Впервые за последние восемь лет в Польше сформировалась правящая коалиция с довольно сложной внутренней структурой. Конечно , партия «Право и справедливость» (ПиС) тоже формально создавала так называемую коалицию или правительство «Объединенных правых» с небольшими партиями (такими как «Солидарная Польша» Збигнева Зёбро). И до того, в ХХI веке, в Польше существовали сложные и с трудом сформированные правящие объединения (такие как коалиция ПиС с «Лигой польских семей» и «Самообороной» в 2005 году) и даже правления («Союза демократических левых», «Союза труда» и «Польской крестьянской партии» в 2001 году). Однако никогда еще формирование коалиции не сопровождалось такой бурей эмоций и не было связано с таким количеством неизвестных.
На первый взгляд , ничего сложного. Оппозиционные силы, то есть «Гражданская коалиция» (ГК), «Третий путь» (союз «Польши 2050» Шимона Холовни и «Польской крестьянской партии» во главе с Владиславом Косиняком-Камышем) и «Левые» шли на выборы под знаменем «отстранения ПиС от власти». Они заключили Сенатский пакт, то есть соглашение, предусматривающее, что в каждом отдельном избирательном округе от оппозиционных партий будет выдвигаться один кандидат.
В Польше выборы в Сенат (верхнюю палату парламента) происходят иначе , чем выборы в Сейм: по одномандатным округам выбирают только одного сенатора. Чтобы избежать братоубийственной конфронтации, оппозиционные партии определили, в каких округах они выставят по одному согласованному кандидату. Это обеспечило им уверенную победу на выборах в Сенат.
На более важные выборы в Сейм три главные оппозиционные партии шли не вместе. Но и не врозь — поскольку под конец предвыборной гонки противоречия между оппозиционными партиями улеглись , а острие предвыборной кампании каждой из них было направлено только против ПиС. Это также принесло им успех. Правда, партия ПиС всех опередила, получив наибольшее число мандатов — 194. Но этого недостаточно, чтобы править самостоятельно, к тому же ни одна партия не хочет формировать коалицию с ПиС. В принципе, это уже было ясно в конце избирательной кампании. Оппозиционные партии ГК, «Третий путь» и «Левые» заявили, что совместно сформируют правительство во главе с Дональдом Туском. Чтобы усилить месседж о создании коалиции партий, которые прежде были оппозиционными, а в скором времени станут правящими, они заявили о подписании коалиционного соглашения. Для электората их договоренность не стала сюрпризом.
После выборов 15 октября требовалась конкретика. Особенно с учетом опасений части избирателей , что одна из оппозиционных партий или некоторые депутаты «предадут» и пойдут на договоренность с ПиС, предоставив партии Ярослава Качиньского шанс сохранить власть.
Правда , нужно отметить, что такой логики придерживались в своих спекуляциях СМИ, которые подогревал собственно ПиС и правительственная телекомпания TVP. И об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что президент Анджей Дуда доверил миссию формирования правительства Матеушу Моравецкому, премьеру от ПиС. Сам Моравецкий, вопреки фактам, утверждал (и продолжает утверждать), что сформирует правительство и наберет необходимое количество депутатов. Это, конечно, нереально. Особенно после подписания коалиционного соглашения оппозиционных партий. Сам президент Анджей Дуда заявлял, что ПиС выиграл выборы, и на него возлагается миссия формирования правительства, а оппозиция — это всего лишь три партии, не связанные никаким соглашением. Потому такое соглашение и появилось — чтобы пресечь спекуляции о том, что ПиС может сформировать правительство. И чтобы показать: коалиция оппозиционных партий уже через две-три недели станет правящей.
Подписанное 10 ноября коалиционное соглашение призвано продемонстрировать не только волю к сотрудничеству и сформировать правительство , но и обозначить цели новой власти. Оно должно закрепить обещания, данные оппозицией во время предвыборной кампании. Соглашение, состоящее из 24 пунктов, станет ориентиром для будущего правительства и обозначит (пусть и в общих чертах) основные направления деятельности в важнейших сферах.
