В польском законодательстве официально фигурируют всего четыре этнических меньшинства: лемки , ромы (цыгане), татары и караимы. Этническое меньшинство определяется как группа с идентичностью , отличной от доминирующей на данной территории, но не имеющая государственных традиций или устремлений, что отличает такую группу от национальных меньшинств. Конечно, решение о том, за кем государство признает официальный статус меньшинства, а кому в этом отказывает (например, силезцам или кашубам) , носит политический характер, но это уже другой вопрос. Сейчас мы обратим наше внимание на самою маленькую из вышеупомянутых групп: караимов. Правда, определить их точную численность довольно сложно, но по разным оценкам она составляет от нескольких десятков до чуть более трехсот человек.
Кто же такие караимы? Хотя они веками живут среди поляков , о них мало кому известно. Представители этой общины нередко вынуждены объяснять, что они вовсе не выходцы с Карибских островов. Польское называние островов, Karaiby, отличается от караимов всего одной буквой Давайте же проследим происхождение и историю польских караимов , а также узнаем о жизни этого этнического меньшинства в наше время.
Религиозное и этническое происхождение
Религия караимов основана на Священном Писании и Десяти заповедях — «Законе , данном Богом Моисею на горе Синай». Звучит знакомо? Но это описание не иудаизма, а караимской религии. Ведь фундамент у них общий, и многие караимы станут утверждать — не без оснований, — что это как раз они исповедуют «чистую» веру Моисея. Ключевым моментом является отношение к позднейшей иудаистской традиции. Караимы отвергают толкование Писания, вошедшее в Талмуд, — то есть свод комментариев к Закону Моисееву, сложившийся в первые века нашей эры. Религия караимов предполагает, что каждый верующий читает и толкует Писание самостоятельно. Священнослужитель (газзан) только председательствует на молитве. В первом тысячелетии от Рождества Христова в еврейской диаспоре противоборствовали талмудическое (раввинистическое) и караимское течения (слово «караим» на древнееврейском означает «читающие»). Главной фигурой антиталмудической фракции считается Анан бен Давид, проповедовавший в Месопотамии (современный Ирак) в VIII веке. На Ближнем Востоке и по сей день существуют последователи его учения.
Но что связывает давний раскол в иудаизме с нынешней этнической группой? Честно говоря , связь эта до сих пор не вполне ясна. Согласно наиболее популярной гипотезе, связующим звеном был Хазарский каганат — государство группы тюркских племен, существовавшее в VII–IX веках в причерноморских и прикаспийских степях.
Часть хазарской элиты приняла иудаизм , что было единственным в истории случаем такого обращения. Так на юго-востоке Европы появились различные ответвления Моисеевой веры, включая и караимскую религию.
Основным местом поселения караимов — тюркских последователей учения Анана — стал Крым. Караимы играли важную роль в татарском Крымском ханстве — как в Средневековье , так и в последующие века. Свидетельством тому может служить заброшенный скальный город Чуфут-Кале, чрезвычайно ценный для караимской традиции.
Таким образом , караимы сочетают антиталмудический подход к Моисееву закону с тюркским этническим происхождением. Это происхождение до сих пор находит свое выражение в караимской культуре, обычаях и кухне, а также в языке. Он входит в кыпчакскую группу тюркских языков. Его ближайшими родственниками являются крымско-татарский и кавказские языки: кумыкский и карачаево-балкарский.
История караимов на землях Речи Посполитой
Еще в Средние века караимы из Крыма основали несколько центров на территории Руси и Литвы. Как гласит традиция , история общины на Червонной Руси, в Галиче, восходит к XIII веку и правлению короля Даниила Галицкого. Предположительно, 1397 году великий князь литовский Витовт привез караимов в Литву, поселив их в Троках (современный Тракай) и у северной границы с государством Тевтонского ордена в Ливонии, в районе Паневежиса. Также в конце XIV или в XV веке караимы прибыли в Луцк на Волыни. Легенды говорят, что тогдашние караимы особенно преуспевали на военной службе, но сохранившиеся источники указывают на мирные занятия: образование, торговлю, ремесла и сельское хозяйство.
Караимы жили небольшими группами среди славянского христианского населения. У каждой общины был свой молитвенный дом (кенеса) и кладбище. С конца XIV века все города за пределами Крыма , где жили караимы, находились под властью Ягеллонов, а затем Речи Посполитой.
Особое положение караимы занимали в Троках , одном из главных центров формирования Литовского государства. В 1441 году Казимир Ягеллончик даровал местной караимской общине Магдебургское право, обеспечивающее самоуправление во главе с собственным войтом (градоначальником). Это единственный известный случай, когда такое право было предоставлено нехристианскому населению. С тех пор в Троках функционировали два города: христианский и караимский. Это было не только юридическое, но и пространственное разграничение. Караимы занимали — что говорит о многом — наиболее выдающуюся между озерами часть полуострова, в непосредственной близости от двух великокняжеских замков и стратегического моста через самую узкую часть водоема (где они собирали богатую пошлину). Они также строго соблюдали закон, запрещавший раввинистическим иудеям (равванитам) селиться в городе.
