Задушки. Как поляки поминают усопших
Кладбище в городе Сейны на северо-востоке Польши в День всех святых. Фото: Анджей Сидор / Forum
В начале ноября в Польше вспоминают умерших. Христианский праздник с языческими корнями объединяет польские семьи и все общество.
Уже в начале октября в польских супермаркетах появляются (конечно, всегда «по акции» и «со скидкой») цветы, свечи и лампадки, а также специальные чистящие средства «Для надгробий». К концу месяца их становится все больше: ежегодно в первые дни ноября поляки поминают своих усопших.
Сезонный маркетинг — это лишь внешний атрибут необычайно глубокого явления. В культуре, опирающейся на семейственность, память о далеких предках и недавно умерших родственниках играет огромную роль. 1 и 2 ноября люди направляются на кладбища, к могилам своих близких, целыми семьями, чтобы вместе прочесть короткую молитву, постоять несколько минут в молчании, зажечь на надгробии свечку в стеклянной лампадке.
День всех святых на кладбище во Вроцлаве. Фото: Кшиштоф Жатыцкий / Forum
Сейчас традиция, конечно, привязана к католическому Дню всех святых, который отмечают 1 ноября (официальный выходной день), а также Дню поминовения усопших — 2 ноября. Однако еще далекие предки современных поляков, будучи язычниками, проводили обряды, посвященные духам умерших. На протяжении веков одна традиция переплеталась с другой, христианство постепенно подчиняло себе череду народных календарных праздников, но долго еще существовало в тесной связи с древними культами.
Кладбище в городе Сейны на северо-востоке Польши в День всех святых. Фото: Анджей Сидор / Forum
В польской народной культуре существовал обычай под названием Задушки, или «день задушный», то есть то время, когда мы даем пожертвования, милостыню или молимся за спасение душ умерших. Главную роль в нем играли странствующие пилигримы, одетые в лохмотья: они ходили от дома к дому, принимая от каждой семьи подаяние в виде пищи, сладостей, ценных даров. Взамен за это бродяги молились за спасение душ умерших каждого семейства.
Кладбище в Кракове в День всех святых. Фото: Cадак Суиси / Le Pictorium / Forum Могила легендарного футболиста варшавской «Легии» Казимежа Дейны. Фото: Иоанна Боровская / Forum
В северо-восточной части Речи Посполитой, в первую очередь на территории современной Литвы и Беларуси, день поминовения предков был известен под названием Деды, или Дзяды (Dziady). Он красочно описан в одноименной поэме Адама Мицкевича, известной каждому поляку со школьной скамьи.
В поминальные дни поляки проводят «квесту» — сбор средств на реставрацию могил и костелов. Фото: Матеуш Влодарчик / Forum
Вплоть до начала ХХ века в польских деревнях существовала также традиция разжигать костры на перекрестках дорог или вблизи погостов, чтобы души умерших, блуждающие в эти дни по селениям, могли обогреться, а также безошибочно найти места своего вечного упокоения. Именно эти костры как путеводные огни для мертвых предшествовали современным лампадкам, благодаря обилию которых польские кладбища после захода солнца превращаются в поражающие воображение сияющие озера огней.
Богослужение по случаю Дня поминовению усопших. Фото: Матеуш Влодарчик / Forum
В современной Польше день памяти предков выходит за пределы кладбищенской ограды. Помимо чисто семейных встреч и трапез проводятся приуроченные к дням усопших концерты, спектакли, творческие вечера. А поминальные лампадки появляются в очень разных местах: то у статуи культурного или политического деятеля, то у памятного камня или стеллы, то на месте безымянной или заброшенной солдатской могилы посреди леса.