Люди

Польский рэп. Современное звучание

Mata, Sarius, Тако Хемингуэй, Kabe и Schafter. Коллаж: Новая Польша

Mata, Sarius, Тако Хемингуэй, Kabe и Schafter. Коллаж: Новая Польша

С каждым годом хип-хоп становится для польского слушателя все более популярным музыкальным жанром. Сравниваем и анализируем творчество тех рэперов, которых приходится по вкусу современной молодежи.

Хип-хоп становится самым популярным жанром музыки в мире — об этом свидетельствуют данные разных опросов. Такая тенденция по большей части наблюдается за океаном и в странах Западной Европы. В Польше в 2019 году , согласно опросам Havas Media Group и Universal Music Polska, хип-хоп занял почетное третье место. Он уступил диско-поло и поп-музыке , но значит ли это, что в польском рэпе нет громких имен, способных конкурировать с Зеноном Мартынюком за сердца и уши слушателей? Это определенно не так! Жанр с каждым годом продолжает заявлять о себе все громче, пополняя свои ряды свежими исполнителями. Сейчас в стране уже более 400 рэп-исполнителей, многие из которых широко известны.

В мажорных тонах

Очень неоднозначная фигура польского рэпа — Mata , парень 2000 года рождения, яркий представитель золотой молодежи. Хорошая и дорогая частная школа, поездки на занятия убером вместо общественного транспорта, обеспеченные друзья и одноклассники, брендовая одежда — атрибуты его повседневной жизни. В одной из своих песен он говорит о том, что начал делать рэп, потому что ему осточертел уют и он всегда хотел быть из многоэтажек, из гетто. Ирония это или искренняя убежденность — не знает никто, кроме самого Mata.

В 2020 году рэпер выпустил первый полноценный альбом 100 dni do matury , где львиная доля треков посвящена той самой жизни ребенка из обеспеченной семьи. Исполнитель также упоминает пьянство, наркотики и секс, при этом подается это в искренней манере и сопровождается самобичеванием по поводу того, что он не похож на своих кумиров, американских рэперов.

В этот альбом вошел и трек под названием Patointeligencja , который в конце 2019 года буквально взорвал польский интернет. В нем проводится мысль, что жизнь представителей среднего и высшего класса совсем не так безоблачна, как может казаться. После этого отец рэпера, известный юрист и профессор Варшавского университета, выложил в Twitter совместное фото с сыном, сопроводив его: «Слушайте своих детей! Они могут вам сказать много мудрого...»

Mata не говорит этого прямо , но он очевидно ощущает себя нигилистом и контркультурщиком. Также, по словам музыканта, значительное влияние на него оказало творчество одного из самых известных польских рэперов 1990-х — Magik’a и посвященный ему байопик «Ты — Бог» (Jesteś Bogiem), а также творческий путь другого известного исполнителя старшего поколения, Tede, который как и Mata, родом из обеспеченной семьи. Так или иначе, у него есть все шансы стать польским классиком жанра, ведь с точки зрения любителей этой музыки он делает «трушный рэп», который подкупает слушателя.

Польский Хемингуэй

Одним из самых известных рэп-исполнителей польской сцены— 30-летний Тако Хемингуэй. За почти 10 лет творчества у рэпера вышло около двух сотен треков , большая часть из которых набирает больше чем по миллиону прослушиваний на стриминговых сервисах.

Музыкальный стиль Тако Хемингуэя может напоминать ритмику канадца Drake’а или белорусского рэп-коллектива ЛСП. В 2020 году артист представил два связанных между собой альбома: Jarmark и Europa , Jarmark Europa — один из самых больших европейских рынков, который существовал в 1990-2000-х годах на варшавском стадионе, там где сейчас находится Национальный стадион. в которых затрагивает актуальные для польского общества проблемы. Он критикует ультраправый национализм , расизм и ксенофобию, высмеивает «быструю моду» и раздутое самомнение самозванных инфлюенсеров, а также отстаивает позицию, что вступление Польши в Европейский союз — одно из самых правильный и важных решений.

