Гималаизм, альпинизм, высокогорные восхождения — не самая популярная тема в Польше. О них говорят преимущественно тогда, когда поляки совершают нечто великое или — к сожалению, — когда в горах происходит трагедия. А избежать этого невозможно, пока совершаются восхождения: горы — стихия, неподвластная человеку.
В 2013 году, после закончившегося трагедией восхождения на Броуд-Пик, имя Адама Белецкого было на слуху — он входил в число участников экспедиции, о которой долго говорили. Белецкого считали «козлом отпущения». Многие негативно оценивали его действия в горах. Но об этом — позже. За последнее десятилетие, однако, отношение изменилось, и сегодня о нем пишут как о герое.
Он может вдохновлять людей
Восьмитысячники — одна из мер успеха альпиниста. Чем больше их он покорил, тем выше его репутация. Белецкий поднялся на пять из них — Гашербрум I, Броуд-Пик, Чогори (летом), Макалу и Гашербрум II. До Короны Гималаев и Каракорума, где находятся все восьмитысячники, ему осталось еще девять вершин.
Адам родился в 1983 году в городке Тыхы (Силезия), там он рос и понемногу влюблялся в горы.
На то, кто я теперь, повлияла, прежде всего, литература. Приключения Томека Вильмовского или герои книг Джека Лондона — вот мир моего детства. А когда я начал читать литературу, посвященную горам, мне захотелось стать гималаистом — им я и стал.
Горы — его стихия. Они формировали Адама, учили принимать решения, порой очень трудные. Много раз Белецкий отправлялся туда в одиночку — он просто хотел общаться с горами один на один. У него остались воспоминания, о которых Белецкий написал в книге «Из-под замерзших век».
С одной стороны, есть мои очень личные отношения с горами. Я совершил много восхождений, часто одиночных, от которых не осталось никаких материалов, даже снимков, это лишь мои воспоминания. Но бывает и такое, что успех восхождения на вершину начинает доходить до нас и по-настоящему радовать в тот момент, когда мы делимся им с другими.
Белецкий мог рассчитывать на популярность среди читателей, поскольку книга вышла в 2019 году, а в 2018-м о нем опять много говорили. Но не слава была для него важна. Он знает, что может вдохновить людей. Показать им другой мир — в буквальном и переносном смысле. По словам Адама, некоторые благодаря ему расстались с выпивкой и подружились со спортом.
То, что я — обычный парень из небольшого городка, который мечтал стать гималаистом и добился своего, вдохновляет других. Есть люди, которые любят горы, но никогда не побывают в Гималаях или на Каракоруме, а я могу им показать, как выглядят эти высочайшие вершины.
Кошмар на Броуд-Пик
Мало кто знает горы так хорошо, как Адам Белецкий. В том числе, и темную их сторону. Ведь горы — это не только живописные пейзажи, захватывающие дух мгновения, когда стоишь на вершине, и наслаждение, когда спускаешься с нее и благополучно возвращаешься домой. Адаму известно, что можно и не вернуться. В 2013 году он принимал участие в экспедиции на Броуд-Пик. Его товарищи Мацей Бербека и Томаш Ковальский погибли, а делом занялась специальная комиссия, подготовившая доклад группы по несчастным случаям.
Белецкий оказался на прицеле. Он первым поднялся на вершину, первым спустился с нее и — как и другой участник экспедиции, Артур Малек — благополучно вернулся в лагерь. Во время подъема на вершину — ключевого, самого важного, но и самого трудного — они вместе с напарником двинулись вверх. Бербека и Ковальский остались сзади. Они тоже поднимались, но медленнее. Таковы горы. Ожидая других, можно не только не спасти их, но и погибнуть самому. Как случилось на Броуд-Пик.
Сейчас распространяется такое мнение, что я спустился с Броуд-Пик в отличном состоянии, что после возвращения в палатку у меня оставался запас сил. Ну, это чушь какая-то. Ведь я чуть не сдох на этом штурме вершины. Прежде всего, мне непонятно, как в докладе могли не принять во внимание то, что в течение тридцати пяти или сорока часов, с момента выхода на штурм вершины, я не ел и не пил ничего, кроме полулитра злакового кофе, которым меня вскоре вырвало.
Спускаясь, я говорил себе, что все плохо, но пока еще не трагично. Оценивая свое состояние, я чувствовал, что не могу останавливаться надолго, что пока я двигаюсь, все нормально. Зато в голове у меня был очень сильный, животный страх — бл*дь, что будет, когда зайдет солнце? Я просто не знал, что будет, никто никогда ни до нас, ни после нас не оставался ночью зимой на восьми тысячах метров в Каракоруме.
