Образы

Краковские шопки. Как одна семья поддерживает традицию в пяти поколениях

Краковские шопки у памятника Адаму Мицкевичу, 2017. Фото: Петр Тумидайский / Forum

Краковские шопки у памятника Адаму Мицкевичу, 2017. Фото: Петр Тумидайский / Forum

Краковская шопка — уникальная рождественская традиция Кракова, известная во всем мире. Эти ярко украшенные конструкции — одновременно и рождественский вертеп, и макет старинных зданий города. Их делают целые поколения семей, и одна из них — семья Малик. О самих краковских шопках и о том, как традиция поддерживается в семье на протяжении многих лет, рассказывает Анна Малик.

Анна Малик. Фото: Новая Польша

Я принадлежу к одной из самых старых семьей шопкарей из Кракова — Малик. Все началось с Валентия Малика , дедушки моего мужа. Он был каменщиком, а впоследствии — вожатым трамвая. Еще до Первой мировой войны, под Рождество 1909 года, Валентий построил большую шопку и начал устраивать рождественские представления. С тех пор вот уже четыре поколения Маликов делают шопки: Валентий Малик, его сын Влодзимеж, внук Станислав и правнук Анджей и, конечно, их жены и дочери.

Маленькой девочкой я ходила на представления краковских шопек , которые как раз устраивал Влодзимеж Малик со своей семьей. Так что, когда мне было пять лет, я смотрела на своего будущего мужа — маленького мальчика, который играл на скрипке.

Краковская шопка , участвовавшая в конкурсе в 2022 году. Источник: Исторический музей Кракова

Шопка — это своеобразный вертеп , который делается по случаю Рождества. Главная фигура в ней — младенец Иисус, потому что рассказывается история его рождения, как Ирод хотел убить ребенка, а Мария с Иисусом убегали. При этом краковские шопки обязательно содержат элементы архитектуры Кракова, например, Вавель , башни Мариацкого костела, Сукеннице, а еще отсылают к местным легендам, например, о драконе или лайконике.

История шопок началась в XIX веке. Из-за того , что в холодное время года каменщики не могли работать, они начали мастерить шопки и зарабатывать, продавая их или устраивая представления.

Шопкари в Кракове , 1933. Источник: Национальный цифровой архив Польши

Со временем традиция стала постепенно угасать , но в 1937 году Ежи Добжицкий, член художественного совета Кракова, решил провести конкурс, чтобы она не исчезла.

Второй конкурс краковский шопок , 1938. Источник: Национальный цифровой архив Польши

Этот конкурс до сих пор проходит ежегодно , в первый четверг декабря. В день конкурса создатели шопок несут их из своих домов под памятник Адаму Мицкевичу , а потом их — в Исторический музей Кракова, где их смотрит жюри. Затем проходит выставка.

Краковские шопки у памятника Адаму Мицкевичу , 2013. Фото: Себастиан Коцонь / Forum

Типичные краковские шопки делали на протяжении почти всего XIX века. В то время было мало развлечений , поэтому особенно популярны именно представления: люди приходили к Мариацкому костелу, чтобы посмотреть на шопки и представления с куклами. Оно почти целиком состояло из песен: пели колядки, и к тому же у каждой куклы была своя песня.

Такое традиционное рождественское представление по-польски — jasełka — это библейская история о том , как родился Иисус Христос, как пришли пастухи и принесли ему дары, о трех королях (волхвах), которые посетили царя Ирода. Мудрецов с востока к нему вела звезда — отсюда в шопках звезды, — и волхвы сделали предсказание, которого король испугался: они сказали, что идут в Вифлеем поклониться новорождённому «царю Иудейскому», и Ирод сказал убить всех младенцев в Вифлееме. И в конце представления сама Смерть отрезает Ироду голову.

Поэтому в каждой шопке есть Ирод , есть Дьявол, который его искушает, и есть Смерть. Также бывает колдунья, которая думает, что принести родившемуся Иисусу, фигуры краковянина с краковянкой в белом краковском сукмане. верхняя одежда из домотканного сукна

Кукла Анны Малик , изображающая пана Твардовского. Фото: Новая Польша

У нашей семьи есть кукла , изображающая пана Твардовского — это такой сказочный персонаж. Считается, что он был чернокнижником, который в своей мастерской пытался сделать золото и заключил контракт с дьяволом, а когда дьявол захотел его забрать, отправился на петухе на Луну. У нас есть и кукла в виде еврея, который торгуется с паном Твардовским. В довоенном Кракове треть населения была еврейского происхождения, и поэтому многие делают такую фигуру в своих шопках.