Отношения между караимами и евреями были сложными , но общество и власти Речи Посполитой не разбирались в различиях между этими двумя группами. В документах того времени караимов называли евреями, и иногда только из контекста можно понять, о какой группе идет речь («трокские евреи» — это всегда караимы, поскольку только они могли там жить). Караимы также подлежали общему с евреями налогообложению, являвшемуся предметом постоянных споров. На землях Речи Посполитой не угасала также давняя доктринальная полемика между караимами и талмудистами.
Эпидемия чумы в начале XVIII века стала для караимов великим бедствием. Во всей Речи Посполитой потери были огромны , но для маленьких общин они оказались особенно тяжелыми. Троки потеряли почти всех своих жителей, и потребовалось много десятилетий, чтобы восстановить население. Караимы — одни из немногих, кто до сих пор помнит о жертвах эпидемии.
Караимы в составе Российской империи и после ее распада
Разделы Речи Посполитой полностью изменили жизнь польско-литовских караимов. Начало было трудным: потеря прежних привилегий , столкновения с более деспотичными властями, а также отделение общины в Галиче (австрийский раздел) от остальных, оказавшихся под властью России. Однако со временем караимы сумели воспользоваться большими возможностями, открывшимися в империи Романовых. Жизнь в едином государстве способствовала оживлению контактов между польско-литовскими общинами и Крымом.
В 1863 году караимов уравняли в правах с христианским населением. С тех пор стали весьма динамично развиваться караимские предприятия , связанные, в первую очередь, с табачной промышленностью.
К концу XIX века караимы контролировали половину этой прибыльной отрасли во всей империи. Именно с этой деятельностью связано появление караимов в Варшаве , где к концу XIX века возникло даже караимское кладбище.
Растущее благосостояние позволило финансировать строительство множества новых кенес в разных городах империи. Несмотря на свои небольшие размеры , они обретали эффектные формы в модных стилях, прежде всего — неоклассическом и мавританском. Наиболее интересным творением этой эпохи является киевская кенеса, спроектированная самым выдающимся тогдашним архитектором города, поляком Владиславом Городецким , в которой удачно сочетались мотивы, характерные для искусства исламского мира, с современными техническими решениями. Мавританские формы обрела также и кенеса в Звежинце в Вильно (современный Вильнюс). На сей раз караимы заказали проект у Михаила Прозорова, архитектора, пользовавшегося известностью у местных губернских и церковных властей. Вместе с тем активизировалась и культурная жизнь: наряду с религиозной появилась светская литература на караимском языке, выходила караимская пресса.
На рубеже XIX и XX веков в караимской общине нашло свое отражение и общее для всей Европы развитие национальных движений.
Переосмысливая караимскую идентичность , национальные деятели сосредоточились на тюркских корнях и связях с доминирующими между Черным и Балтийским морями русской и польской культурами. Практическим выражением этих тенденций стало изменение письменности караимского языка. Еврейский алфавит сменился кириллицей (в Крыму) и латиницей (в Польше). Главным инициатором караимской модернизации был выходец из Крыма Хаджи Серая Шапшал (1873–1961), чрезвычайно колоритная фигура: востоковед, один из основателей российской тюркологии, наставник наследника персидского престола и одновременно российский шпион, гахан (духовный глава караимов) в Крыму до большевистской революции, а в межвоенный период — гахан польских караимов, и, наконец, профессор Академии наук Литовской Советской Социалистической Республики.
Российская революция резко положила конец «золотому веку». Табачные состояния рухнули , компании и недвижимость перешли в собственность государства, а принадлежавшие к финансовой и культурной элите караимы стали считаться «врагами народа». В Советском Союзе закрыли все кенесы. Действующими остались только те, которые после Первой мировой войны оказались в границах независимых Польши (Галич, Луцк, Троки и Вильно) и Литвы (Паневежис). Польские караимы заново устроили свою жизнь и впервые столкнулись с интересом со стороны ученых и туристов. В 1936 году был принят «Закон об отношении государства к караимскому религиозному союзу в Республике Польша», который действует и по сей день.
Во время Второй мировой войны караимы едва не были уничтожены в ходе Холокоста.
Из-за сходства религии нацисты сочли их евреями и начали истреблять. Но проведенные тогда антропологические исследования убедили немецкие власти в тюркском происхождении караимов , благодаря чему те и выжили.
