Железнодорожные пути в постсоветских странах не соответствуют европейским стандартам — ширина между парами рельсов там примерно на 100 мм больше, чем в Евросоюзе. По этой причине каждый раз, когда состав въезжает из Украины на территорию ЕС, товары перегружают из ширококолейных вагонов в стандартные европейские. После чего ширококолейные возвращаются.
С начала большой войны грузовые вагоны, в которых перевозились всевозможные товары из РФ в Европу, стоят на путях в Венгрии, Словакии и Польше, став для них кукушкиным яйцом, вместо того, чтобы приносить пользу Украине.
Расследование проектов VSquare, ICJK.sk и Frontstory.pl показывает, каким образом уже полтора года трое западных соседей Украины пытаются решить проблему с бесхозными вагонами, рассчитанными на российскую колею. На территории Венгрии застряло почти 500 таких вагонов. 300 из них стоят на путях и замедляют движение. Украинцы безуспешно просили Венгрию отправить составы им. Тем временем вагоны постепенно исчезают: часть из них была отправлена в Украину, а часть, очевидно, вернулась в Россию через Польшу и Беларусь. В Словакии также оставалось несколько сотен вагонов. Большую их часть передала Украине американская компания — тайком, потому что неизвестно, легально ли это. Больше всего вагонов удерживается в Польше, стране, которая активнее других поддерживает Украину. Но польские железнодорожные компании не отвечают на вопросы об их судьбе. Нам известно, что часть вагонов вернулась в Россию через Беларусь.

Нападем, а вагоны бросим
Судьба «восточных» вагонов не изменит ход войны. Но их скопление вблизи украинских пограничных переходов блокирует пути и мешает движению. Если бы их получила Украина, они послужили бы подспорьем для ее экономики и в снабжении армии и гражданского населения.
В 2022 году, после того как вступил в силу закон «Об основных принципах принудительного отчуждения имущества Российской Федерации в Украине», Украина начала конфисковывать и национализировать российские вагоны — в том числе возвращавшиеся из ЕС в Россию через ее территорию.
На основании президентского декрета и судебного решения около 16 или 17 тысяч российских и белорусских вагонов были конфискованы и переданы в распоряжение армии и АО «Укрзалізниця». Изъятые вагоны принесли нам около миллиарда гривен». около 30 миллионов евро
Именно конфискация — помимо войны — стала одной из причин скопления «восточных» составов в странах ЕС, соседствующих с Украиной. Чтобы избежать убытков, российские и белорусские транспортные компании решили не отправлять вагоны через Украину и бросили их в ЕС.
Венгрия: никакой помощи Украине
6 июня 2022 года Венгерские государственные железные дороги (MÁV) направили правительству отчет, в котором описали критическое положение на путях близ венгерско-украинской границы, где стояло 793 загруженных вагона. В документе сказано:
Пропускная способность путей на приграничной железнодорожной станции Эперешке (то есть доступное для вагонов пространство на путях) достигла своего предела, что привело к остановке поездов, въезжающих на ширококолейные пути на украинском погранпереходе в Соловке.
Отчет попал на стол премьер-министру и главам министерств инноваций и транспорта. Среди его адресатов есть также Александра Сенткирайи, официальная представительница правительства и жена министра обороны Кристофа Салай-Бобровницкого, бывшего предпринимателя. В свое время Салай-Бобровницкий был бизнес-партнером российского акционерного общества «Трансмашхолдинг», производящего подвижной состав для железнодорожного транспорта.
По данным источника, близкого к венгерским властям, о проблеме было известно и MÁV, и правительству Орбана, однако никто не попытался ее решить.
Руководство АО «Укрзалізниця» предложило разобраться с ситуацией, пути планировалось освободить после передачи им вагонов. Мы не хотели идти на конфликт с РФ, позволяя Украине провести конфискацию, поэтому отклонили предложение.
Украинцы хотели забрать себе всё. С правовой точки зрения ситуация была неясной, мы не могли и не хотели выбирать между Украиной и российскими владельцами.
По мнению чиновника венгерского МИД, правительство сознательно решило не заниматься этим вопросом.
Вагоны действительно сейчас находятся в Венгрии и блокируют станцию на границе, что существенно затрудняет транспортировку грузов. Но венгры не хотят отдать вагоны нам.