Сейчас за представления нам платит музей , потому что он хочет сохранить эту традицию, а изначально после представления появлялась кукла в виде деда: он пел длинную песню и собирал деньги в мешок — так шопкари зарабатывали. У нас есть такая кукла. Она напоминает краковского художника XIX века Адама Хмелевского, который открыл первое в городе место, где могли погреться бездомные, и сам жил там вместе с ними. Хмелевский был очень известен в Кракове; во время Январского восстания он потерял ногу и ходил по городу на костылях , собирая деньги на обогрев своего приюта и помощь бездомным.

Продажа шопок в Кракове , 1934. Источник: Национальный цифровой архив Польши

Сейчас в нашей семье все куклы делаю я , у меня их восемнадцать. У Валентия Малика и его сына было сорок. Например, были гурали, казак в красных украинских штанах с казачкой, которые пели свою песню. Дело в том, что раньше представления были длинные и в них было много персонажей.

Сейчас в шопках вообще уже почти не устраивают рождественские представления , но мы с племянником и дочерьми делаем это каждый год: Анджей поет, Розалька поет и играет, Цецилия играет на скрипке, а я делаю кукол и играю. Наши представления довольно короткие, потому что к нам чаще всего приходят семьи с детьми, а длинное представление для малышей было бы слишком скучным.

Краковская шопка , участвовавшая в конкурсе в 2022 году. Источник: Исторический музей Кракова

Ну и в каждой краковской шопке обязательно есть какие-то известные архитектурные элементы Кракова , причем они не должны выглядеть точно так же, как на самом деле, но быть узнаваемыми. Каждый делает эти детали Кракова по-своему. Это не точные макеты, а переосмысленная модель.

Кроме классических тем краковских шопок — вертепа , истории о рождении Иисуса, архитектуры, легенд и известных жителей Кракова, — в шопке могут быть какие-то актуальные темы. Например, в 2010 году я сделала политические куклы: Лех и Мария Качиньские, они были как бы на небесах. В том же году была годовщина Битвы под Грюнвальдом , поэтому я сделала рисунок по мотивам картины Яна Матейко. Внизу — мэр Кракова Яцек Майхровский и его конкурент на выборах , а еще три волхва: тогдашний председатель европарламента Ежи Бузек, Барак Обама и Владимир Путин, а также Ярослав Качиньский и Збигнев Зёбро Ярослав Качиньский — глава правящей партии «Право и справедливость», Збигнев Зёбро — генеральный прокурор и министр юстиции. в виде пастухов. В день конкурса какая-то женщина сбила их фигурки , потому что ей не понравилось, что я изобразила польских политиков таким образом. Но это не было злобно, я просто посмеялась над этим.

Шопка Анны Малик с политическими куклами , 2010. Фото: Петр Тумидайский / Forum

Или , например, в одной из шопок, которую сделала моя дочь Розалия, есть фигура Папы Римского Франциска — так мы хотели отметить, что в Кракове проходил Всемирный день молодежи.

Сейчас мы все живем одним — Украиной , этой трагедией, этой страшной войной. В этом году в центре я поставила архангела Михаила, который убивает дракона. И хоть это не краковская тематика, но это тема, которая касается нас всех. Во время Второй мировой мой отец был молодым парнем, партизаном, воевал, был в тюрьме в Германии, смог сбежать. История той войны была очень живой в нашей семье — и она до сих пор жива. Перед нашими глазами все еще стоит полностью уничтоженная Варшава — и в голове просто не умещается , что Мариуполь уничтожен точно так же. Поэтому мы так глубоко чувствуем , что происходит в Украине, и поэтому помогаем. Ни мои дети, ни я не застали войну, но мы знаем ее не только по книжкам, а и из истории семьи.

Краковская шопка , участвовавшая в конкурсе в 2022 году. Источник: Исторический музей Кракова

Однажды нас с Розалией пригласили сделать шопки на военную тематику в Музее Шиндлера — отделе Исторического музея Кракова. Мы сделали повесть о Холокосте. Я подготовила кукольное представление — расстрел еврейской семьи на Новой площади. Иродом у меня стал Гитлер , Дьяволом — эсэсовец, Смертью была смерть. А в другой шопке я сделала в качестве трех королей три ялтинские фигуры — Рузвельт, Черчиль и Сталин, которые после Второй мировой поделили Европу. А в сцене с Иисусом, Богоматерью и Святым Иосифом у меня была еврейская семья, которая вынуждена бежать.

Самую старую сохранившуюся краковскую шопку называют шопкой-матерью. Она была сделана в 1898 году , а ее высота — около двух метров. Для конкурса шопки могут быть самых разных размеров, но те, в которых делают представления, и куклы для них маленькими не сделаешь, потому что зрители же должны видеть происходящее.

