К сожалению , у большинства людей Катовице ассоциируется прежде всего со статусом столицы верхнесилезского промышленного округа. Но хотя уголь и по-прежнему действующие в Силезии шахты и фабрики — это важная часть истории, от которой город не отрекается, ему есть что предложить гостям, кроме этого.
Для начала — пара слов о названии. Изначально это было немецкое Kattowitz , сейчас жители часто говорят просто «Като», а некоторое время город назывался… Сталиногруд. Такое имя ему дали через два дня после смерти Сталина, 7 марта 1953 года: как утверждала государственная пропаганда — по инициативе жителей города. Это, разумеется, было неправдой, но отменил решение только Владислав Гомулка после развенчания культа личности , в декабре 1956 года.
Одна из самых узнаваемых построек Катовице — это , безусловно «Блюдце» (Spodek). Его иногда еще называют гигантской соковыжималкой для цитрусовых — город даже запустил в продажу такой сувенир, — но вообще-то это огромный концертный зал, а также пространство для всякого рода ярмарок. В этом году Блюдцу исполняется 50 лет.
Концерты — это важная часть жизни города: неслучайно Катовице удостоился титула Города музыки ЮНЕСКО. Уже много лет здесь проходят крупные фестивали: Tauron Nowa Muzyka , OFF Festiwal , Rawa Blues Festiwal и множество других.
Из Катовице родом многие известные музыканты , в том числе и одна из культовых польских хип-хоп групп — Paktofonika , известная, например, такими хитами, как Jestem Bogiem и Ulotne chwile. Кроме того , именно в Катовице находится Национальный симфонический оркестр Польского радио (NOSPR). Его концертный зал считается одним из красивейших в Польше , а кроме того — входит в список десяти залов с самой лучшей акустикой в мире. Но прежде всего NOSPR — это огромный и замечательный музыкальный коллектив.
И что интересно: эти два , казалось бы, совершенно разных музыкальных мира однажды удалось объединить! На одном из очень запоминающихся выступлений в своем зале Национальный симфонический оркестр играл музыку улиц. Этот проект Милоша Борецкого и Радзимира Дембского должен был продемонстрировать культурное разнообразие Силезии.
И еще о музыке. Именно Катовице стал вторым домом одного из самых выдающихся польских композиторов Войцеха Киляра. Он родился во Львове , но именно в Катовице прожил большую часть своей жизни и здесь же был похоронен. Музыка, которую он писал к фильмам Анджея Вайды и Кшиштофа Занусси — это , без сомнения, произведения, имеющие самостоятельную ценность.
Войцех Киляр был также автором музыки к фильмам уроженца Катовице Казимежа Кутца , режиссера и сценариста, которого по праву считают одним из создателей польской киношколы. Регион играл важную роль в жизни и творчестве Кутца: недаром он называл Силезию «пятой стороной света». Кутц создал более 20 художественных фильмов, из которых шесть были посвящены судьбам Верхней Силезии. Особенно известной стала его трилогия: «Соль черной земли» (Sól ziemi czarnej), «Жемчужина в короне» (Perła w koronie) и «Бусинки одних четок» (Paciorki jednego różańca). Главный мотив этих фильмов — идентичность силезцев и бунт, который поднимают шахтеры.
Сейчас сопоставимую роль в поддержании местной идентичности играет писатель Щепан Твардох , автор таких книг, как «Вечный Грюнвальд», «Драх» и «Король» (на основе последнего недавно был снят сериал для платформы Netflix). Хотя Твардох родился не в самом Катовице , город играет важную роль в его романах. Кстати, в них можно найти и примеры силезского диалекта: это очень важная часть местной идентичности. Его до сих можно услышать на улицах, а в течение долгих лет на диалекте, например, объявляли остановки в катовицких трамваях.
Сами катовицкие улицы , можно сказать, полны культуры. В рамках фестиваля Katowice Street Art, который местные власти организуют начиная с 2012 года, в городском пространстве появилось уже несколько десятков муралов и инсталляций. В этом году , по случаю столетия со дня рождения Станислава Лема , в рамках фестиваля должны возникнуть два симметричных мурала: один в Катовице, а второй во Львове, на родине писателя.
Во время первого фестиваля всемирно известная художница Агата Олек , прославившаяся созданием вязаной одежды для быка с Уолл-стрит, «одела» экскаваторы в Катовице. Это символизировало перемены, которые в то время происходили с городом.
Ведь с начала 2000-х и буквально до недавних пор центр Катовице был похож на гигантскую строительную площадку. Люди привыкли к этому и , в некотором смысле, смирились: например, рыночная площадь в городе так долго была в реконструкции, что стала для горожан каким-то абстрактным понятием. Только недавно она открылась снова, и хотя катовицкий Рынок совсем не похож на то, что называется этим словом в польских городах со средневековой историей, там теперь по крайней мере можно погулять и посидеть на лавочках.
А еще власти города специально создали улицу для молодежного отдыха. Ей стала Мариацкая: там работают несколько десятков баров и ресторанов. Одно из первых возникших на этой улице заведений — культовый бар «Като». Неподалеку находится старое здание вокзала: его отреставрировали , и теперь в нем тоже расположены многочисленные кафешки.
Хотя об архитектуре Катовице (в отличие от музыки и стрит-арта) говорят редко , столица Верхней Силезии скрывает множество настоящих архитектурных жемчужин.