Беребека и Ковальский не успели спуститься. Команда всю ночь думала, что предпринять. Адам ожидал худшего, и его опасения подтвердились: товарищи, друзья остались в горах и погибли, а споры на тему экспедиции и действий ее участников, продолжались еще долго: в частности, Белецкого обвиняли в том, что он не оказал помощь товарищам. В 2022 году на экраны даже вышел фильм «Броуд-Пик».
На помощь без промедления
Белецкий никогда не скрывал, что в сообществе альпинистов его любят не все. Но реалии гор таковы, что здесь — каждый сам за себя, в том числе — в борьбе за выживание. Однако бывает, что кто-то спасает и чужую жизнь, бросаясь на помощь при первой необходимости. Как сам Белецкий в 2018 году, когда поляки организовали экспедицию на Чогори — они снова предприняли попытку войти в историю и первыми в мире покорить эту вершину зимой. В то же самое время на пик Нанга-Парбат поднимались Томаш Мацкевич и француженка Элизабет Револь. У Мацкевича началась высотная болезнь и снежная слепота. Снежная слепота — ожог конъюнктивы и роговой оболочки глаза лучами солнца, отраженными от снежных кристаллов. Его напарница спустилась на высоту 6 400 метров и пыталась вызвать помощь.
Как только появились сообщения о том, что с Мацкевичем и его напарницей случилась беда, команда с Чогори организовала спасательную операцию. Белецкий и Денис Урубко, еще один известный альпинист, отправились на помощь на вертолете, а затем совершили просто невозможное. На маршрут, который они теоретически должны были преодолеть за шестнадцать часов, им потребовалось восемь, и они добрались до Револь.
Там было много старых страховочных тросов в приличном состоянии, луна давала достаточно света. Но самой главной мотивацией было спасение жизни.
Белецкий и Урубко оказались перед выбором: спасти Револь или пытаться подниматься выше, к своему соотечественнику. Француженка выжила. Мацкевич, к сожалению, нет — погодные условия и высота не оставили ему никаких шансов. Горы вновь показали свою силу.
Невероятную спасательную операцию признали одним из событий 2018 года, а ее героев (помимо Белецкого и Урубко, также Петра Томаля и Ярослава Ботора) президент Анджей Дуда наградил Кавалерским крестом Ордена возрождения Польши.
Пять лет спустя в мире гималаистов и альпинистов вновь говорили о Белецком как о герое. В апреле 2023 года на Аннапурне, покинув лагерь, пропал 34-летний альпинист Анураг Малу, а поляк принимал участие в спасательной операции. Индиец провалился в расщелину глубиной в несколько десятков метров и оставался в ней три дня. Белецкий спустился туда на тросе и к собственному изумлению (он боялся, что занимается поисками тела) обнаружил Малу живым.
Это непередаваемые эмоции. Мы думали, что летим на поиски тела, а, похоже, спасли человека, так как известно, что состояние Анурага остается тяжелым, но вроде стабильным. Интервью было записано в апреле. 11 мая индийские СМИ сообщили, что альпинист благополучно вернулся на родину и находится в больнице Дели. По окончании операции мы с Мариушем Хаталой просто расплакались — от счастья и для того, чтобы эмоции схлынули. Они были очень сильными. Мы до сих пор немного на адреналине после всех этих событий. И до сих пор не можем поверить, что Анураг после двух ночей в этой расщелине и после такого падения выжил. Невероятно. Для нас это урок, что никогда нельзя опускать руки и обязательно нужно идти на помощь, потому что всегда остается надежда, что даже спустя два дня есть шанс на спасение человека.
«Зачем вы ходите в горы?»
В горах Белецкий испытал, кажется, уже все. Смерть и спасение, восторг, кризис, моменты, когда не знал, выживет ли. Но его все равно тянет туда, ему хочется прокладывать новые маршруты, покорять очередные вершины. Это его жизнь.
Многие задают этот навязший в зубах, вечный вопрос: «Зачем вы ходите в горы?» Меня же в последнее время занимает вопрос: «Зачем люди хотят читать о горах или смотреть о них фильмы?» И почему гималаизм так очаровывает людей, которые не ходят сами в горы.
Адам Белецкий, несомненно, один из наиболее выдающихся польских гималаистов. Но, возможно, в первую очередь, он — человек, спасший в горах жизни уже двоих людей.
Перевод Сергея Лукина