Однако окончание войны принесло другие проблемы. В новые границы СССР вошли все караимские общины. Связь с польской культурой и государственностью , а также обоснованный страх перед советской властью вынудили многих караимов принять решение вместе с поляками переселиться в новые границы страны. Из Галича и Луцка уехали почти все караимы, из Троков и Вильно — некоторая часть. Так образовались существующие и по сей день новые малые караимские общины в районе Варшавы и в «бывшенемецких» Силезии и Поморье. Единственная на территории современной Польши кенеса действовала после войны во Вроцлаве , в квартире Рафала Абковича, бывшего газзана Луцка и Троков.
Караимы сегодня
Как уже упоминалось , караимов в Польше очень мало. Немногим больше живет в Литве, чуть более многочисленная группа — в Крыму, отдельные семьи — в России и по всему миру. В трудные времена коммунистического правления сохранение караимской идентичности стало сложной задачей, передача традиции из поколения в поколение была нарушена. Сейчас караимы рассеяны, они не имеют возможности ни соблюдать религиозные предписания, ни пользоваться своим языком, а некогда осуждаемые смешанные браки с некараимами стали нормой. Караимский язык оказался в критическом положении: ЮНЕСКО считает, что он находится под угрозой исчезновения. Попытки его сохранения усложняет и то, что в караимском языке насчитывается три различных диалекта: крымский, тракайский и луцко-галицкий (последний уже не имеет живых носителей).
Впрочем , на контрасте с этой пессимистической картиной стоит сказать о многообразной и современной активности маленькой общины польских караимов.
В Польше функционируют три сотрудничающие друг с другом организации: Союз польских караимов , Караимский религиозный союз и фонд «Караимское наследие». Портал karaimi.org вместе с Караимским цифровым архивом e-Jazyszlar (кар. «документы») и платформой для изучения караимского языка e-Tilimiz Karaim (кар. «наш язык») служат кладезем информации и материалов. Недавно стала доступна интерактивная карта «Караимы в старой Варшаве» , показывающая адреса, связанные с караимами, на основе карты XIX века и современной карты. Регулярно выходит журнал Awazymyz (кар. «наш голос») и научный Almanach Karaimski; издательство Bitik (кар. «книга») выпускает книги. Традиционные танцы представляет фольклорный коллектив Dostlar (кар. «друзья»), а кроме того есть и новейший проект «Караимская музыкальная карта» — альбом из двух CD-дисков , содержащий произведения в оригинальном исполнении караимов из Тракая и их современные аранжировки, выполненные группой Каролины Цихой. К этому можно добавить многочисленные выставки, конференции и лекции по караимской тематике.
Благодаря специфическому опыты меньшинства , существующего на перекрестке многих культур, народов и языков, караимы могут похвастаться уникальными способностями.
Это , пожалуй, единственная национальная или этническая группа, в которой средний уровень образования — высшее. Многие караимы занимаются научной работой, а особую роль они сыграли в развитии тюркологии.
Также распространено многоязычие. Пожилые караимы в Тракае свободно говорят на четырех языках: караимском , литовском, польском и русском. Те, что помоложе, караимского обычно не знают, но знание остальных трех языков по-прежнему встречается часто. Никого не удивляет ведение разговора одновременно на нескольких языках. Такой позитивный вид космополитизма у караимов, можно сказать, в крови.
Польские караимы поддерживают весьма оживленные контакты с семьями в Литве и (хотя сегодня это гораздо сложнее) в Крыму. Здесь стоит упомянуть , что 2022 год в Литве официально объявлен Годом караимов. Основным местом караимских встреч там является Тракай, окруженный живописными озерами и сохранивший до наших дней наибольшую часть караимского наследия. Здесь можно увидеть деревянную кенесу начала XIX века, два кладбища (с очень характерной смесью надписей на пяти языках: древнееврейском, караимском, польском, русском и литовском), а также множество старых деревянных домов в караимском районе, ставшем теперь туристическим. В Тракае можно также познакомиться с превосходными блюдами караимской кухни, которые подают в ресторанах с названиями, соответствующими их главным блюдам: Kybynlar славится кибинами — печеными пирогами с мясной (традиционно бараньей или говяжьей) начинкой, а Kiubėtė предлагает круглые пирожки с разнообразной, в том числе со сладкой начинкой. Караимская кухня, предлагающая также много других интересных рецептов мясных и овощных блюд, десертов и спиртных напитков, остается живой и играет важную роль во всех семьях.
В современной Польше единственное место , которое может посетить турист, интересующийся караимами, — это небольшое кладбище в Варшаве на улице Редутовой, в непосредственной близости от православного. Здесь сохранилось несколько надгробий периода до Первой мировой войны, но преобладают более новые, на которых обычно сочетаются караимские и польские надписи.
Обречены ли караимы на вымирание? Не обязательно , трансформация общины не всегда означает ее конец, хотя и является серьезным испытанием. Караимы были одним из самых «экзотических» элементов уникальной культурной мозаики давней Речи Посполитой. Их потомки, живущие сегодня во многих странах и говорящие на многих языках, также не вписываются ни в какую стандартную классификацию.
Перевод Елены Барзовой и Гаянэ Мурадян