Места

История одного храма. Николаевский костел в Киеве

Николаевский костел. Фото: Константин Брижниченко / Википедия

Николаевский костел. Фото: Константин Брижниченко / Википедия

О самой известной римско-католической святыне украинской столицы.

Монументальный Николаевский костел — одна из сакральных достопримечательностей Киева. Судьба этого храма тесно связана с историей польской общины украинской столицы , а также с именем выдающегося архитектора Владислава Городецкого.

Католики Киева и их храмы

В ХІІ веке в Киеве существовал лишь один польский квартал. После заключения Люблинской унии число поляков , переселявшихся в Украину и, в частности, в Киев, возросло, поэтому местная римско-католическая община существенно увеличилась. В конце ХІХ столетия ее по-прежнему составляли почти исключительно издавна жившие в городе поляки — к этому моменту община насчитывает приблизительно 35,5 тысячи человек, и в единственном на тот момент костеле Святого Александра ей становится тесно. Поэтому принимается решение о постройке нового храма.

Исторически современный Николаевский костел — пятый католический храм в Киеве. Известно , что первый костел, носивший имя Девы Марии, существовал здесь еще во времена Киевской Руси (ХІІ–ХІІІ век), с 1610 по 1648 года действовал костел Святого Николая на Подоле, в 1799–1817 годах — костел Святого Николая в Печерском районе, а в 1842 году был открыт костел Святого Александра.

В 1890-е годы Киевская городская дума выделила под новый римско-католический храм место на Большой Васильковской улице (сейчас это дом 75) , а министр внутренних дел Иван Горемыкин, обращаясь к генерал-губернатору Алексею Игнатьеву, дал официальное разрешение римо-католикам Киева построить новый костел.

Проект Николаевского костела. Источник: Архитектурная энциклопедия Гавриила Барановского

О том , как утверждался проект костела, можно было бы написать отдельную статью. Лучшим признали проект инженера Станислава Шпаковского, однако из-за его же ошибки на генеральном плане участка замысел не утвердили. Не был воплощен и проект П. Гиппиуса, получивший первую премию. В итоге экспертная комиссия из 12 человек решила реализовать идею Станислава Воловского.

Дмитро Малаков , краевед

Принимая во внимание явное отсутствие практического опыта у молодого инженера Станислава Воловского , было решено поручить рабочее проектирование, руководство и надзор за строительством костела [на основе эскиза Воловского] уже хорошо известному архитектору Владиславу Городецкому.

Архитектор с обезьянкой

Станислав Воловский в то время только учился в Институте гражданских инженеров в Санкт-Петербурге , ему не хватало опыта, а 35-летний Владислав Городецкий уже получил известность как архитектор.

Владислав Городецкий. Источник: Википедия

Истинный денди , поляк Владислав Городецкий разгуливал по Киеву в костюмах, пошитых у лучших мастеров, часто — с обезьянкой на плече. В начале своей карьеры шляхтич выполнял первые архитектурные заказы (проект тира и павильон) бесплатно — чтобы стать знаменитым. Сегодня его назвали бы гениальным пиарщиком, селфмейдменом и мастером креатива. Городецкий одним из первых в Киеве покупает автомобиль. Он пишет акварели, путешествует по миру от Сибири до Африки, создает гравюры и даже проектирует платья для любимой жены. Но все же главной страстью его жизни остается архитектура.

К моменту начала работы над костелом Городецкий уже построил в Киеве немало значительных сооружений: Южно-русский машиностроительный завод , собственный цементный завод «Фор», здания на Николаевской улице (сегодня — улица Архитектора Городецкого), заканчивал работу над зданием Художественно-промышленного и научного музея (сейчас это Национальный художественный музей Украины), основал собственную контору строительства канализации. А вот знаменитый «дом с химерами» здание в стиле модерн по адресу Банковая, 10 тогда еще не был возведен — его строительство начнется в 1901 году.

В те годы в Киеве часто бывало так , что эскиз создавал инженер из Санкт-Петербурга или Москвы, а дорабатывали и воплощали его уже киевские архитекторы. Именно так, например, строили Художественно-промышленный и научный музей (эскиз разработал московский архитектор Бойцов, а проектными работами и строительством занимался Городецкий). Так было и в случае Николаевского костела.

Работая над храмом , Владислав Городецкий особое внимание уделял архитектурному стилю.

