1990-е годы в польской киноиндустрии — это десятилетие застоя и штампования подобия голливудских боевиков. Однако в начале XXI века отрасль стала возрождаться , во многом благодаря появлению в 2002 году Польского института киноискусства, целью которого стало финансирование производства фильмов, помощь молодым режиссерам и продвижение польского кино за рубежом. Теперь польский кинематограф может похвастаться множеством новых талантливых имен и свежими шедеврами классиков. Рассказываем о десяти польских фильмах последнего двадцатилетия, которые можно считать самыми выдающимися.
День психа / Dzień świra (2002)
Фильмы режиссера Марека Котерского связаны один и тем же персонажем — Адасем Мяучиньским , польским интеллигентом-неудачником, который кочует из фильма в фильм: всякий раз это немного иной человек, но тот же образ.
«День психа» рассказывает об одном дне Адася: в этом фильме он — учитель польского языка и литературы , который ненавидит весь мир вокруг. Это горькая комедия о пятидесятилетнем нереализованном романтике, чья тонкая душевная организация не выносит ежедневной рутины. Мяучиньский переживает самую настоящую внутреннюю драму: большая часть его жизни прожита напрасно. Единственная отрада в жизни Адася — мечты о ласковой, постоянно нахваливающей его прекрасной женщине. «День психа» считается одним из главных польских фильмов двухтысячных и разобран на цитаты.
Площадь спасителя / Plac Zbawiciela (2006)
Творческий дуэт супругов Кшиштофа Краузе и Иоанны Кос-Краузе оказал огромное влияние на развитие польского кино XXI века. «Площадь спасителя» — первый фильм , где они вместе выступили в роли режиссеров. В одном из своих интервью Краузе говорит о том, что эта картина создавалась в результате их диалога, диалога между женщиной и мужчиной.
Социальная драма «Площадь Спасителя» рассказывает о семейной паре , которая вложила все свои сбережения в строительство жилья и оказалась обманутой обанкротившимся застройщиком. На глазах у зрителей разворачивается маленькая трагедия одной семьи, попавшей в жернова системы. Документальная подглядывающая манера съемки, крупные планы актеров и их натуральная игра в какой-то момент создают ощущение полного присутствия в фильме, отчего зритель переживает разворачивающуюся на экране историю особенно остро. «Площадь Спасителя» по праву считается одним из лучших польских фильмов. Подтверждают это и многочисленные награды на кинофестивалях в Гдыне, Вальядолиде и Триесте.
В темноте / W ciemności (2011)
Режиссер Агнешка Холланд — живая легенда польского кинематографа , трехкратный номинант на Оскар, обладательница различных мировых призов и кинопремий. В юности она ассистировала Кшиштофу Занусси , писала сценарии для Анджея Вайды. Большое влияние на Холланд оказала проза Милана Кундеры и «суровая» метафизика чешского кино.
«В темноте» (название фильма также иногда переводят как «Во мраке» или «Укрытые») — история о работнике львовской канализации , который во время Второй мировой войны прячет группу евреев. Холланд не спекулирует на теме Холокоста, разделяя героев на хороших и плохих; в ее взгляде нет места мученичеству и политкорректности. «В темноте» — номинант на Оскар, лауреат премий в фестиваля в Вальядолиде и Европейской киноакадемии.
Роза / Róża (2011)
Войцех Смажовский — наиболее бескомпромиссный режиссер польского остросоциального кино. Он редко жалеет своих героев , обрушивая на них лавину трудностей и бед и методично наблюдая за тем, как они из этого всего выпутываются. Тем не менее, Смажовский делает это не беспричинно. Темы, которые он поднимает в своих фильмах, действительно очень болезненные и травматичные для всего бывшего соцлагеря.
Фильм «Роза» рассказывает о любви поляка Тадеуша , вернувшегося с войны, и вдовы немецкого солдата Розы. История разворачивается на Мазурах, территории, которая до войны была немецкой, а после «огнем и мечом» Советского Союза превратилась в польскую. Картина повествует о трагедии населения Мазур , которые уже не могут называть себя немцами, но и не ощущают себя поляками.
Ида / Ida (2013)
Невозможно говорить о современном польском кино и не упомянуть фильмы Павла Павликовского. Родившись в Варшаве , он в четырнадцатилетнем возрасте эмигрировал в Великобританию, делал документальные фильмы в России, удивлял кинокритиков своим дебютом на крупнейших киносмотрах в Торонто и Санденсе, работал с мировыми кинозвездами, а потом вернулся в Польшу и снял две своих выдающиеся картины — «Ида» и «Холодная война».
«Ида» рассказывает о Польше 60-х годов XX века. Готовясь принять монашеский обет , молодая послушница Анна узнает о том, что ее настоящее имя — Ида, а родители были евреями, убитыми во время войны. Вместе со своей тетей девушка отправляется на поиски могилы родителей. Это путешествие поставит под сомнение веру героини, прояснит ее прошлое и определит будущее. Фильм запоминается притягивающим внимание черно-белым изображением, минимализмом, нетрадиционным построением кадра, камерой, как будто играющей на чувствах зрителя, огромными карими глазами дебютантки Агаты Тшебуховской и сюжетом, оставляющим пространство для интерпретаций. «Ида» получила Оскар как лучший фильм на иностранном языке.
