Блокада перевозчиками польско-украинской границы стала очередным кризисом во взаимоотношениях двух стран после зернового скандала. У каждой стороны — своя правда.
С 6 ноября продолжается протест польских перевозчиков , которые блокируют движение грузового транспорта на границе. Он привел к полной остановке движения на трех пограничных переходах между Польшей и Украиной: Гребенне, Корчова и Дорохуск. На границе образовались гигантские пробки. К примеру, 12 ноября, по данным полиции, более 1 300 грузовых машин стояло в 28-километровой очереди на выезд из Польши в Украину через погранпереход в Дорохуске. Время ожидания оформления машин составляло 210 часов, то есть около девяти дней.
Протестующие пропускают всего один грузовик в час. Исключение они делают только для транспорта с гуманитарной помощью и военной техникой , который проходит беспрепятственно.
Мы не хотим блокировать помощь Украине , мы хотим лишь равного отношения к перевозчикам.
Польские фермеры боятся дешевого зерна , а мы опасаемся украинского транспорта. Страну наводнили их грузовики.
Прямые трансляции событий ведутся , в частности, в группах в Фейсбуке. В Комитете защиты перевозчиков и работодателей в сфере транспорта радуются, что протест поддерживают местные органы власти, а также политики ультраправой партии «Конфедерация».
Польские перевозчики говорят: довольно
На данный момент протестующие выдвигают три основных требования. Первое — вернуть необходимость получать разрешения на перевозку грузов по территории Польши и Евросоюза транспортными средствами из Украины. Второе требование — исключить польские автомобили из украинской электронной очереди «е-Черга» , которая используется для оформления машин, пересекающих границу Украины. И третье, пожалуй, самое экстремальное требование — запрет на регистрацию в Польше транспортных компаний из стран, не входящих в ЕС.
Кроме того , перевозчики добиваются доступа к украинской системе «Шлях» Система «Шлях» создана для устранения коррупционных рисков в сфере выдачи разрешений и лицензий на международные грузовые перевозки. и компенсации упущенной выгоды , а также — реакции на проблему польского правительства. Напомним, что первый протест состоялся весной — через Варшаву тогда проехало несколько сотен грузовиков. Переговоры с министерством инфраструктуры, состоявшиеся после акции, ничего не дали. И хотя протест был низовой инициативой малых предпринимателей, представители отрасли относятся к нему одобрительно.
Борьба за равноправие?
Вышеперечисленные требования — это попытка разрешить те проблемы , с которыми, по мнению польских перевозчиков, столкнулись польские компании.
Украинские водители на маршруте Украина — Польша — Украина зарабатывают 350 долларов за три недели работы. Как нам с ними конкурировать , когда польский работник обходится в четыре раза дороже?
Разница в стоимости рабочей силы — одна из таких проблем. Вторая проблема — это свобода перемещения по Польше и другим странам Евросоюза , предоставленная украинским перевозчикам. До начала полномасштабной войны для передвижения по дорогам ЕС украинцам требовались специальные разрешения. Это значительно ограничивало деятельность компаний из Украины, и количество перевозок не превышало 160 тысяч рейсов в год.
После 24 февраля 2022 года Евросоюз снял ограничения. Украина подписала с ЕС «Транспортный безвиз» , его ратифицировали депутаты Европарламента.
Основная цель документа — упрощение торгового обмена и гуманитарных перевозок. В результате объем перевозок увеличился и с начала 2023 года до настоящего момента границу пересекло 880 тысяч фур.
Украинские компании начали выполнять заказы на территории Европейского союза — и не только на транспортировку грузов из Украины , — обладая преимуществом в виде более низкой стоимости рабочей силы. Новые правила должны были действовать до конца июня 2023 года, но, в конце концов, были продлены до 30 июня 2024 года. Это вызвало ярость польских предпринимателей, занимающих ведущее положение на европейском транспортном рынке.
