Застолья и гуляния: как поляки отмечали Пасху
Пасхальный праздничный стол в Силезии, Польша. Фото: Мариуш Пшигода / Forum
Традиции одного из главных церковных праздников.
Как и в других странах, в Польше празднованию Пасхи предшествуют 40 дней Великого поста и особые богослужения Великой Недели, во время которых верующие вспоминают и заново переживают страсти Христовы. В эти дни люди сосредоточены на выполнении религиозных обязанностей, кульминация которых приходится на Страстную пятницу. В былые времена в пасхальных богослужениях участвовали целые толпы, тогда даже возникла поговорка, что на Пасху самый последний лодырь — и тот идет в храм.
В предпасхальные дни также готовили праздничную пищу. Согласно традиции, еда должна быть щедрая и обильная, чтобы люди смогли набраться сил для начинающегося сезона сельскохозяйственных работ. В каждом доме и по сей день можно услышать рассказы о том, что готовили наши бабушки: об окороках, паштетах и прочих мясных блюдах, а также о потрясающих пирогах.
Непременно выпекали и бабы, большие куличи из дрожжевого теста. Их старались сделать огромными и пышными: старые польские кулинарные книги предлагают рецепты бабок из 60 яиц! Cам процесс приготовления — очень сложный и требует соблюдения определенных условий. Дрожжевое тесто должно подниматься в тепле, но в предпасхальное время много других дел, часто приходится открывать двери — а ранней весной погода то и дело меняется, в дом может ворваться холодный воздух, и тесто из-за этого опадает... Вот почему сохранилось множество рассказов о том, с какими трудностями и хлопотами было связано печение баб. Второй традиционной выпечкой были мазуреки — торты из песочного теста, украшенные орехами, сухофруктам и конфитюром. Рецептов их приготовления очень много.
Торт мазурек. Источник: wikimedia.org
В Великую субботу, которую польские православные называют Красной, во время литургии освящают терновник для костра, огонь и воду, а также еду. Традиционную пищу святят и католики, и православные — это знаменует собой завершение строгого поста, но мясные блюда пока еще остаются под запретом. Когда-то давно все семьи обходил священник и то, что было приготовлено к празднику, освящали прямо в домах. Всюду — и в деревенских избах, и во дворцах, и в дворянских усадьбах — столы уставляли яствами и украшали вечнозелеными растениями: самшитом или барвинком.
Со временем освящать еду начали в храмах. Туда приходили с корзиной, в которой непременно должен был лежать сделанный из масла или теста пасхальный агнец — символ Христа, а также хлеб, яйца, колбасы, кусочек бабы, хрен и соль. В корзинах православных верующих лежали еще свечи, пасха и кулич с буквами «X.В.» С годами корзины становились все меньше и меньше, в них стали класть только символические кусочки пищи. В этом году возможности принести продукты в храм не будет, и мы поневоле вернемся к древнейшей традиции освящения в домах, только делать это будут сами члены семьи. В народной традиции освященные продукты обретали магическую силу: соль сыпали в колодец — чтобы вода была чистая и вкусная, хлебные корки оставляли на случай кожных заболеваний, а кости от мясных блюд закапывали в землю, чтобы обеспечить плодородие.
В Великую субботу во многих подлясских селах сооружали из шестов и веревок качели: считалось, что качание на них в пасхальное время оберегает от головной боли и проблем с позвоночником. На деле это, увы, нередко приводило к несчастным случаям, и в конце концов обычай исчез. В этот же день во всех храмах устанавливался Гроб Господень. В некоторых регионах при нем ставили стражей, одетых в специальные мундиры, весьма напоминавшие историческую форму польских уланов: смена почетного караула составляла весьма эффектный элемент пасхальной обрядности.
Для верующих поляков Пасха — самый большой праздник. У православных главной церковной службой был крестный ход в полночь, а у католиков — резурекция (от латинского слова reresurrectio — воскресение), утренняя пасхальная месса с торжественной процессией. По завершении службы нужно было как можно скорее вернуться домой — люди гнали коней во весь опор, поскольку считалось, что тот, кто раньше вернется, быстрее закончит сбор урожая. Возвратившись, благословляли хозяйство, животных и всех домашних, а потом садились за торжественный завтрак.
Застолье начиналось с того, что старший в семье делился освященным яйцом, разрезая его на части, по числу членов семьи. Обычай требовал попробовать каждое из освященных блюд. Пасхальная трапеза была самой обильной за весь год: окорока, колбасы, мясные блюда, много яиц и сладкой выпечки. Так завершалось время зимнего недоедания и начинался новый период, когда легче получить пропитание. Пища на праздничном столе должна быть очень калорийной, ведь в ближайшие месяцы крестьянам предстоят изнурительные сельскохозяйственные работы.
В богатых домах готовилось огромное количество блюд. Польские летописцы упоминают один из пасхальных пиров у князя Сапеги в XVII веке: было подано четыре запеченных целиком кабана, двенадцать оленей, пятьдесят два пирога и триста шестьдесят пять бабок (то есть по числу времен года, месяцев, недель и дней). То же касалось отборнейших вин и медовух — подавалось соответствующее количество каждого вида в определенных емкостях. Пасхальной еды должно было быть в изобилии у всех сословий, поскольку в праздничное время готовить запрещалось.
Пасхальный понедельник — один из самых радостных дней праздника. В этот день ходили в гости и встречались с родными. Еще один старинный обычай, который в наше время может показаться излишне жестоким — śmigus dyngus, lany poniedziałek (Мокрый, или Поливальный понедельник). Он состоял в том, что парни обливали девушек водой и слегка стегали розгами. Обычай этот родом еще из языческих времен, и Церковь постоянно подвергала его критике, но исчезать он стал лишь в наши дни из-за штрафов, которыми полиция наказывает граждан, которые слишком рьяно обливают водой всех подряд. Можно услышать захватывающие воспоминания о том, как молодые юноши и взрослые мужчины с самого рассвета обливали водой своих возлюбленных: промокшая насквозь одежда и залитые водой постели свидетельствовали о привлекательности девушек. Зато в следующие дни наступал реванш: девушкам позволялось поливать водой мужчин до самого Троицына Дня.
Мокрый понедельник. Фото: Мариан Зубжицкий / Forum
В краковском районе Звежинец в Великий понедельник архиепископ после торжественной мессы давал всем присутствующим Эммаус: индульгенцию, «учрежденную в воспоминание апостолов, идущих в Эммаус». В этот день в городе также проводилась ярмарка: устанавливалось множество лотков и палаток, в которых продавались традиционные игрушки и сладости. Это празднование стало местной традицией. На следующий день, во вторник, в Кракове устраивалась Ренкавка — так назывались гуляния, когда жители города поднимались на курган Крака, откуда сбрасывали вниз монетки и скатывали крашеные яйца для стоявшей у подножия городской бедноты. Этот обычай был известен еще в Средние века.
С Пасхальной порой связан и обряд весеннего колядования, распространенный главным образом в восточной Польше. Мужчины, преимущественно холостые, ходили «с Конопельками» (от конопли — название отсылало к символике роста, пробуждения природы): пели традиционные песни и желали всем здоровья и изобилия, чего и я желаю читателям:
Мы заходим в этот дом,
Счастье, радость вам несем,
Всего вам благого
И добра от Бога –
Аллилуйя!
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян