Люди

Бои за жизнь. История польского чемпиона в Аушвице

Тадеуш Петшиковский. Коллаж: Новая Польша

Тадеуш Петшиковский. Коллаж: Новая Польша

На ринге он сражался не за чемпионские пояса и славу, а за свою жизнь и еду для товарищей — таких же, как и он, заключенных немецких концентрационных лагерей. «Боксируя, он избивал немцев за милую душу, беря на ринге реванш за то, что другим доставалось за его пределами», — писал о Петшиковском писатель Тадеуш Боровский, тоже бывший узником Аушвиц-Биркенау.

Тадеуш Петшиковский. Источник: Википедия

Прозвище — Тедди. Профессия — учитель физкультуры. Судьба — выдающаяся.

Тадеуш Петшиковский родился 8 апреля 1917 года в Варшаве. Мальчик рос умным и разносторонне одаренным, например, хорошо рисовал. Он вступил в ряды харцеров, польский аналог скаутов а после смерти отца помогал матери, нанимаясь на любую работу: например, делая рисунки для студентов Академии изящных искусств. Но кроме этого Тадеуш с гимназических времен занимался боксом. Он учился у легендарного Феликса «Папы» Штамма в варшавском клубе «Легия». Часы, проведенные на ринге, принесли свои плоды, да так, как он и представить себе не мог. К началу Второй мировой войны «Тедди» — прозвище Петшиковский унаследовал от своего кумира Тедди Яроша — уже стал чемпионом Варшавы и вице-чемпионом восточной Польши в полулегком весе. Но вот наступило время, когда ему пришлось драться за жизнь.

Первый поляк, сразившийся с немецким капо

1 сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Началась Вторая мировая война. Петшиковский принимал участие в обороне Варшавы. После капитуляции, уже в 1940 году, он пытался пробраться во Францию, чтобы вступить там в польскую армию, но был схвачен неподалеку от венгерско-югославской границы, а затем передан немцам. В течение пяти лет он был узником трех концентрационных лагерей: Аушвиц-Биркенау, Нойенгамме и Берген-Бельзен. В них он провел несколько десятков боксерских поединков. Номер 77 из Аушвица — так о нем писали и говорили еще много лет спустя. Этот номер означал, что он прибыл в лагерь с первым транспортом.

Немецкие охранники не знали, что в прошлом Петшиковский профессионально боксировал. Когда он выходил на свой первый лагерный бой на ринг, обустроенный в кухне, с противником тяжелее себя на тридцать килограммов, в прошлом вице-чемпионом Германии в среднем весе, они не верили своим глазам. Им думалось: это либо крутой парень, либо полный безумец. Они видели в нем, скорее, хлюпика, рисовавшего для студентов Академии изящных искусств, нежели мужчину, который может отправить на пол крепкого капо. Капо — привилегированные заключенные, сотрудничавшие с администрацией концлагеря. А он вышел на ринг, надел перчатки, привел противника-немца в замешательство тем, что протянул ему руку в знак приветствия, и вспомнил слова «Папы» Штамма. Тот всегда повторял ему: «Помни, чему я тебя учил. Нет ничего невозможного. Нужно всегда бороться до конца. Ты сможешь победить, только если поверишь в победу».

Начав бой, он увидел, как за спиной капо собираются поляки, работавшие на кухне. Не в последний раз он подарил им надежду в лагерных реалиях.

Элеонора Шафран-Петшиковская

Соперником был Вальтер Дюннинг, немецкий капо. Отец победил, а призом были продукты, которыми он делился с другими заключенными. В тот момент Бог его уберег, потому что Дюннинг с тем же успехом мог убить папу за то, что тот его ударил. Поединки в лагерях были очень рискованными. Это был бой по принципу: быть или не быть. Если бы он проиграл, то недолго радовался бы жизни. Бокс позволил ему выжить в лагерном аду.

Да, Петшиковский выиграл этот бой. Можно сказать, досрочно, поскольку превосходил Дюннинга в мастерстве. Атакуя, он попадал, а когда атаковал соперник — успевал уклониться. Наконец во втором раунде Петшиковский ударил противника так точно и сильно, что разбил ему нос. И сам не знал, что будет дальше. Ведь впервые в Аушвице поляк ударил немецкого капо. Но Дюннинг остановился, улыбнулся и сказал: «Нужно будет чаще организовывать такие бои. Хорошо, парень! Вижу, ты настоящий боксер. На сегодня хватит. Наконец-то я встретил достойного противника. Иди за мной!» Именно этот бой послужил стартом серии боксерских поединков в Аушвице и его подлагерях.

Некоторое время боксерские бои в концлагере Аушвиц-I проходили в месте, обозначенном красным цветом. Слева — блок № 25. Источник: Государственный музей Аушвиц-Биркенау. Коллаж: Новая Польша

«Неважно, кто победит». Главное — добавка к пайку

Вот так набирала ход боксерская карьера «Тедди» в Аушвице, а потом и в других лагерях. Он провел более 40 поединков и почти все выиграл — а проиграл лишь однажды, многократному чемпиону Голландии Лейну Сандерсу. Но хотя, конечно, эти бои становились для заключенных проблеском другой жизни — развлечение, букмекерские ставки, — победа, по большому счету, была не главным.

Лейн Сандерс

Неважно, кто победит. Кто бы из нас ни выиграл, он получит дополнительную порцию еды, которую можно будет разделить между узниками.

Они дрались за жизнь, за пищу. Сегодня это, пожалуй, трудно себе представить.

Обычно, когда Петшиковский скрещивал перчатки с немцем, заключенные, поддерживая польского боксера, наперебой кричали: «Бей немца! Бей немца!» Для них это была возможность отомстить за все мучения, бесчеловечное обращение и унижения, которые им приходилось выносить в концлагерях. Но был случай — правда, не во время сражения на ринге, — когда один из них проявил милосердие. Это был священник Максимилиан Кольбе, впоследствии канонизированный.

Элеонора Шафран-Петшиковская

Однажды папа заметил, что один из эсэсовцев кого-то избивает. Он видел, что это пожилой и слабый человек, поэтому вступился за него. Он даже не задумывался, что эсэсовец вполне может выстрелить. Оказалось, что [тот, кого избивали] это отец Максимилиан Мария Кольбе, который поразил папу, попросив его… перестать бить этого человека.

В Аушвице «Тедди» довелось встретиться не только с Кольбе, но и с другим выдающимся деятелем.

Элеонора Шафран-Петшиковская

Ротмистр Витольд Пилецкий был для папы абсолютным героем. Они вместе были в подполье. После войны, когда папа вернулся из Германии, он пошел к премьеру Юзефу Циранкевичу с просьбой отменить смертный приговор Пилецкому. Он рассказывал о его героизме, что тоже требовало смелости, ведь известно, какие были времена. К сожалению, к его просьбам не прислушались, и Витольд Пилецкий был казнен. В 1991 году папа участвовал во встрече в Освенциме, где услышал, что Витольд Пилецкий «реабилитирован». Его это сильно тронуло. Так сильно, что в течение недели он умер от сердечного приступа…

В 1943 году Петшиковского перевели в Нойенгамме. Третьим же и последним лагерем, в котором находился в заключении Петшиковкий, стал Берген-Бельзен. 15 апреля 1945 года он — как и другие заключенные — был освобожден оттуда британскими солдатами. Боксер присоединился к танковой дивизии генерала Станислава Мачека, при этом продолжив занятия спортом — он проводил занятия для солдат, а иногда и выходил на ринг. Вскоре Петшиковкий вернулся в Польшу. Наконец-то свободным.

Скромный учитель

В Аушвиц попало немало боксеров, и их судьбы сложились по-разному. Кому-то повезло после войны успешно продолжить профессиональную карьеру: например, Гершель «Гарри» Хафт даже дрался со знаменитым Рокки Марчиано. А что Петшиковский?

Тадеуш Петшиковский

В Польшу я вернулся в 1947 году, затем была учеба в Академии физического воспитания и работа в сфере образования. Я выбрал школьный спорт, чтобы таким образом отдать долг тем, кто служил для меня примером, учителям, продолжая их педагогический труд на благо молодого поколения.

Его воспоминания звучат очень естественно и скромно. А ведь история Петришковского поистине впечатляющая, недаром он стал героем фильмов — например, биографического «Чемпиона». А в документальной картине «Свободный ринг» роль «Тедди» в игровой инсценировке исполнил его внук Якуб Шафран. Его даже не потребовалось гримировать.

Якуб Шафран

Я жалею, что мне не довелось узнать его лично. Я появился на свет 10 апреля 1991 года, а дедушка умер 18 апреля… Непосредственно от него у меня осталось на память лишь письмо с поздравлениями, которое получила от него моя мама. В нем дедушка выражал радость по поводу моего рождения. Но он так и не увидел меня.

Картины Тадеуша Петшиковского. Источник: Государственный музей Второй мировой войны в Гданьске

До конца жизни Петшиковский продолжал рисовать. В мае 2021 года в Музее Второй мировой войны в Гданьске прошла выставка его работ.

Перевод Владимира Окуня

16 декабря 2021
Антоний Цихий

Журналист. Сотрудничает с интернет-порталом TVP Sport. Корреспондент на чемпионатах мира и Европы, а также теннисных турнирах Большого шлема. Переводил книгу Марии Шараповой «Неудержимая».