Люди

Почему поляки обожают прыжки с трамплина

Прыжки на лыжах с трамплина. Иcточник: Eibner Europa / Forum

Прыжки на лыжах с трамплина. Иcточник: Eibner Europa / Forum

Сегодня прыжки на лыжах с трамплина собирают в Польше тысячи зрителей, а телевизионные трансляции — миллионы. Благодаря Адаму Малышу этот вид спорта стал в Польше национальным.

В последние выходные января несколько миллионов поляков с волнением, какого не было много лет, смотрели трансляцию Кубка мира по прыжкам с трамплина в Закопане. Первое место — Камиль Стох, третье — Давид Кубацкий. Двое поляков на пьедестале почета и Мазурка Домбровского, которую пели а капелла 25 тысяч человек. Австрийские спортсмены снимали это на видео, а взявший серебро Стефан Крафт сказал: «Это лучшее второе место в моей жизни. Спасибо, Закопане».

Сегодня прыжки с трамплина стали в Польше национальным видом спорта, хотя занимается им горстка людей. Простой смертный если и подходит к трамплину, то в качестве болельщика. Ежегодно в Закопане несколько десятков тысяч человек восхищаются полетами лучших спортсменов мира. Такое же число зрителей, как на трибунах, находится за ограждением, силясь разглядеть между деревьями, проходами и транспарантами парящего прыгуна — настолько сильно в стране это увлечение. А возникло оно сравнительно недавно благодаря одному человеку: Адаму Малышу.

Национальный герой

Глубокая ночь с пятницы на субботу, с 12 на 13 января 2001 года. Городок Якушице, небольшой польско-чешский пограничный переход, очередь на несколько часов ожидания. Так начиналась безграничная любовь поляков к прыжкам с трамплина. Так начиналась малышемания — явление невообразимое и необъяснимое.

Это ради Малыша в крохотный городок в Чехии приехало 15 тысяч болельщиков. Это ради него поклонники летали по всему миру, от США до Японии. Это ради него к трамплину под Закопане пришло людей в несколько раз больше, чем было продано билетов и могли вместить трибуны.

Конечно, среди любителей спорта и раньше были популярны летающие лыжники — одной из первых звезд был Станислав Марусаж, вице-чемпион мира 1938 года. Впрочем, свой самый главный прыжок спортсмен совершил… из тюрьмы во время Второй мировой войны: он спасся от смерти, сбежав от немцев. Затем были и другие прыгуны и их многочисленные достижения, в том числе олимпийское золото Войцеха Фортуны в Саппоро в 1972 году.

Но лишь Малыш вошел в каждый дом. По субботам и воскресеньям он был словно гость к обеду: всей семьей люди садились у телевизора и переживали за него. Частенько можно было услышать: «позови на Малыша», «скажи, когда будет прыгать Малыш». Дети изображали прыжки на диванах и лестницах, «Польская почта» выпускала марки, кружки и открытки, на полках магазинов лежали компьютерные игры, посвященные прыжкам.

forum-0458558229 Адам Малыш. Источник: Петер Андревс / Reuters / Forum

Вот что говорил о Малыше в момент завершения его спортивной карьеры комментатор Влодзимеж Шаранович: «Спортивный феномен, неизменный успех год за годом, в течение десятилетия. …Что-то невероятное. Каждую неделю мы непременно смотрели эти состязания, как телесериал. Социологический феномен: сколько же всего можно было оценить в нем за время этой карьеры! Что в жизни можно добиться успеха без всяких связей. Что это надежный, солидный человек, несущий добрые вести, большие надежды. Он начинал как кумир времен кризиса, который, как посол великолепного цивилизационного прыжка, должен был ввести нас в Европу. Общественный феномен — ведь благодаря этим репортажам мы жили иной жизнью».

Только бы не упустить!

Малышемания достигла своего апогея в 2002 году в Закопане. Столица польских Татр тогда вернулась в календарь Кубка мира, а вместе с ней он — фаворит, победитель многих турниров, чемпион мира. Каждому хотелось его увидеть. Соревнования начинались только вечером, но организаторы, придя к трамплину утром, застали… толпы фанатов. Чтобы занять места, они забрались туда под покровом ночи, с билетами и без.

«Еще не оборудовали ограждения и инфраструктуру, а на соревнования уже пришло 100 тысяч зрителей. Меня застигли врасплох, я был полон опасений. Вдруг, неизвестно откуда, появилась туча людей. …Они сидели у линии разбега, чуть ли не на самом пороге. Мы, действительно, боялись, что они нас затопчут или произойдет какая-нибудь трагедия. ...Они спрашивали у меня: “Почему вы так нервничаете? Мы просто хотим посмотреть соревнования”. Так зрители успокаивали нас», — вспоминал в январе 2019 года в интервью для Польского телевидения директор Кубка мира Вальтер Хофер.

Всем не терпелось увидеть победу Малыша — и они увидели ее в воскресенье, когда он превзошел своего самого грозного соперника, немца Свена Ханнавальда.

