиционными фондами еще с 1980-х годов. Он купил остров Литл-Сент-Джеймс в архипелаге Виргинских островов в Карибском море, где организовывал громкие вечеринки, в которых, согласно обнародованным документам, записям и электронным письмам, участвовали политики, дипломаты, бизнесмены и знаменитости со всего мира. Против Эпштейна были выдвинуты обвинения в педофилии и сутенерстве и в конце концов он оказался под арестом.

Дело уже приобрело глобальный размах. По предварительным данным, проанализированным СМИ, польских следов в делах Эпштейна немного. Да, там фигурируют имена моделей, которые ездили на остров миллионера. Есть упоминания о сутенерах Эпштейна, приезжавших на «охоту» в Польшу. Например, в 2009–2011 годах по Польше ездил Даниэль Сиад. В электронных письмах он сообщал Эпштейну о найденных девушках. В документах содержатся многочисленные подтверждения покупки авиабилетов из Варшавы в США для женщин, в которых содержатся польские фамилии. Однако на данный момент среди них не обнаружено никого из мира политики или крупного бизнеса. Нет знаменитостей, разве что модели Мариана Идзиковская, Сандра Кубицкая или Иоанна Крупа или бывший теннисист Войцех Фибак. Их имена упоминаются в письмах из дела Эпштейна, но не совсем ясно, в каком контексте.

Остров Джеффри Эпштейна. Источник: Navin75 / Wikimedia

Тем более удивительно, что скандал, разгоревшийся за океаном, оказался в центре польской политики, а премьер-министр Дональд Туск поручил министру юстиции и генеральному прокурору Вальдемару Журеку и министру-координатору спецслужб Томашу Семоняку создать специальную комиссию, которая займется изучением документов из дела Эпштейна.

Дональд Туск

Это совершенно беспрецедентный случай. Внимание нашей общественности приковано к скандалу из-за так называемого польского следа в этом деле. Ни один порядочный человек не должен закрывать глаза на педофилию. Это преступление против детей. Все больше следов, информации и комментариев в мировых СМИ указывает на то, что этот педофильский скандал был соорганизован российскими спецслужбами.

Созванная премьером аналитическая группа должна проверить, какие поляки были связаны со скандалом и «островом педофилов». И не несет ли скандал угрозу безопасности государства из-за возможных связей с российскими спецслужбами. До этого момента действия правительства кажутся понятными. Теоретически это дело может оказать огромное влияние на политическую архитектуру западных стран, начиная с США.

В Великобритании скандал уже привел к двум серьезным отставкам и пошатнул правительство Кира Стармера. Свои посты в правительстве покинули два чиновника: Тим Аллан и Морган Максуини — в связи с сокрытием контактов с Эпштейном и поездок на остров бывшего посла Великобритании в США Питера Мандельсона. Однако на решение Дональда Туска повлияла не столько дискуссия о том, насколько дело Эпштейна сокрушит западные элиты, сколько политическая мотивация.

Со времен президентской избирательной кампании весной 2025 года было ясно, что Дональд Трамп решительно поддерживает Кароля Навроцкого. Сегодня трудно недооценить, в какой мере влияние Трампа помогло Навроцкому выиграть выборы. Американский лидер не раз давал понять, что в Польше он ставит на президента Навроцкого, а не на премьер-министра Туска.

С момента вступления в должность в августе 2025 года Навроцкий налагал вето на законы (за первые четыре месяца он наложил вето на 17 законов, в том числе, например, на громкий закон о помощи украинцам в Польше), критиковал правительство — в последнее время, в частности, за разногласия между Польшей и ее американским союзником. Последним камнем преткновения стало приглашение Польши Дональдом Трампом в так называемый Совет мира — международный орган с неясным статусом, созданный для решения вопросов, связанных с сектором Газа. Сторонники Навроцкого обвиняют правительство в том, что оно до сих пор не решило, должен ли президент, представляющий Польшу, войти в Совет мира Трампа. Хотя со стороны правительства не раз звучали слова о том, что участие в этом проекте с польской точки зрения нецелесообразно. В конце концов, сам Дональд Туск 11 февраля заявил, что Польша пока не будет участвовать в инициативе Трампа.

Однако это не единственный вопрос, вызывающий сильные эмоции на линии Варшава-Вашингтон. В Польше с негодованием были восприняты слова Трампа о том, что союзники США в Афганистане стояли «на второй линии» и «держались немного позади». Во время миссии в Афганистане погибли 44 польских солдата. Польская армия как в Афганистане, так и в Ираке находилась на передовой и часто участвовала в рискованных операциях. Слова американского президента задели польских ветеранов и вызвали их возмущение.

Практически в то же время в польский Сейм, на имя маршала Влодзимежа Чажастого, поступило письмо от Палаты представителей США с призывом поддержать инициативу по присуждению Нобелевской премии мира Дональду Трампу. 2 февраля маршал Чажастый в своем выступлении полностью отверг возможность поддержать мечту Трампа о Нобелевской премии. Он выразил мнение, что американский лидер не заслуживает почетной награды. Это вызвало ярость в Вашингтоне. Уже на следующий день посол США в Варшаве Том Роуз написал в X, что Чажастый оскорбил Трампа и в связи с этим США разрывают все контакты с маршалом польского Сейма.