Дмитрий Малаков

Незаурядный талант стилизатора и здесь не подвел Городецкого. Наиболее существенные изменения он внес в архитектонику главного западного фасада — при этом как всегда предельно тактично обошелся с работой предшественника.

Николаевский костел. Фото: Александр Михайлик

Городецкий добавил в проект Воловского ряд важных деталей — окно-розу , башню над средокрестием — и сделал богаче декор фасада. Примечательно, что архитектор «приблизил» фасад киевского костела св. Николая к Вотивкирхе (Votivkirche) — одному из самых красивых сооружений Вены, возведенному в 1856–1879 годах по проекту архитектора Генриха фот Ферстеля. О том, что Владислав Городецкий во время поездки в Вену рисовал Вотивкирхе, вспоминал профессор Владимир Леонтович.

Дмитрий Малаков

Благодаря таланту и вкусу архитектора Владислава Городецкого киевский римско-католический костел приобрел черты образцовой готики.

8 августа 1899 года во время торжественного богослужения (с участием епископа Луцко-Житомирской епархии Болеслава Клопотовского и 22 священников) был заложен первый камень костела.

Долгие десять лет строительства

Строительными работами руководил известный киевский подрядчик Лев Гинзбург. Храм возводили всем миром: меценат и глава комитета по строительству Леопольд Янковский трижды лично вносил по десять тысяч рублей , столько же внесли члены комитета графы Браницкий и Потоцкий. Богатые жертвователи давали по 1 000, 10 000, 25 000 рублей, а простые верующие — по 1, 5, 10, 20, 50... Для сравнения: в 1913 году килограмм ржаного хлеба стоил 8 копеек, литр молока — 11 копеек, курица — 50 копеек. За 67 рублей можно было купить коня, а за 5500 — дом.

Имена благотворителей — и богатых меценатов , и простых прихожан — публиковали киевские и варшавские газеты.

К началу 1910 года на храм пожертвовали суммарно 500 тысяч рублей — невероятная для того времени сумма.

В процессе работы строители столкнулись с инженерными сложностями: земля , на которой возводился костел, была переувлажненной. Пришлось искать способ решения проблемы. Так впервые в Европе при закладке фундаментов костела применили набивные бетонные сваи, изобретенные киевским инженером Антоном Страусом. Вообще при постройке храма использовали много и бетона, и железобетона. Скульптуры изготовили в мастерской Элио Сали, знаменитого итальянского скульптора, работавшего в Российской империи.

Посередине входного портала поместили статую Богородицы с младенцем Иисусом. На фронтоне — распятие , скульптуры Девы Марии, Марии Магдалины и Иоанна Крестителя. А венчает фронтон Архангел Михаил — покровитель Киева.

Дмитрий Малаков

Наверное , не будет преувеличением, если я скажу, что скульптуры, украшающие костел — вершина мастерства Элио Сали, и что архитектурно-пластическое решение всего здания — безупречный образец творческого содружества скульптора и архитектора.

Спустя десять лет строительства здание костела приобрело форму удлиненного григорианского креста , в высоту оно достигало 55 метров и было рассчитано на 2 000 человек. Храм торжественно освятили 6 декабря 1909 года.

Польско-французский приход

Открытка начала ХХ века. Источник: архив Александра Михайлика

Юридически приход был образован 4 октября 1910 года , когда епископ Карл Недзялковский официально разделил Киевский приход на два: святого Александра и святого Николая. Первым настоятелем был Юзеф Ян Жмигродский, викариями — родной брат настоятеля Людвиг Жмигродский и Рышард Шишко-Богуш.

Любопытно , что Николаевский костел стал духовным центром не только для поляков, но и для католиков-французов. По состоянию на 1897 год в Киеве проживало 128 французов и 366 француженок — преимущественно гувернеры и гувернантки, преподаватели, врачи и представители других интеллектуальных профессий.

В первые же годы своего существования Николаевский костел стал важной архитектурной доминантой всего района Новое строение. Историческая местность Киева (укр. Нова Забудова), возникшая в 30–40-х годах XIX века.

«Спутник по г. Киеву» , 1913 год

Миновав Троицкую площадь , вы увидите величественные и строгие очертания нового римско-католического костела Святого Николая.

Фасад, выдержанный в строго готическом стиле, украшенный двумя большими и одной маленькой башнями и многочисленными скульптурами, напоминает знаменитую Votiv Kirche в Вене.

Как мы видим , современники прекрасно знали о венском прототипе киевского костела.

