По статистическим данным, в Польше около 33 миллионов человек, считающих себя католиками. И хотя лишь треть из них участвует в еженедельных воскресных богослужениях, есть большое число людей, появляющихся в костеле несколько раз в год, чаще всего — на Рождество и как раз на Пасху. Достаточно добавить, что пост в Великую пятницу соблюдает более 80 % поляков.
Для абсолютного большинства Воскресение Христово — это в первую очередь семейный праздник. Однако сейчас власти призывают избегать встреч даже с самыми близкими, не говоря уже о визитах в другие города. «Мы постараемся, чтобы он [этот праздник] был символом жизни, а не эпидемии, которая может принести нам потери, если мы усилим наши межличностные контакты», — сказал министр здравоохранения Лукаш Шумовский.
Однако самые серьезные изменения, которые эпидемия принесла в жизнь верующих, касаются собственно церковной жизни.
Богослужения в период эпидемии: за и против
Еще в первой половине марта максимальное количество участников богослужения было ограничено до 50, а многие епископы призывали верующих молиться дома. Ранее появились призывы Епископата увеличить число богослужений с тем, чтобы в костеле не находилось слишком много верующих одновременно. Однако эти попытки любой ценой сохранить возможность проведения служб с участием прихожан вызвали критику части польского общества.
В интернете появилось несколько петиций, адресованных государственным властям и самой Церкви, с требованиями закрыть храмы. К этому призывал и ректор Варшавского медицинского университета профессор Мирослав Вельгось. «Молиться можно всюду и по-разному, а не только участвуя в мессе лично. Костел, полный молящихся людей, при неизбежно очень близком и непосредственном контакте абсолютно точно представляет собой отличное место для распространения вируса», — писал он в первой половине марта.
Эту позицию разделяли и многие церковные иерархи. В конечном счете 31 марта правительство ограничило максимальное количество присутствующих на службе до 5 человек (не считая священнослужителей), и Епископат поддержал это решение. Однако это, в свою очередь, вызвало недовольство части верующих.
Журналист правого толка, главный редактор еженедельника Do Rzeczy Павел Лисицкий писал на одном из католических порталов: «Костелы должны остаться открытыми, даже если можно временно согласиться с ограничениями относительно численности верующих в одном месте, а доступ к таинствам должен быть открыт всегда ...Это та пограничная черта, от которой Церковь, как епископы, так и священники, я считаю, не имеют права отступить».
Фонд «Жизнь и семья», выступающий против абортов, в свою очередь, подготовил петицию, в которой призвал премьера разрешить посещение костелов стольким прихожанам, сколько составляет половина сидячих мест в данном храме. «Так можно будет избежать обоснованного впечатления, что верующие католической церкви подвергаются непонятной дискриминации», — читаем в петиции.
«Нам хотелось бы, чтобы наши костелы трещали по швам, чтобы они до краев были заполнены людьми. Но здоровыми людьми», — отвечает на эти заявления отец Лех Доброчиньский, настоятель францисканского прихода св. Антония Падуанского в Варшаве. А ксендз Казимеж Сова в разговоре с НП еще более откровенен: возникает впечатление, говорит он, что это больше нужно не для того, чтобы молиться, а затем, чтобы показать свою религиозность.
Непривычная Пасха
Итак, для большинства польских католиков праздники в этом году пройдут без традиционных обрядов пасхального триденствия, таких как посещение Гробов Господних в Великую субботу, и приходящихся на это время богослужений.
— Это, на самом деле, трудное испытание для многих верующих. Для некоторых самое главное — то, что они лишены доступа к святым таинствам во время самых главных праздников, а есть и те, кто приходил в костел один раз в год, именно на Пасху, чтобы выполнить свой религиозный долг, а теперь лишен этой возможности, — рассказывает «Новой Польше» священник-иезуит Яцек Прусак. Новизна ситуации, подчеркивает он, состоит, однако, не в том, что человек на Пасху не пойдет в костел, поскольку что-то ему помешало, а в том, что ему придется обнаружить более глубокий смысл этого праздника, поскольку не будет религиозной рутины, заполняющей обычно эти дни.