Венгерское министерство строительства и транспорта, в чьем ведении находится MÁV, не ответило на наши вопросы.
Власти Венгрии продолжали поддерживать близкие отношения с администрацией Владимира Путина, несмотря на полномасштабное вторжение России в Украину, и последние полтора года не оставляли попыток ослабить санкции ЕС против России. Венгрия также отказывается предоставлять какую-либо военную поддержку Украине, блокирует военную помощь ЕС восточному соседу, а также препятствует поставкам оружия через венгерско-украинскую границу.
А может, проблему решит флаг?
Валерий Ткачев, заместитель начальника департамента торговли АО «Укрзалізниця» (УЗ), осенью прошлого года публично высказался на тему трансфера вагонов из Венгрии в Украину.
Мы найдем им применение, используем для перевозок. Но даже если вы их не отдадите, неужели в инфраструктуре MÁV нет для них другого места, кроме границы с Украиной, где они занимают и без того ограниченное место, мешая перегружать товары?
Ситуация на венгерской стороне границы была сложной: в ноябре 2022 года очередь вагонов, ожидающих въезда в страну, выросла с 3 800 до 4 650.
Большинство вагонов обслуживается акционерным обществом Rail Cargo Hungaria (RCH), дочерним предприятием австрийской госкорпорации Rail Cargo Group. По словам нашего источника, руководство MÁV разрабатывало план решения проблемы вагонов — главным его пунктом было привлечение австрийской компании.
Конфисковывать собственность можно у тех, против кого ведут войну, а не у Австрии.
В MÁV тогда обсуждался следующий сценарий: российские вагоны перейдут в собственность Австрии, на них будет размещен австрийский флаг, и тогда они смогут въехать на территорию Украины без риска национализации. План, однако, так и не был реализован. RCH отрицает свое участие в подобных проектах, а MÁV на вопросы на эту тему не отвечают.
Вагон? Был, но пропал!
Между тем, как видно из перечня ниже, брошенные российские вагоны постепенно начали исчезать:
- февраль 2022 года: 496 российских товарных вагонов (комментарий RCH для VSquare)
- ноябрь 2022 года: 480 российских товарных вагонов (данные УЗ, приведенные Rail Insider) или 462 железнодорожных вагона (данные MÁV, приведенные Rail Insider)
- июнь 2023 года: 402 российских товарных вагона (MÁV для VSquare)
- июль-август 2023 года: 318 российских товарных вагонов (RCH для VSquare) или 317 российских и девять белорусских товарных вагона (MÁV для VSquare).
MÁV сообщили VSquare, что железнодорожные вагоны оставались на трех станциях ширококолейных путей: Эперешке-Рендезё, Захонь-Селеш и Тужер.
Количество вагонов постоянно уменьшается в результате действий субподрядчиков.
MÁV уверяют — не упоминая название RCH, — что российские владельцы вагонов формально никак не связаны с собственно Венгерскими железными дорогами, а являются клиентами «железнодорожных компаний». Они также утверждают, что вагоны в России были приватизированы, поэтому ни один из тех, что застряли в Венгрии, не принадлежит государству.
RCH тоже не считает себя ответственным за вагоны:
Rail Cargo Hungaria использует частные российские вагоны, но не является их оператором. По прибытии груза адресат, указанный в накладной, имеет право распоряжаться вагонами.
Это означает, что ответственность за вагоны несут компании, принимающие груз. Представители RCH сообщили, что один из их партнеров решил передать 64 вагона Украине, тогда как другие отправили 116 вагонов автотранспортом. Вот почему в Венгрии осталось только 318 из 496 вагонов.
В статье Rail Insider о ситуации в Венгрии упоминается, что в октябре 2022 года кто-то заметил российский вагон на грузовой машине в Польше — на пути через польско-белорусскую границу Украина не может конфисковать имущество. Источник, близкий к венгерскому правительству, подтверждает, что некоторые вагоны были отправлены именно таким образом.
Словакия: дядя Сэм и вагоны
Аналогичная ситуация сложилась буквально в нескольких километрах к северу от венгерско-украинской границы, на погранпунктах Ужгород — Матёвце и Чьерна-над-Тисоу — Чоп, а также станции Ганиска. С начала войны там скопилось больше 400 ширококолейных вагонов, принадлежащих российским и белорусским компаниям (вероятно, в основном частным). Вагоны застряли там, потому что владельцы отказались отправлять их обратно через Украину.