Последним аккордом конфликта с Трампом стал созванный президентом Навроцким 11 февраля Совет безопасности. (В польской системе Совет безопасности — это консультативный орган, который созывается в связи с особыми обстоятельствами. Президент приглашает к себе премьер-министра, министров и лидеров парламентских фракций для обсуждения важных вопросов, касающихся безопасности государства.)

Навроцкий хотел обсудить возможное участие Польши в так называемом Совете мира Дональда Трампа, оборонный кредит в размере 43 миллиардов евро для Польши по программе Евросоюза SAFE, а также связи маршала Чажастого с Россией. Первый вопрос — это, очевидно, реверанс в сторону Трампа и попытка подчеркнуть, что именно правительство не хочет вступления Польши в Совет мира. Второй вопрос тоже относится к проамериканским нарративам Навроцкого: основная критика президента в отношении SAFE заключается в том, что на кредиты ЕС нельзя покупать американское оружие, можно только польское и европейское, что, по замыслу, должно стимулировать развитие промышленности Польши и ЕС.

И, наконец, третий вопрос — касающийся деловых контактов Чажастого (еще до 2022 года) с россиянкой, которая в РФ ведет подозрительную деятельность, например, помогает избегать санкции лицам, связанным со спецслужбами и властью. Этот вопрос — очевидная пощечина для Чажастого, удивительным образом нанесенная как раз тогда, когда спикер Сейма поссорился с Трампом, не поддержав идею присуждения Нобелевской премии американскому президенту.

Только на первый взгляд эти темы никак не связаны со скандалом вокруг Эпштейна. На самом деле связь, хоть и косвенную, можно проследить: в политической сфере и в нарративе вокруг политических эмоций. Дело Эпштейна еще некоторое время будет топливом для медийных и политических бурь в США.

Неизвестно, насколько существенный вред скандал нанесет Трампу, но он определенно оставит след на репутации американской элиты, в том числе и не связанной с президентом США. Однако естественно, что по действующей власти скандал ударит сильнее всего. Тем более что сам Трамп старается избегать этой темы и не прояснил ситуацию касательно обвинений в его адрес в связях и знакомстве с Эпштейном в прошлом.

Задачей созданной в Польше правительственной комиссии будет в течение некоторого времени подогревать интерес общественности к скандалу вокруг Эпштейна. В то же время видно, что президент Навроцкий и поддерживающая его основная оппозиционная партия «Право и справедливость» яростно защищают Трампа и демонстрируют невероятную лояльность по отношению к американскому президенту.

Кароль Навроцкий и Дональд Трамп. Источник: prezydent.pl

Конечно, они прикрываются заботой о состоянии польско-американских отношений, подчеркивая, что США — важнейший союзник Польши. Все это правда, но в то же время в наиболее проамериканском до сих пор обществе Европы, среди поляков, растет разочарование и недовольство американской политикой. И даже среди избирателей правых партий возникают вопросы, в самом ли деле полная и безраздельная преданность Трампу — хорошая идея, когда сам Трамп пренебрежительно высказывается о европейских союзниках, тепло отзывается о Путине, осуждает агрессию России против Украины в таком ключе, будто ответственность за войну лежит на обеих сторонах. И, наконец, когда, наблюдая за странной политикой Трампа в отношении, например, Дании и Гренландии или Канады, нельзя оставаться уверенным, что США будут столь же лояльны к Польше, как Польша к США.

Дело Эпштейна — лишь одна из деталей в этой мозаике. Для правящей коалиции то, что Навроцкий и ПиС встают на сторону Трампа, означает большой потенциал политических выгод. Когда разочарование американской политикой достигнет достаточно высокого градуса, преданность польских правых сил американскому президенту может отрицательно сказаться на их позициях.

В скандале с Эпштейном вообще может не быть польского следа. А если таковой и обнаружится, то он не обязательно должен вести к людям из властных или бизнес-элит. Достаточно того, что дело будет продвигаться за океаном в своем темпе. Что будут выдвигаться обвинения жертв педофильских преступлений Эпштейна и его знакомых, что Трамп будет с растущим раздражением и со свойственным ему высокомерием игнорировать дело, а СМИ будут его раздувать. Польская комиссия также будет время от времени подогревать интерес со стороны СМИ. И этого достаточно, чтобы скандал в Америке определенным образом повлиял на политические настроения в Польше.

Переводчик Ольга Чехова

13 февраля 2026
Михал Кацевич

Публицист и журналист портала «Белсат». В прошлом многолетний журналист еженедельника Newsweek Polska. Автор четырех книг, посвященных событиям Евромайдана и войне на Донбассе, а также биографий Владимира Путина и Александра Лукашенко. Эксперт, занимающийся исследованием политического рынка и экономики стран Центральной и Восточной Европы.