В 1916 году в Николаевском костеле насчитывалось 3 075 взрослых активных прихожан. А в 1918 году , в связи с тем, что в бурные годы Украинской революции в Киеве оказалось много католиков, количество прихожан составляло 16 283 человека.

Нашествие красных

Советская власть сразу же начала наступление на костел. В апреле 1919 года впервые арестовали Юзефа Яна Жмигродского. Общине пришлось создать так называемый синдикат , чтобы костел оставался открытым для прихожан. Юридическое управление приходом таким образом переходило в руки самих верующих. Духовенство лишалось юридических прав — правовыми вопросами, как и экономическими, занимался синдикат.

Польские военные у стен костела , 1920. Источник: Викиванд

В конце 1929 года Юзеф Ян Жмигородский снова стал настоятелем , но уже в январе 1930-го его арестовали и приговорили к семи годам тюрьмы. В июле 1935-го священник умер в заключении.

Власть закрыла костел , приход официально перестал существовать. Как указано в документе того времени, за «отсутствием служителя религиозного культа — ксендза». Здание было «отведено под использование для общественных нужд»: в опустевшем и разграбленном костеле размещались склады различных учреждений.

Несакральная жизнь храма

Во время Второй мировой войны в результате артиллерийского обстрела города в костеле вспыхнул пожар. Пострадало внутреннее убранство , пламя уничтожило большинство витражей, орган и первоначальное покрытие пола. Как известно, Бога в СССР не было, поэтому в ноябре 1945-го здание передали под Киевский государственный областной архив.

В башнях храма коммунисты обустроили станцию , глушившую зарубежные радиоволны, в частности «Радио Свобода» и ВВС.

Советскую власть не заботила культурная ценность сооружения: между восточными и западными колоннами возвели кирпичные стены , аутентичные витражи уничтожили. Сооружение то вносили в перечень памятников архитектуры (1956), то вычеркивали из него (1963), однако там по-прежнему размешался архив, а на башнях красовались радиоантенны.

Орган в Николаевском костеле , 1980 год. Источник: архив Александра Михайлика

Только в 1970-х годах с башен убрали антенны , а само здание начали переоборудовать под Республиканский дом органной и камерной музыки. Реставраторы восстановили черепичную крышу, облицевали фасад керамической плиткой. Примечательно, что это планировал сделать еще Владислав Городецкий, но ему не хватило средств. Пол вместо керамической плитки застелили паркетом, а в подземелье обустроили помещение для артистов, гардероб, туалет и бар. Вместо алтаря установили орган производства чехословацкой фирмы Rieger-Kloss на 3 945 труб и 55 регистров. Первый концертный сезон в Республиканском доме органной и камерной музыки начался 8 февраля 1981 года.

Новая жизнь старой святыни

В конце 80-х годов верующие потребовали вернуть им храм. Положительного решения они не добились , поэтому 29 сентября 1991-го первое богослужение прошло под стенами костела. Мессы служили под открытым небом течение трех месяцев, и наконец власти официально разрешили молиться внутри храма.

С 1992 года прихожане и Дом органной и камерной музыки используют храм по очереди. Община может проводить службы в самом храме только по воскресеньям , а в остальные дни — в подземном помещении.

Министерство культуры еще тогда , в начале 1990-х, обещало передать костел общине в безраздельное пользование, однако этот вопрос до сих пор остается нерешенным. По распоряжению Кабинета министров от 2020 года, Национальный дом органной и камерной музыки Украины должен переехать в другое помещение, соответственно, планируется, что не позже 2023 года костел Святого Николая полностью перейдет к верующим.

Святой Николай в огне

Пожар в Николаевском костеле. Источник: Министерство культуры и информационной политики Украины

3 сентября 2021 года о киевской католической святыне заговорил весь мир: одной из главных тем в СМИ стал вспыхнувший там пожар. В отличие от собора Нотр-Дам , с которым в эти дни часто сравнивали храм Святого Николая, само здание (за исключением кровли) почти не пострадало. А вот уникальный чехословацкий орган полностью сгорел. Органный дом остался без инструмента.

В течение нескольких дней после пожара украинские компании собрали в общей сложности около 25 миллионов гривен (около 814 тысяч евро) на восстановление костела. Мы становимся свидетелями того , как, пусть и в результате печального события, начинается новая страница в истории храма. Сегодня он находится в центре внимания. Что дальше: долгожданная реставрация, полная передача костела римско-католической общине? Покажет время.

Перевод с украинского Ольги Чеховой

15 декабря 2021