В раннем творчестве исполнителя также много любовной тематики , отсылок к богатой жизни западных рэперов, упоминаний о депрессии, а также о жизни столицы. Кстати, Тако Хемингуэй даже посвятил трек варшавскому метро и каждой станции в отдельности.

Рэп из французских многоэтажек

На протяжении 2019 года в Польше стал очень популярным рэпер Kabe , заимствующий стиль и черпающий вдохновение у французских исполнителей. По его мнению, именно во французском рэпе есть настоящая конкуренция, когда добиться успеха может талант из трущоб, — этим он качественно отличается от немецкого и американского «режиссируемого рэпа» с его войной лейблов.

В 2020 году вышел первый мини-альбом исполнителя — Albinos. Текст треков не отличается особой смысловой глубиной или сложными рифмами , зато музыкальность и сочетание польского с французским качественно выделяет его среди других исполнителей.

Kabe записал также несколько совместных треков с рэпером Kizo , один из которых набрал на Youtube более 20 млн просмотров. Также он стал соавтором саундтрека к фильму «Женщины мафии-2» (Kobiety mafii 2) Патрика Веги вместе с рэпером Sobota.

Если говорить о содержании песен , Kabe ходит по краю: криминал, наркотики, праздная жизнь гангстера… Впрочем , как ни относись к этой тематике, исполнитель соответствует запросам своей аудитории.

Рэп для самых юных

Еще один знаковый персонаж — Schafter. Его музыка — это кардинально новый виток не только польского , но и мирового рэпа. При этом в его творчестве можно заметить влияние мировых звезд: Playboi Carti, Jamiroquai и ASAP Rocky, а из поляков — Тако Хемингуэя, с которым, кстати, у Schafter есть совместный трек. Музыкант виртуозно сочетает вульгарное с изысканным, часто использует отсылки к компьютерным играм, польскому и американскому искусству, кино, мировой литературе и даже, например, к судьбе Бетховена.

Отличительная черта его песен — переплетение польского и английского языков. Schafter противопоставляет США и Великобританию , сравнивая забавные языковые различия и особенности — например, говорит, что ему куда ближе американский cookie нежели британский biscuit. Schafter пишет не только тексты , но и сам создает биты для своих песен. Под конец 2019 года у него вышел первый альбом audiotele , и для 17-летнего парня это очень удачный дебют.

Фанаты Schafter’a — это в основном подростки. Их больше всего интересует не смысл его строк , а то, где он живет и как его увидеть вживую, что тоже отпечатывается на творчестве юноши. Иногда он рассказывает о своих ощущениях и переживаниях завуалировано, но иногда прямо говорит о депрессии и фобии.

Озлобленный на окружающую реальность

Границы хип-хопа как жанра настолько размыты , что в нем есть место для самых разных исполнителей. Один из тех, кто создает музыку на стыке — Sarius. Его творчество — это не до конца рэп, не до конца рок и не до конца инди. Но тут важнее всего, как себя позиционирует сам исполнитель, а он относит себя к хип-хоп сообществу.

На счету рэпера несколько сотен треков , а под конец 2019 года он выпустил очередной альбом под названием Pierwszy dzień po końcu świata (Первый день после конца света). В треках выразительно виден его резкий характер и недовольство окружающей действительностью. Рэпер говорит об одиночестве , несчастной любви и таком периоде жизни, когда ты полностью разочарован во всем и вместо поддержки сталкиваешься лишь с порицанием. Квинтэссенция его творчества — то, что, хотя в него никто не верил, он все же добился успехов в музыке.

Из-за его бескомпромиссности , харизмы и агрессивных интонаций, а также безупречной техники в сочетании с умными текстами, Sarius’а часто сравнивают с молодым O.S.T.R. — известным польским хип-хопером, выступающим с конца 1990-х, — а порой даже называют его версией 2.0.

Итак , можно утверждать, что за последние пару лет польский рэп не просто встал на ноги и ускорил шаг — он успешно практикует бег трусцой, который в ближайшие годы может обратиться в полу-, а то и в полноценный марафон.

09 ноября 2020