Существует также юридическая проблема: в соответствии с законодательством, вагоны из-за пределов ЕС не могут находиться на его территории бессрочно. В Венгрии компания RCH проконсультировалась с налоговой службой и выработала такую трактовку закона, в соответствии с которой российские и белорусские вагоны могут находиться на территории Венгрии неограниченное время. Cargo Slovakia применила другой закон ЕС, в соответствии с которым на высылку невостребованного вагона у государства есть 12 месяцев.
В начале большой войны в Словакии находилось 426 ширококолейных вагонов (417 российских, 9 белорусских), осталось 143. Они стоят на словацком таможенном складе, и пока они находятся там, правило о 12-месячном сроке к ним не применимо.
А что с оставшимися вагонами? 265 вагонов (из которых 255, согласно нашему источнику, — российские, а остальные — белорусские) были перегнаны в Украину.
По словам нашего источника, в Словакии есть только одна компания, которая могла бы принимать «широкие» вагоны — крупнейший производитель стали, U.S. Steel Košice, дочернее предприятие United States Steel Corporation (U.S. Steel).
Для U.S. Steel «восточные» вагоны были проблемой — из-за них завод не мог работать на полную мощность, а кроме того они занимали много места. Компания отправила вагоны в Украину, несмотря на отсутствие согласия российских и белорусских владельцев. Было ли это легально? Никто не знает.
Мы не считаем возможным говорить о деталях процедур, связанных с нашей деятельностью.
Примечательно, что еще 18 «восточных» вагонов постигла другая участь: их демонтировали и транспортировали в Россию по суше через Польшу и Беларусь.
Грузовики вместо вагонов
В Польше проблема вагонов была самой серьезной. После начала полномасштабной войны многим украинским поездам пришлось остановиться возле границы: они не могли въехать в Польшу, потому что пути были заняты пустыми вагонами, принадлежащими Белорусской железной дороге и компаниям из РФ.
К началу апреля 2022 года из-за образовавшейся пробки границу с Украиной не могли пересечь уже 24 190 вагонов — в основном с растительным маслом, железной рудой и рудой других металлов, химикалиями и углем. Проблему подняло АО «Укрзалізниця».
Шахтерская ширококолейная линия (LHS) входит в структуру Польских государственных железных дорог и Польские государственные железные дороги (PKP) не сообщают, сколько российских и белорусских вагонов застряло в Польше. Мы не знаем, ни сколько из них до сих пор находится в стране, ни сколько было выслано в Украину (а затем конфисковано украинским правительством), ни сколько возвращено через Беларусь изначальным владельцам. Польские министерства также не предоставляют этой информации.
Также, как и в Словакии и Венгрии, россияне и белорусы нашли способ получить вагоны назад. Как сообщает портал tvn24.pl, через Беларусь в Россию вернулось по меньшей мере 35–40 вагонов. Согласно документу, полученному журналистами портала, возвращенные в Россию вагоны принадлежали «Новой перевозочной компании» (одному из ведущих российских операторов железнодорожных перевозок), входящей в группу компаний Globaltrans Investment PLC. Хотя компания напрямую не подпадает под санкции ЕС, она находится в украинском санкционном списке.
Помимо неизвестного количества железнодорожных вагонов, которые застряли в Польше и были в итоге отправлены владельцам, через Польшу и Беларусь, по данным VSquare, было переправлено автомобильным путем по меньшей мере 134 вагона из Венгрии и Словакии. Польские власти не ответили на наши вопросы об этих перевозках.
По словам высокопоставленного чиновника из УЗ, сперва эти вагоны демонтировали в Польше, а затем на грузовиках отвозили в Россию.
Мы выяснили, какие компании этим занимаются, перестали сотрудничать с их терминалами и ввели против них санкции.
«Укрзалізниця» сообщила о проблеме Польше, а та передала вагоны Украине.
В расследовании приняли участие:
Анастасия Морозова, Frontstory
Томаш Мадленяк, ICJK
Саблоч Паньи, Direkt36
Блажей Адамский, Frontstory
Редакция выражает благодарность порталу frontstory за возможность публикации
Перевод Валентины Чубаровой