Еще одна проблема , решения которой требуют участники протеста — неравное отношение к перевозчикам со стороны украинской погранслужбы. Они утверждают, что до 6 ноября выезд из Польши в Украину происходил практически без задержек. Однако, чтобы пересечь границу в обратную сторону, польским грузовикам приходилось ждать по многу дней. Причина столь длинных очередей — система «е-Черга». Введенные 6 ноября изменения в системе переполнили чашу терпения польских перевозчиков. В соответствии с нововведениями, занять место в очереди на оформление могли только автомобили, уже находящиеся в Украине. На практике это означало, что для осуществления перевозки, занимающей два дня, польский грузовик должен был провести в Украине до двух недель в ожидании своей очереди на парковке.
Пути решения
Протест перевозчиков пока не привел к ухудшению отношений между Польшей и Украиной. Польское правительство отстранилось от протеста , хотя некоторые политики партии «Право и Справедливость», находившейся у власти с 2015 года, публично выразили поддержку его участникам. Но ситуация непростая и осложняется она тем, что в течение ближайших недель в Польше произойдет смена правительства.
Прошедшие в октябре парламентские выборы выиграла оппозиция. Однако , какой будет стратегия нового правительства в области экономических отношений с Украиной, — неизвестно. Более того, до момента смены власти трудно ожидать, что польское правительство будет заинтересовано в окончании конфликта. Это подтверждает и встреча, состоявшаяся 9 ноября в администрации Люблинского воеводства с участием представителей министерств двух государств, а также представителей протестующих польских компаний. Конфликт так и не был урегулирован, более того — польская сторона заявила, что усилит протесты и стянет к границе еще больше техники. Украинское Министерство инфраструктуры подчеркнуло:
Наша позиция однозначна: блокировка границы вредит интересам обеих стран и создает риск для деятельности инициативы «Пути солидарности».
Со стороны польского ведомства никаких заявлений не последовало. Масла в огонь подлили слова украинского посла в Варшаве Васыля Зварыча о том , что своими действиями протестующие поддерживают российских террористов.
Мы призываем польских протестующих прекратить блокировать границы и прибегнуть к другому способу отстаивать свои права , который не будет препятствовать трансграничному движению. В условиях войны такие методы работают лишь на пользу нашего общего врага, российских террористов, и наносят ущерб интересам не только Украины, но также Польши и всей Европы.
10 ноября Васыль Зварыч встретился с участниками протеста и с украинскими водителями.
Все усилия мы сейчас направляем на то , чтобы остановить протесты и снять ограничения на движение грузового автотранспорта. Граница должна быть неприкосновенной во всех отношениях, она должна не разделять, а объединять наши дружественные страны — Украину и Польшу.
Польско-украинская экономическая палата обратилась с призывом снять блокировку границы. Однако представители польских перевозчиков непреклонны.
Проблема заключается в том , что протесты препятствуют доставке грузов в Украину, которая противостоит российскому вторжению. На данный момент сложно определить, насколько велик будет ущерб, нанесенный украинской экономике. Очевидно, однако, что последствия могут оказаться серьезными: как сообщают украинские СМИ, в очередях, образовавшихся с началом блокировки границы, стоят почти исключительно грузовики, зарегистрированные в Украине.
Украинская сторона также подчеркивает , что поляки протестуют потому, что не хотят потерять ведущее положение на европейском транспортном рынке. «Именно польские перевозчики держат европейский рынок», — заявил в интервью украинскому Forbes замминистра развития общин, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач.
С этим утверждением польские перевозчики как раз согласны. Они считают , что потеря ими ведущей позиции на рынке приведет к банкротству компаний и увольнениям работников. Украинская сторона отмечает, что из-за войны и блокады морского сообщения сухопутные перевозки остаются единственным шансом для поддержания экономики страны. В то же время, и поляки, и украинцы не слишком заинтересованы в достижении компромисса. Не способствует разрешению конфликта и нейтральная позиция польского правительства.
А между тем очередь на границе растет с каждым часом.
Перевод Сергея Лукина