В первую очередь расскажем о месте , которое объединило историю и современность: это Силезский музей, который появился на месте бывшей шахты «Катовице». При постройке нового здания музея приоритетом была ревитализация постпромышленной территории закрывшегося предприятия и сохранение как можно большего количества элементов , которые бы о нем напоминали. Именно это, в сочетании с современной экспозицией, рассказывающей о бурной истории региона, производит особенно сильное впечатление на посетителей. Территория вокруг здания музея раньше тоже относилась к шахте — теперь это современное пространство, где можно найти открытую сцену в древнегреческом стиле, отреставрированные объекты бывшей шахты, а также много зелени и множество кафе.
Историю Силезии невозможно рассказать в нескольких предложениях , поэтому упомянем только о том событии, которое непосредственно связано с шахтой — правда, не той, где сейчас расположен музей, а другой.
В 1981 году горняки шахты «Вуек» объявили забастовку против введения военного положения. В августе 1980 года лидер «Солидарности» Лех Валенса заявил , что у рабочих есть право на протест; при подписании августовских соглашений власти признали это, разрешив создание независимых профсоюзов, и какое-то время казалось, что эти слова имеют вес. Но введения военного положения 13 декабря и события на катовицкой шахте показали, что это не так.
Забастовка на «Вуеке» была жестоко подавлена властями; погибло девять человек. Это стало одним из самых трагических событий в истории Польской Народной Республики.
События в Катовице были увековечены в песне Idą pancry na Wujek («Идут танки на “Вуек”»). Текст Мацея Беньяша был написан и стал известен в течение нескольких дней после тех кровавых событий. Музыку к нему написал рабочий из Гдыни — Толек Филипковский.
Другой пример неразделимой связи культуры Силезии с горняками — это исторический микрорайон Никишовец , где по сей день в Бабурку, то есть на день шахтера (4 декабря), жителей будит горняцкий оркестр. Это место — настоящая туристическая достопримечательность, в 2011 году он даже получил статус исторического памятника. Дома в Никишовце построены из красного кирпича, c характерным обрамлением окон; там нашлось место для крытого рынка в виде аркад и для храма, и вообще весь микрорайон выглядит очень продуманным и гармоничным.
Но вместе с тем он по-прежнему выполняет свои непосредственные функции. Никишовец был построен для горняков , работающих в близлежащей шахте, и они до сих пор живут в микрорайоне вместе с семьями. Несмотря на все перемены, произошедшие в городе, это место остается воплощением живой традиции шахтерского дела — того, без чего невозможно представить себе Катовице.
Впрочем , это не единственный интересный микрорайон в городе. Стоит, например, обратить внимание на Микрорайон звезды (Osiedle Gwiazdy), который обязан своим названием форме домов, а также на так называемые Кукурузы и Сверхъединицу.
Кукурузы (Kukurydze) — самые высокие жилые здания в городе. Их ни с чем не перепутать: благодаря закругленным балконам они действительно похожи на кукурузные початки. Создатели многоэтажек , архитекторы Хенрик Бушко и Александр Франта, вдохновлялись примером башен-близнецов Марина-Сити в Чикаго. Катовицкие высотки — часть Микрорайона тысячелетия, в котором живет 20-25 тысяч человек.
Если Кукурузы выделяются своей высотой , то Сверхъединица (Superjednostka) — это жилой дом огромной длины, одно из самых больших зданий такого рода в Польше. Она находится в самом центре города, напротив «Блюдца», и имеет статус отдельного микрорайона. В 1960-е архитектор Мечислав Круль спроектировал это здание как одно из самых современных для своего времени, опираясь на проекты Ле Корбюзье. Отсюда, например, идея, поставить здание на железобетонных «ногах» — это придает ему некоторую легкость. Впрочем, изначальный проект Круля в процессе строительства был несколько изменен. Сверхъединица может похвастаться некоторыми интересными особенностями — например, лифты в ней останавливаются не на каждом этаже, а только на каждом третьем.
Но , конечно, архитектурные достопримечательности Катовице — это не только постройки второй половины XX века. Например, в центре города есть целый Маршрут модерна: на протяжении пяти километров расположены 17 зданий уникальной довоенной архитектуры в стиле модерн, благодаря которым Катовице называют польским Чикаго. Характерные большие, иногда круглые окна, округлые балконы и фасады — такого не найти ни в одном другом городе Польши. Все здания на Маршруте отличает простота, минимализм и большое количество стекла — это сделано, чтобы внутрь попадало как можно больше света. В одном из них располагается Польское радио, в другом сидят городские власти, но некоторые — это просто жилые дома.
Стоит отметить еще одну особенность Катовице. Несмотря на то , что это промышленный город, полный фабрик, шахт и разнообразной архитектуры, он вместе с тем остается одним из самых зеленых в Польше — недаром его называют городом садов! Леса занимают 42 процента поверхности города. Одно из любимых мест как местных жителей, так и туристов — это Долина трех прудов (Dolina Trzech Stawów). Кроме леса, в котором можно найти редкие виды животных и растений, там есть множество водоемов, велодорожки и площадки для игры в пляжный волейбол.
Катовице долго боролся за то , чтобы в нем увидели нечто большее, чем дым из заводских труб. Конечно, шахты — это важная часть прошлого и настоящего города и даже туристическая достопримечательность, поэтому было бы сложно совсем не обращать на них внимания. Но, надеюсь, мне удалось убедить вас, что это не единственное, чем интересен Катовице.
Перевод Валентины Чубаровой