Холодная война / Zimna Wojna (2018)
Премьера фильма «Холодная война» Павликовского состоялась на Каннском кинофестивале и завершилась 18-минутной овацией зала. Там же в Каннах он получил приз за лучшую режиссуру. Далее было три номинации на Оскар , пять призов Европейской киноакадемии и национальная кинопремия Испании «Гойя». В основе фильма лежит история любви родителей Павликовского, развивающаяся на фоне политической ситуации в Польше и всей Европе.
Среди разрухи послевоенной Польши дирижер Виктор проводит в деревнях отбор исполнительниц в ансамбль народной песни. На прослушивание приходит Зула , с которой у Виктора моментально вспыхивает роман. В условиях политической нестабильности и железного занавеса, разделяющего Восточную и Западную Европу, противоположные по характеру герои разъезжаются и затем в течение десятилетий встречаются — в Париже, Югославии... Элегантное, поэтичное черно-белое кино запоминается операторской работой, филигранным сюжетом, красивым саундтреком — народными песнями, сменяющимися запрещенным в те времена джазом, — и магнетичным дуэтом Иоанны Кулиг и Томаша Кота.
Желание жить / Chcę się żyć (2013)
Режиссер Мацей Пепшица снимает фильмы на своей малой родине , в Силезии. Тем самым он борется с укоренившимся у поляков стереотипом , что это бесперспективный и нищий регион. Фильм «Желание жить» основан на реальных событиях, которые запечатлела в своем документальном кино «Как бабочка» подруга Пепшицы Эва Пента. После смерти Эвы режиссер решил посвятить ей игровую ленту с тем же сюжетом.
«Желание жить» рассказывает историю Матеуша , больного церебральным параличом. Доктор называет его «овощем», сестра — дебилом, брат лупит по лицу, думая, что Матеуш все равно ничего не поймет, а подруги матери не стесняются перед ним переодеваться, оголяя грудь. «Желание жить» — это польский Форрест Гамп, только менее слащавый и более реалистичный.
Боги / Bogowie (2015)
Лукаш Пальковский (Палковски) был режиссером комедий и сериалов и не очень выделялся в кинематографической среде , пока не снял фильм «Боги». В 2015 году эта лента принесла ему гран-при Национального польского кинофестиваля в Гдыне и кардинально поменяла положение режиссера в мире польского кино.
«Боги» — это история упрямого польского кардиохирурга Збигнева Религи , который в 1985 году сделал первую в Польше операцию по пересадке сердца. С каждой минутой фильма герой все больше завоевывает зрительские сердца своим бунтарством, упорством, уверенностьюв себе, прогрессивностью, профессионализмом, самоотверженностью и неуемным желанием спасать человеческие жизни, делая все возможное и невозможное. Збигнев Релига с сигаретой в зубах лихо давит на педаль машины скорой помощи, преодолевает враждебность коллег, финансовые проблемы, непонимание со стороны родных и консерватизм польского общества, чтобы показать нам всем, как важно верить в себя и не сходить с выбранного жизненного пути. Блестящая игра Томаша Кота, постоянно держащий в напряжении сюжет и отличная операторская работа делают фильм одним из самых знаковых за последние 20 лет.
Тело Христово / Boże Ciało (2019)
Режиссер Ян Комаса — яркий представитель польского молодого поколения , обладатель множества наград и кинопремий. После своего громкого дебюта «Зал самоубийц» в 2011 году он какое-то время снимает военные фильмы и сериалы, но в 2019-м возвращается в большое кино с картиной «Тело Христово». Она завоевывает награду Венецианского кинофестиваля , покоряет Европу, забирает десять наград на кинофестивале в Гдыне, получает номинацию на Оскар и занимает прочное место в списке лучшего мирового кино последних 20 лет.
«Тело Христово» рассказывает о заключенном Даниэле , который после освобождения должен отправиться на лесопилку в провинциальном городке. По стечению обстоятельств мечтающий служить Богу Даниэль занимает место заболевшего священника и полностью меняет отношение прихожан к религии, ближнему и к себе. Двадцатилетний бритоголовый юноша с огромными голубыми глазами хорошо оттеняет жадность местных чиновников , молодежную безнадегу и наркоманию, лицемерное благочестие и тотальную нелюбовь. «Тело Христово» — болезненная, но в то же время невероятно красивая, великолепно сыгранная и лаконично рассказанная история о поиске любви внутри себя.
Как можно дальше отсюда / Jak najdalej stąd (I never cry) (2020)
Петр Домалевский — не только отличный актер , но и подающий надежды режиссер, который ворвался в мир киноиндустрии со своим дебютом «Тихая ночь», сразу же завоевав семь наград кинофестиваля в Гдыне. Недавно на Netflix вышел популярный польский сериал Sexify , где Петр выступил в роли автора сценария и режиссера.
Фильм «Как можно дальше отсюда» — история о девочке-подростке , которая вынуждена отправиться в Великобританию за телом своего отца, погибшего на заработках. Домалевский стал первым режиссером, поднявшим тему «евросирот» — детей, чьи родители уехали работать за границу и фактически исчезли из их жизни. Эта проблема, как и вообще вопрос эмиграции на Запад, — щепетильная и важная для многих поляков. Характерная синева изображения, подвижная камера и дерзость, с которой героиня врывается в строгие британские учреждения — беспроигрышный образец современного европейского кино.