Безопасность
В первом же пункте соглашения говорится о необходимости обеспечить безопасность Польши , а международная ситуация определяется как сложная. В нем говорится об угрозе для Польши, связанной российской агрессией против Украины. Партнеры по коалиции обязуются выстраивать безопасность страны путем усиления позиций Варшавы в НАТО и ЕС , а также укреплять и модернизировать польские вооруженные силы.
По сути , это повторение (может быть, за исключением акцентов на сотрудничестве с ЕС) направлений политики ПиС в сфере безопасности. Пусть с иначе расставленными акцентами и четким курсом на деполитизацию армии как одну из целей. Поскольку восточная политика Польши тесно переплетена со сферой безопасности, можно ожидать продолжения поддержки Украины и противодействия российской агрессии (в разных плоскостях , в частности, если речь идет о Беларуси), но с более активным участием в европейском и трансатлантическом сотрудничестве.
Однако это единственный из 24 пунктов соглашения , в котором затрагиваются вопросы международной и, отчасти, восточной политики. Если, конечно, не принимать в расчет, что в других пунктах часто встречаются отсылки к необходимости изменений в польском законодательстве, которые позволят получить средства от Евросоюза, а это, в свою очередь, связано с политикой Польши в ЕС. Однако, не считая этих скромных упоминаний о вопросах внешней безопасности и проблемах, связанных с фондами Евросоюза, международная политика в коалиционном соглашении, по сути, не фигурирует.
Верховенство права
В коалиционном соглашении подчеркивается необходимость возвращения верховенства права , то есть де-факто отмены всех реформ предыдущей команды в области судопроизводства и юстиции. Новая коалиция собирается проверить то, как назначаются судьи, предложенные ПиС, изменить систему функционирования Национального совета судопроизводства (органа, который оценивает, насколько правомерны с точки зрения закона решения парламента и исполнительной власти). Коалиция также планирует изучить ситуацию в Верховном суде. Необходимость таких изменений связана с главным лозунгом оппозиции, а в особенности Дональда Туска: чтобы Польша наконец получила средства Евросоюза из фонда Национального плана восстановления (они были заблокированы с тех пор, как Брюссель признал судебную реформу ПиС противоречащей принципам ЕС).
Социальные вопросы
Коалиционное соглашение значительно сконцентрировано на социальных вопросах. В нем говорится , в частности, о необходимости поддержки профессий, важных для функционирования государства (например, учителей), повышения заработной платы и улучшения ситуации в сфере здравоохранения. Примечательно, что, в той части соглашения, где обещается поддержка образования, речь идет не только о необходимости обучения новым технологиям и английскому языку в начальных школах, но и о том, что следует ограничить нагрузку на детей, связанную с домашними заданиями. По данным Института образовательных исследований, среднестатистический 15-летний польский подросток выполняет домашние задания на два часа дольше, чем школьники из других стран Организации экономического сотрудничества и развития. Решение этого вопроса — одно из обещаний предвыборной кампании.
Соглашение также предусматривает укрепление прав женщин и борьбу с дискриминацией по половому признаку и по признаку сексуальной ориентации. Между тем , в результате компромисса между ожиданиями «Левых», что новый Сейм в первую очередь займется либерализацией закона об абортах, и более консервативной части коалиции, вопрос об абортах в соглашении не затрагивается. Проблема запрета абортов, введенного ПиС, была одним из острейших вопросов в противостоянии партии Качиньского и оппозиции (в ее широком понимании).
Экология и экономика
Много внимания в соглашении уделяется вопросам экологии , в частности, необходимости ограничения вырубки деревьев на заповедных территориях и в уникальных лесных массивах. Это также станет отказом от политики ПиС. В последние годы общество резко критиковало интенсивную эксплуатацию лесов и вырубку деревьев. По данным Главного статистического управления, в 2022 году было получено более 44 миллионов кубометров древесины (на 5,7 % больше в сравнении с предыдущим годом). В 2021 году — более 42 миллионов кубометров древесины (на 6,5 % больше в сравнении с 2020 годом). Приостановка вырубки деревьев и привлечение к ответственности тех, кто принимал решения об эксплуатации лесов, было одним из главных предвыборных лозунгов у всех оппозиционных партий.