Священник Казимеж Сова добавляет, что праздничная обрядность выдержала самые трудные для Церкви времена коммунизма, 90-е годы и потребительский стиль жизни последних лет. Теперь верующим придется научиться жить без привычных ритуалов.
— В Польше мы как Церковь, и духовенство, и миряне, были воспитаны в такм духе, что все, связанное с религией, должно иметь свой ритуал. Поэтому теперь нам придется научиться переживать это без него. Это трудно, потому что мы привязаны к ритуалу — нередко он более важен, чем само переживание, — подчеркивает собеседник НП. Он добавляет, что нынешнюю ситуацию можно сравнить с положением в католической церкви в Советском Союзе или в социалистической Чехословакии, где храмы закрывались, а богослужения часто проводились дома при минимальном количестве участников.
Конечно, существенное отличие — отсутствие гонений, но, тем не менее, психологически ситуация для верующих непростая. «Легче всего будет тем, кто сохранил традицию семейных молитв», — отмечает священник.
Виртуальная церковь
При этом костелы стараются делать все, что в их силах, чтобы чем-то заменить обряды, привычные для католиков в пасхальный период. Например, обязательная предпраздничная исповедь в этом году — серьезный риск. Большинству верующих придется от нее отказаться. Но в некоторых костелах придумали выход. Например, священник Адам Павловский из деревни Рогалин в окрестностях Познани исповедует в своем автомобиле: исповедующийся подъезжает на своей машине и паркует ее рядом, соблюдая необходимое расстояние в два метра. Такое же решение практикуется в Кошалине. А в городке Венгрув в Мазовии используется автобус, в котором священник отделен от исповедующихся перегородкой.
В принципе костелы открыты, но поскольку там может присутствовать не более пяти человек (это ограничение сохраняется как минимум до 19 апреля), проведение служб с участием прихожан невозможно. Пасхальные мессы, подобно воскресным, можно будет слушать по радио и смотреть как по телевидению, так и в интернете. Богослужения транслируются на многих сайтах, уже сейчас заметен рост посещаемости католических порталов. Каждый из них также размещает молитвы для конкретного дня Страстной недели и объясняет, как не утратить веру, если нет возможности участвовать в традиционных обрядах. На вопрос НП, легко ли верующие отходят от прежних привычек, ксендз Яцек Прусак отвечает:
— Сейчас людей вынуждает к этому ситуация. Нет другого выхода, если они хотят прожить эти дни в духе веры. Костелы закрыты, и часто остается лишь трансляция в СМИ, — говорит он.
В Пальмовое (Вербное) воскресенье представитель Конференции Епископата Польши ксендз Павел Рытель-Андрианик призвал верующих публиковать в социальных сетях снимки пасхальных «пальмовых ветвей» с хештегом #Palma. «В этом году эпидемия сделала невозможным участие в процессиях, которые проходили в Вербное воскресенье в приходах, но мы можем создать для них виртуальную форму», — сказал он. В деревне Липница в Малопольском воеводстве впервые за 60 лет не состоялся самый известный в Польше конкурс пасхальных «пальм», на который съезжались тысячи людей. На это раз он тоже перешел в онлайн.
Церковь не только ищет способы переносить религиозную практику в интернет, но и не остается в стороне от взаимопомощи в связи с эпидемией. Архиепископ Гжегож Рысь, митрополит лодзинский, купил для местной клиники два аппарата искусственной вентиляции легких, а один священник из Валбжиха, вместо того, чтобы устанавливать новые исповедальни, отдал собранные с этой целью деньги на нужды местной больницы. Тем временем многие монахини шьют защитные маски для врачей.
Возникает вопрос, какие перемены принесет коронавирус польской религиозности. Священник Казимеж Сова считает, что они могут быть значительными. Пока, однако, он ставит больше вопросов, чем дает ответов: вернутся ли прихожане в костелы после эпидемии или решат, что им достаточно мессы онлайн, а может быть, некоторые храмы опустеют, а другие наоборот, потому что люди начнут выбирать костелы, которые они узнали в интернете: с богослужением поинтереснее и пастырем получше. Ответы на эти и многие другие вопросы мы узнаем после эпидемии. Будем надеяться, что уже скоро.
Перевод Владимира Окуня