Кладбища мира глазами польской путешественницы
Кладбище в селе Сэпынца, Румыния. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Путешествия — моя стихия. Я езжу по миру уже 30 лет и побывала в 129 странах. Во время поездок я всегда стараюсь увидеть местное кладбище. Уходу человека в мир иной всегда сопутствует скорбь, однако не везде смерть окрашена в черный цвет.
На другом конце мира, в Гватемале, кладбища совершенно не такие, как в Польше. В городе Чичикастенанго некрополь находится на холме, и уже издалека можно разглядеть разноцветные могилы.
Кладбище в Гватемале. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Место упокоения здесь часто имеет форму каменного склепа, домика, выкрашенного в яркие цвета. Некоторые могилы дополнительно украшены разноцветными росписями, как правило изображающими птиц и святых.
Кладбище в Гватемале. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Семьи, навещая умерших, приносят еду, дети играют вокруг могил и запускают воздушных змеев. Слышен смех и веселая латиноамериканская музыка, доносящаяся из портативных колонок. Здесь смерть смешивается с жизнью, с обыденностью, и нет никакого пафоса.
К повседневной жизни усопшего обращаются и создатели самого необычного кладбища в Румынии, расположенного в селе Сэпынца на границе с Украиной. Оно называется Чимитирул-Весел (Cimitirul Vesel) — Веселое кладбище. Традицию украшать синие деревянные кресты стихами о жизни умершего и яркими картинками, представляющими его в характерных ситуациях, много лет назад заложил местный художник Стан Пэтраш.
Кладбище в Румынии. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Во многих стишках и картинках есть оттенок иронии. Это кладбище — одна из самых популярных румынских достопримечательностей, оно включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
На кладбище Анга-Роа на Острове Пасхи можно заметить этнические элементы: барельефы с изображением птицы свободы манутары (черной крачки) или иероглифические письмена ронго-ронго.
Кладбище на Острове Пасхи. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Могилы детей украшают разноцветные игрушки. Некоторые надгробия выполнены по образцу знаменитых статуй моаи, а сами каменные фигуры на берегу океана даже видно с кладбища.
В Кыргызстане, недалеко от озера Иссык-Куль, я побывала на кладбище, расположенном на холме. Над некоторыми могилами установлены каркасы в форме юрты — традиционного жилища киргизов.
Кладбище в Кыргызстане. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Однажды я оказалась в Варанаси в Индии сразу после красочного праздника Холи. Возле сожженных на кострах тел умерших веселилась молодежь — под громкую музыку, в пыли цветного порошка.
Берег святой реки Ганг, где сжигают тела, Индия. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Местом захоронения многих индусов становится святая река Ганг: после сожжения тел пепел высыпают прямо в воду. Не сжигают только тела детей, беременных и скончавшихся от укуса змеи — они просто покоятся на дне реки. По словам местных, иногда во время погребения члены индуистской секты агхори едят останки.
Член секты агхори с черепом родственника. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
В регионе Дарьенский пробел в Панаме, недалеко от границы с Колумбией, живут индейцы племени эмбера. На кладбище близ деревни Моге царит тишина. Сюда редко наведываются люди, и кое-где вездесущие джунгли уже захватили пространство.
Кладбщие в Панаме. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Кладбище Колон в Гаване — самое известное на Кубе. Здесь похоронена Амелия Гойре де Ос, чья могила превратилась в место паломничества. В начале ХХ века Амелия и ее ребенок умерли во время родов. Их похоронили вместе, положив ребенка у нее в ногах, однако спустя два года, когда могилу переносили, его обнаружили в объятиях матери. Случившееся было истолковано как чудо. На могилу приходят тысячи людей, в первую очередь — бесплодные и беременные, в надежде на помощь Амелии. Там всегда много цветов и записок с благодарностями.
Кладбище на Кубе. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
На острове Лусон на Филиппинах, в городке Сагада, умерших из племени игорот подвешивали в гробах высоко на скале, чтобы они были ближе к небу. Гробы также приносили в пещеры, где ставили один на другой. А бедняки просто сажали покойников на стулья, которые прикреплялись к скалам.
Кладбище на Филлипинах. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
В Индонезии на острове Бали я стала свидетельницей похоронной процессии, проходившей по главным улицам Убуда. Участники были одеты в традиционные костюмы: женщины — в красочные туники, а мужчины в короткие саронги, обернутые вокруг пояса. Тело умершего покоилось на огромном белом деревянном быке. Он называется лембу, то есть саркофаг. Следовавшие за ним люди несли легкие венки из искусственных цветов, композиции из банановых листьев, цветов и фруктов. Процессию сопровождал гамелан — оркестр традиционных инструментов. В конце церемонии тело и венки сожгли на центральной площади городка с помощью двух переносных газовых горелок. Во время церемонии царила атмосфера праздника, местные продавцы предлагали напитки, орешки и печеную кукурузу.
Похоронная процессия на Бали. Фото: Агнешка Атаманка Глабас Сжигание белого деревянного быка в Индонезии. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
В Иране я много раз видела башни молчания — ритуальные места захоронения по обряду зороастризма. Это одна из первых монотеистических религий, она существовала здесь до ислама, а сейчас почти исчезла. Тела умерших укладывали в позе эмбриона и оставляли на растерзание стервятникам. Зороастрийцы считали, что это единственный способ погребения, который не осквернит ни одну из четырех священных стихий: землю, воду, ветер и огонь.
Башня молчания в Иране. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Кладбище Реколета в Буэнос-Айресе в Аргентине с его с монументальными могильными памятниками похоже миниатюрный город. Самое популярное место здесь — могила актрисы и политической деятельницы Эвиты Перон, героини одноименного мюзикла.
Кладбище Реколета в Буэнос-Айресе в Аргентине. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Некрополь Чаучилья в Перу находится у подножия Анд, недалеко от города Наска. Здесь можно увидеть великолепно сохранившиеся мумии, сидящие в могилах. Благодаря сухому воздуху пустыни останки находятся в идеальном состоянии. В некоторых случаях сохранились без изменений даже одежда, волосы и фрагменты кожи.
Мумии, сидящие в могилах, Перу. Фото: Агнешка Атаманка Глабас
Меня часто спрашивают, почему я так люблю ходить на кладбища. Дело в том, что я очень энергичный человек, и когда езжу по миру — все время куда-то бегу. А на кладбищах есть возможность уединиться, сбавить темп и поразмышлять. На них царит необыкновенная атмосфера и чаще всего — тишина. Время там останавливается.
Перевод Ольги Чеховой