С тех пор поляки, конечно, не потеряли интерес к прыжкам. Да что уж там, на соревнования под Гевонтом возле Закопане билеты расходятся за несколько месяцев до начала (впрочем, теперь их, по соображениям безопасности, стало меньше), и еще столько же народу, если не больше, наблюдает за прыжками из-за ограждения. Но все-таки таких огромных толп, как во времена Малыша, больше нет.

Мекка прыжков с трамплина

В 2017 году на трамплине «Велька Крокев», уже в восьмой раз в XXI веке, лучше всех прыгал поляк. И уже в четвертый раз это был Камиль Стох. Перед этим он победил в австрийском Бишофсхофене, дважды в Висле и теперь, как фаворит Кубка мира, приехал в Закопане. Там кроме него стартовало еще трое соотечественников, так много поляков «запрыгнуло» тогда в первую десятку. Сперва удача отвернулась от Стоха: после первой серии прыжков он занимал шестое место. Но во второй серии Камиль выполнил превосходный прыжок, и его уже не опередил никто из первой пятерки! Публика впала в эйфорию, друзья носили Стоха на руках на фоне ликующих толп.

Норвежские газеты пели оды — но не достижениям своих соотечественников, а тому, что мир любителей зимних видов спорта увидел в Закопане. Они писали о «Мекке прыжков с трамплина», хотя десятилетиями этот титул принадлежал трамплину Хольменколлен в Осло. Восхищение выражали и спортсмены: швейцарец Андреас Кюттель, чемпион мира 2009 года, повторял: «Новый год я праздную на три недели позже, в Закопане». Троекратный обладатель Кубка мира Андреас Гольдбергер говорил в интервью телекомпании TVP Sport: «В Закопане было великолепно. Я мог прыгать хорошо, плохо, но за меня всегда болели. Болельщики по-прежнему отличные, справедливые. Неважно, из какой страны приехал участник, публика его поддерживает. Они любят прыжки, а для спортсмена всегда приятно, когда ощущаешь гостеприимство».

От одиночки-Малыша до золотой команды

Когда в декабре 2001 года Польша впервые в истории оказалась на пьедестале командного турнира, к эйфории примешивался шок. Впрочем, и в последующие годы Войцех Скупень или Роберт Матея могли занимать места даже в первой десятке (Матея когда-то был пятым на чемпионате мира), но команды, способной претендовать на медаль, у Польши не было. Поэтому, когда начиналась борьба за трофеи, все ждали индивидуальных турниров, где сметать соперников должен был Малыш. Впрочем, со временем командные результаты становились все лучше, даже медаль была близко — в 2009 году в Либерце. По иронии судьбы прыжок тогда не получился у Малыша.

В итоге ему так и не досталось медалей в групповых турнирах, но уже в последние несколько лет национальная команда регулярно добирается до них. Первая, на чемпионате мира в 2013 году, была завоевана при драматичных обстоятельствах: сперва поляки оказались на четвертом месте, потому что судьи… плохо подсчитали баллы. При известии о корректировке результата спортсмены обезумели от счастья. Два года спустя следующая медаль. А в 2017 году команда в составе: Петр Жила, Давид Кубацкий, Мацей Кот и Камиль Стох выиграла историческое золото первенства мира.

forum-0494994447 Слева направо: Штефан Крафт, Rамиль Стох, Давид Кубацкий. На этапе Кубка мира в Закопане, 26 января 2020 года. Фото: Дамиан Кламка / Zumma press / Forum

На счету у каждого из этой четверки есть и личные победы, у троих — медали важнейших соревнований в индивидуальном зачете. Наиболее выдающейся фигурой на протяжении нескольких последних лет был, конечно же, Стох: троекратный чемпион Олимпийских игр, чемпион мира, двукратный обладатель Кубка мира и Турне четырех трамплинов, он по праву может считаться легендой прыжков с трамплина. Но теперь мир смотрит на Давида Кубацкого, подающего огромные надежды.

Последний прыжок

В общем, среди польских прыгунов появляются новые звезды, которые продолжают двигать спорт вперед. Но на долгие годы главным двигателем останется именно Адам Малыш, хотя он и завершил свою карьеру еще девять лет назад. И тогда тысячи поляков у трамплина и миллионы у экранов телевизоров в последний раз пережили малышеманию.

На прощальный турнир приехали настоящие толпы, были пущены дополнительные поезда, и поэтому начало соревнований откладывалось — но, хотя никто не прыгал, трибуны по-прежнему были заполнены. Малыш пообещал, что при любых обстоятельствах, каким бы сильным ни был снегопад, он все равно прыгнет для своих зрителей. И лишь вечером «Орел из Вислы» взлетел в последний раз. Для того, чтобы все смогли увидеть полет, был даже прерван телевизионный выпуск новостей.

Так что, можно сказать, что все самое прекрасное в польских прыжках с трамплина — это заслуга одного человека.

30 января 2020