В молодости Анджей Вайда хотел стать художником. Он учился в краковской Академии изящных искусств , но впоследствии, все же, выбрал кино и в 1953 году окончил Лодзинскую киношколу.
Режиссер дебютировал картиной «Поколение» (Pokolenie , 1955), которая рассказывает о рабочей молодежи из варшавских предместий во время гитлеровской оккупации. Потом появился «Канал» (Kanał, 1957) — фильм о последних часах Варшавского восстания и трагической судьбе повстанцев. И тема , и новаторский стиль позволили критикам называть Вайду одним из основателей польской киношколы. «Канал» получил Серебряную пальмовую ветвь на Каннском кинофестивале.
В основу третьей ленты военной трилогии , «Пепел и алмаз» (Popiół i diament, 1958), лег одноименный роман Ежи Анджеевского, однако режиссер сместил акценты, сделав главным героем бывшего солдата Армии Крайовой Мацея Хелмицкого, роль которого исполнил Збигнев Цыбульский.
Фильм «Пепел» (Popioły , 1965) по одноименному роману Стефана Жеромского вызвал бурные дискуссии в польском обществе, потому что фактически развенчал миф о польских солдатах в составе армии Наполеона. Вайда представляет их, скорее, жертвами наполеоновской политики, не избегая при этом темы участия поляков в подавлении восстания рабов на острове Сан-Доминго и истреблении испанского населения.
Лента «Свадьба» (Wesele , 1972) по драме Станислава Выспяньского получила признание зрителей и критиков. Очередным успехом стала «Земля обетованная» (Ziemia obiecana , 1974) по одноименному роману Владислава Реймонта, в котором показаны противоречия капитализма ХІХ века в Лодзи. Роли молодых капиталистов исполнили Даниэль Ольбрыхский , Войцех Пшоняк и Анджей Северин, а музыку написал Войцех Киляр. Фильм был номинирован на «Оскар».
В 1975 году Анджей Вайда и Кшиштоф Занусси выступили против ограничений творческой свободы в ПНР , которые вынуждали молодых кинематографистов чаще обращаться к историческим темам, а не к современным. Затем Вайда снял политическую драму «Человек из мрамора» (Człowiek z marmuru, 1976), которая рассказывает о временах сталинских репрессий в Польше. В роли журналистки снялась Кристина Янда. Фильм получил награду Международной федерации кинопрессы FIPRESCI в Каннах. Картина стала манифестом «кино морального беспокойства».
Впоследствии Вайда развил тему рабочего антикоммунистического движения в «Человеке из железа» (Człowiek z żelaza , 1981). Режиссеру удалось завершить работу над лентой до введения военного положения. Фильм был номинирован на «Оскар» и удостоен Золотой пальмовой ветви на Каннском кинофестивале. В 2000 году Анджей Вайда стал первым польским режиссером , получившим премию «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
В 2013 году режиссер снял картину о лидере антикоммунистической оппозиции Лехе Валенсе. «Валенса. Человек из надежды» (Wałęsa. Człowiek z nadziei) завершает трилогию , посвященную антикоммунистическому сопротивлению поляков.
Фильм «Катынь» (Katyń , 2007). Анджей Вайда таким образом отдал дань памяти отца, узника советского лагеря в Старобельске , убитого в Харькове. Фильм также был номинирован на «Оскар».
Последним фильмом Вайды стали «Послеобразы» (Powidoki) , история художника Владислава Стржеминского — одного из лидеров польского авангардизма в межвоенный период. Мировая премьера ленты состоялась 10 сентября 2016 года на международном кинофестивале в Торонто, а на польские киноэкраны она вышла 13 января 2017 года — после смерти режиссера.
- Я живу тем , что будет завтра — сегодня уже было.
- Я живу долго , я сделал много фильмов, некоторые зарифмовались с ожиданиями зрителей. Я хочу работать так долго, насколько хватит моих физических возможностей. Работать с большим количеством людей, какой является съемочная группа, отвечать на их вопросы, заряжать их своей энергией.
- Мое самообразование начиналось во время войны , потому что с обучением тогда тоже было трудно. Немцы уничтожили библиотеки, фонды. То, что не приносило им пользу, последовательно истреблялось. Поэтому книги, которые мы читали, были случайными — где-то, кто-то, что-то… Я прочитал «Происхождение человека…» Дарвина, когда мне было пятнадцать лет. Эта книга произвела на меня огромное впечатление, она сформировала меня, открыла мне мир. Кто-то наверняка нашел другие книги и узнал что-то еще.
- После войны и немецкой оккупации наступили перемены. Но не те , которых мы ждали. Мы рассчитывали оказаться на стороне западных стран и за это боролись в Польше и за границей. Не так все должно было быть, не так должна была закончиться война. Эта трагическая глобальная конфронтация с реальностью сделала нас слишком зрелыми для нашего возраста. Когда мне исполнилось тридцать лет, я полагал — у меня тогда было такое чувство, — будто все, что мне следовало узнать о жизни, я уже узнал. Однако мы стали зрелыми не только для самих себя, но и для фильмов, которые мы делали. Эти фильмы создавались из осознания нами того, что мы пережили, что мы увидели, что произошло в нашей жизни.
- Искусство всегда должно быть вовремя и обращаться к реальности.
- Польское кино стало более выразительным , более образным, в частности потому, что цензура жестоко преследовала слова и многого нельзя было сказать прямо. Но если мы находили художественную метафору, понятную зрителю, образы, которые намекали ему на то, что мы хотим сказать что-то другое, тогда кино приобретало совсем иной смысл.
- Нередко самое главное удается разглядеть не сразу.
- Искусство позволяет иметь свой собственный взгляд и отстаивает право на него. Великие художники , которые создали великие творения, например, Ван Гог, не были замечены при жизни, потому что их время еще не наступило. Искусство создается бессознательно. Кто-то движется в определенном направлении и ждет, что мы восхитимся его свободой, его независимостью, его уникальным видением мира.
- Режиссер , создавая фильм, ждет отклика от зрителя. Я делаю фильмы не для себя. Разумеется, сперва фильм возникает как моя фантазия, смутная догадка, и у меня есть странное предчувствие, что кто-то ждет этот фильм. Однако у меня нет задачи сделать фильм, который нравится зрителю. Это совсем другое. Фильм, который понравится зрителю заказывает продюсер, прикидывающий в уме, знающий, что «эта тема с такими-то актерами, снятая таким-то режиссером на такие-то деньги», окупится, принесет двух-, трех, а то и четырехкратную прибыль. Фильмы, которые делаю я, возникают из моей потребности в диалоге со зрителями. Я создаю фильмы не для себя и не для того, чтобы фильм удовлетворил только меня. Самое важное — встретился ли он со зрителем, ждал ли его зритель.
- Искусство должно быть , прежде всего, аутентичным и искренним.
- Кино должно быть зеркалом , отражающим реальность.
- Кино — это вид искусства , обладающий самым массовым воздействием.
Перевод Ольги Чеховой