Соглашение также делает реверансы в сторону предпринимателей , обещая им определенные налоговые льготы и в целом введение прозрачной налоговой системы. Партнеры по коалиции договорились решить одну из острейших проблем последних месяцев — вопрос украинского зерна. Во время предвыборной кампании он разросся до масштабов крупной проблемы , вызвавшей дипломатический конфликт между Польшей и Украиной и, несмотря на то, что Варшава существенно поддерживает воюющий Киев, привел к росту неприязни и отрицательных эмоций между поляками и украинцами.
Соглашением предусматривается , что Польша расширит транспортную инфраструктуру для украинского зерна и будет строго контролировать его транзит таким образом, чтобы Украина не несла убытков, но и чтобы украинское зерно не переполняло польский рынок, нанося ущерб польским фермерам.
Партнеры по коалиции обязуются также деполитизировать государственные компании , то есть вывести из их правления политиков и политических назначенцев.
Культура
Наконец , соглашение обещает существенную поддержку культуры и представителей искусства (в частности, путем урегулирования профессионального статуса деятелей культуры), а также деполитизацию государственных СМИ. Здесь, прежде всего, речь идет об изменениях в государственной телекомпании TVP, которая в последние годы стала агрессивным пропагандистским рупором правящей партии.
Очень коротко , но конкретно в соглашении говорится о поддержке процесса отделения Католической церкви от государства, хотя и без уточнения, как именно это будет происходить.
Государственные службы
Партнеры по коалиции обязуются улучшить и деполитизировать государственные и специальные службы , прежде всего ликвидировать одну из спецслужб — Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ). По мнению оппозиции, это бюро, действуя в интересах ПиС, следило за оппозиционными политиками. Полномочия ЦАБ в борьбе с коррупцией будут переданы другим специальным и полицейским службам.
Социальная политика
Соглашение определяет ряд целей в сфере социальной политики: поддержку пенсионеров и тех , кто получает социальную помощь; большее участие государства в жилищной политике (в частности , содействие росту количества частных квартир и строительству государственного и социального жилья); развитие транспортной системы, прежде всего железных дорог и местного транспорта.
В большинстве вопросов , касающихся государственного устройства, соглашение предусматривает поддержку децентрализации государства, что на практике будет означать укрепление позиций местного самоуправления, которые во времена ПиС были маргинализированы. Децентрализация будет проходить главным образом благодаря использованию крупных денежных средств Евросоюза и бюджета.
***
В целом коалиционное соглашение — это системный набор обещаний , данных во время предвыборной кампании. Некоторые его пункты — очевидный результат компромиссов между программными положениями Гражданской коалиции Дональда Туска, «Третьего пути» Шимона Холовни и «Левых». Сильнее всего это заметно в мировоззренческих вопросах (например, в проблеме абортов, которая в соглашении обойдена молчанием).
Подписание соглашения — новое явление в польской политике. Возможно , документ не столь конкретен и детален, как, например, в Германии, где при формировании правящих коалиций подобные соглашения — норма. Однако имеющиеся в нем 24 пункта, в которых обозначены цели коалиции, будут оказывать давление и заставлять власть выполнять предвыборные обещания.
Что касается кадровых вопросов — соглашение не определяет состав правительства. Если , конечно, не учитывать заявление, что премьер-министром коалиции будет Дональд Туск (лидер крупнейшей партии коалиции, ГК), а вице-премьерами — Владислав Косиняк-Камыш (из «Третьего пути» — «Польской крестьянской партии») и Кшиштоф Гавковский (от «Левых»). В соглашении сказано, что Шимон Холовня из «Третьего пути» — кандидат на должность маршала Сейма, а Малгожата Кидава-Блоньская из ГК — на должность маршала Сената. Таким образом, каждая партия, входящая в состав коалиции, получит влиятельную должность в правительстве и парламенте. Кандидатуры руководителей отдельных министерств еще будут определяться.
Коалиционное соглашение уже прошло первое серьезное испытание , когда 13 ноября на первом заседании нового Сейма коалиция без проблем выбрала маршалом Сейма Шимона Холовню, а маршалом Сената — Малгожату Кидаву-Блоньскую. Однако настоящая проверка соглашения еще впереди. Ею станет формирование правительства, а прежде всего — проведение реальной политики.
Перевод Сергея Лукина