Старейшая краковская шопка работы Михала Эзенекера , 1880-е. Источник: Этнографический музей в Кракове

Старейшая шопка , кстати, похожа на первые шопки Маликов, ведь в то время у всех была примерно одна схема создания. Каждый добавлял свои детали, куклы, элементы, но в целом у них всех много общего. У Маликов часто есть элементы района Звежинец, где они жили и работали, а в этой старейшей — района Кроводжа. Ну и башни Мариацкого костела, еще небольшие башенки и место для представления.

В шопках Маликов всегда есть отличительные знаки. У нас обязательно должна быть вифлеемская звезда , а раньше еще всегда был вожатый трамвая, потому что Малики этим занимались. И еще всегда была фигура Антка — жителя Звежинца, который пел свою песню.

Краковская шопка , участвовавшая в конкурсе в 2022 году. Источник: Исторический музей Кракова

Я хорошо помню свою первую шопку. Отец моего мужа , Влодзимеж Малик, работал вожатым трамвая и учил будущих вожатых, а еще играл в костелах на органе. Так что у него было не много времени на шопки, и перед конкурсом вечером вся семья приходила к нему на помощь. И первая вещь, которую я сделала, — пол для его шопки. Тогда я училась на первом курсе в Академии изящных искусств и захотела сделать абстракцию: нарвала красные и розовые бумажки, выклеила мозаику — очень этим гордилась, а тесть был благодарен. Правда, потом, когда я увидела шопку на выставке, поняла, что пол вообще не подходит, что он выглядит по-идиотски. Было так стыдно!

Семья Малик во время создания шопки. Фото: Новая Польша

Шопки — это семейная история. Когда шестеро моих дочек были маленькими , мы делали их все вместе. Сейчас мы создаем шопки вдвоем с Розалькой, остальные дочки занимаются этим, когда у них есть время. В этом году в нашей семье шопки делают четыре человека, а раньше бывало и по двенадцать.

Моя дочь Вероника сейчас живет в Бергене , и в этом году она решила сделать краковскую шопку и вместе с местными поляками организовать эмигрантское представление для жителей Бергена. Моему внуку Яцеку 26 лет, свою первую шопку он смастерил, когда ему было шесть. Сейчас он делает татуировки, и у него на спине есть татуировка в виде краковской шопки.

Краковская шопка , участвовавшая в конкурсе в 2022 году. Источник: Исторический музей Кракова

В конкурсе шопок может принять участие каждый. Краковская шопка — это городское народное творчество , их делают не профессионалы. Правда, например, пан Мацей Мошев, который много раз участвовал в конкурсе, — архитектор, а я скульптор, но кто-то вообще не связан с творчеством профессионально.

Создание шопки требует много времени , это очень трудоемкий процесс. Поэтому браться за шопку перед самым конкурсом — не очень хорошая идея. Хотя все зависит от количества свободного времени: кто-то может делать ее днями и ночами, а кто-то только два часа в день, потому что много другой работы.

Мы обычно начинаем работать над будущей шопкой в мае. Вообще говорится , что шопка делается целый год. Однажды на конкурсе Мацей Мошев рассказал мне, что у него уже готов механизм для шопки к следующему Рождеству. А у меня дома стоит шопка, которую я делаю уже второй год.

Все начинается с основы для шопок: ее не купить в магазине , она делается из подручных средств: коробок от лекарств, сока, молока, крема и так далее. На ютубе можно посмотреть ролики, где я рассказываю, как делать шопки.

Свои шопки мы продаем. Часто их заказывает Исторический музей , иногда покупают костелы, но может приобрести и обычный человек. Как правило, желающие выбирают шопки на выставке, которая проходит после конкурса.

Музей старается поддерживать традицию и проводит занятия по созданию шопок для детей и взрослых. Так дети узнают еще и историю Кракова , и архитектуру, и так далее. Когда я преподаю детям, мы начинаем делать шопки в октябре-ноябре. У нас проходят три занятия по два часа, а потом каждый забирает свою шопку домой, чтобы доделывать. Это очень интересная работа: семьи приходят, сидят вместе и что-то делают, рисуют, склеивают, а потом эти шопки мы тоже несем на конкурс.

Внутри шопки , которая находится во Дворце Кшиштофоры. Источник: Исторический музей Кракова / фейсбук

Посмотреть на наши и не только наши шопки можно во Дворце Кшиштофоры — отделении Исторического музея Кракова. Тут даже можно побывать внутри шопки — директор музея решил исполнить свою детскую мечту и пригласил известных создателей краковских шопок сделать одну самом музее. Моя дочка Розалия сделала башню Зигмунта , я сделала двух ангелов по мотивам полихромии Матейко в Мариацком костеле. Кто-то сделал башни, витражи, фигуры — в результате появилась наша общая огромная шопка.

Записала Татьяна Кучинская

08 декабря 2022