Люди

Рома на польских землях. История до и после Параимоса

Марек Ишток
Представители рома. Источник: личный архив автора

Представители рома. Источник: личный архив автора

Об одной из самых маргинализированных этнических групп.

В X веке рома покинули индийский субконтинент — так началась их миграция , растянувшаяся на много веков. В Польшу рома прибыли в начале XV столетия: первое письменное упоминание о них датируется 1401 годом, когда в списках краковских горожан появляется информация о жителе ромского происхождения.

Ситуация рома на польских землях выглядела намного лучше , чем в других европейских странах, где их притесняли и преследовали. Несмотря на то, что с середины XVI века против них вводились законодательные ограничения (первое было принято во время правления Сигизмунда Августа в 1557 году), они не применялись на практике и у них не было реальной силы.

В середине XVII века решением королевской канцелярии была создана должность ромского начальника , который, пользуясь данными ему полномочиями, возглавлял ромское сообщество. Вслед за польскими королями магнаты (Сангушки и Радзивиллы, которые не считали рома преступниками и бродягами, а скорее видели в них пользу) назначали особых ромских правителей и наделяли их охранными грамотами по образцу королевских.

Представители рома. Источник: личный архив автора

С середины XVII века польские короли ставили цыганскими правителями только представителей польской шляхты , за исключением 1652 года, когда первым задокументированным ромским главой стал Матиаш Королевич, главным образом за «многочисленные военные и личные заслуги» перед королем.

В круг обязанностей «цыганских королей» входили надзор за рома , наказание и сбор с них дани, но также — защита интересов ромского сообщества, с чем «короли» справлялись плохо.

Магнаты Радзивиллы назначали своих «цыганских королей» , власть которых распространялась на рома, живших на землях княжеского рода. В 1778 году виленский воевода Кароль Станислав Радзивилл назначил ромским главой мирского мещанина Яна Марцинкевича. Марцинкевич возглавлял рома в Мире Мир — поселок городского типа на реке Миранка в Гродненской области Беларуси. в течение 12 лет. Правил , судил, а также заведовал «Сморгонской медвежьей академией». Шуточное название школы дрессировки медведей, основанной в XVII веке князьями Радзивиллами в Сморгони (в настоящее время город в Гродненской области Беларуси).

«Медвежья академия»

Так называемая академия «воспитывала» молодых медведей , которых под ее опеку отдавали магнатские и другие шляхетские семьи. В Литве даже существовала неписанная традиция: при каждом дворе обязательно должен быть хотя бы один дрессированный, выучившийся танцевать медведь. Обладание таким «образованным» зверем считалось признаком хорошего вкуса и повышало престиж владельца. В академию принимались только самцы.

«Медвежья академия». Источник: национальный архив Румынии

Методы ромских дрессировщиков едва ли можно назвать гуманными: животных заставляли слушаться , прижигая передние лапы или ударяя дубовой палкой.

Обучение продолжалось шесть лет. Все это время владельцы покрывали расходы на содержание питомцев. К каждому медведю был приставлен ромский гувернер.

Евстафий Тышкевич , из книги «Зарисовки домашнего быта в Литве», 1865

Обучение велось так , чтобы изысканные манеры воспитанников формировались с самых младых лет, в будущем дав плоды в виде галантности, изящного танца и мягкости поведения, так необходимых каждому воспитанному существу, чья судьба — покинуть домашний очаг и блистать в высшем свете.

Выпускники академии блистали на балах и пирах в магнатских владениях не только в Речи Посполитой , но и в других странах тогдашней Европы.

После смерти Кароля Радзивилла , щедро жертвовавшего на академию, для школы наступили тяжелые времена. «Мохнатым студентам» вместе с их дрессировщиками пришлось отправиться на гастроли по городам и шляхетским дворам , демонстрируя различные фокусы, зарабатывать деньги, значительный процент из которых, разумеется, оседал в кассе Сморгонской академии.

Из-за разделов Речи Посполитой и постепенного разорения магнатских дворов постепенно приходила в упадок и Сморгонская академия. Во время Ноябрьского восстания 1830–1831 годов ее закрыли , однако рома с медведями не исчезли из пейзажа польских сел и городов. Их услуги продолжали пользоваться большим спросом.

Разделы Польши и межвоенное двадцатилетие

Положение рома на польских землях ухудшилось в середине XIX века. В то время во всех частях разделенной между Австрией , Россией и Пруссией Польши власти ужесточили свою политику в отношении рома. Они оказались под постоянным контролем, полиция все чаще преследовала их и арестовывала — из-за кочевого образа жизни. Разумеется, это привело к враждебному отношению рома к государственным институциям, которые ассоциировались у них с несправедливостью и гонениями, поэтому ромское сообщество все больше замыкалось в собственном мире. Эта тенденция сохранилась и в независимой Польше.

Тогдашние польские власти не вели статистику ромского населения , но, по оценкам, во Второй Речи Посполитой жило от 30 до 50 тысяч рома.

Власти независимой Польши были не слишком лояльны к рома что проявлялось , среди прочего, в многочисленных проверочных акциях, которые проводила полиция. Сам их внешний вид становился предлогом для задержаний и допросов.

Пресса часто публиковала статьи , представляющие рома в неприглядном виде, что укрепляло стереотипы и предрассудки в отношении их сообщества. Неудивительно, что многие компании отказывались брать рома на работу. Кроме того, в деревнях и небольших городах постоянно возникали конфликты между местными жителями и рома.

В 1918–1939 годах , однако, произошло и много положительных изменений: был создан Союз рома, который интегрировал ромское сообщество, отвечал за различные образовательные инициативы, организовывал музыкальные ансамбли и театральные коллективы, популяризировавшие ромскую культуру. В деревнях и небольших городках именно к рома обращались как к искусным кузнецам и умелым слесарям, покупали у них разнообразные товары, которые они предлагали, ходя от дома к дому. Рома также служили в польской армии, в том числе в самом элитном подразделении уланов.

К рома , хотя те и оставались нежелательным «элементом», относились терпимо. Они жили обособленно, в закрытых анклавах, поддерживая кочевой образ жизни. Все изменилось в 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты.

Геноцид рома

В 1930-е годы в Германии уже существовала многовековая традиция антиромского законодательства. Преследовать рома начали , еще когда их первые группы прибыли на немецкоязычные земли — их считали чужаками.

Рома , которые вели кочевой образ жизни и не имели постоянной работы, невозможно было включить в налоговый реестр. Они нарушали ганзейские законы Ганза — уния свободных немецких городов во главе с Любеком и торговых гильдий, которая поддерживала и защищала торговлю от феодалов и пиратов в Северной Европе в XIV-XVII веках. , за что их часто сурово карали. Кроме того, рома обвиняли в шпионаже в пользу мусульман, которых, правда, в то время мало кто встречал, но о них ходили страшные слухи. Смуглая кожа, непонятные обычаи и поведение, странная одежда, не включенность в христианскую культуру еще более утверждали оседлые общества тогдашней Европы в предубеждениях и отрицательных стереотипах по отношению к рома.

Начиная с XIX столетия ученые в Германии и других европейских странах писали о рома и евреях как о людях «низшей категории» , часто наделяя их эпитетом «позорного пятна на человечестве».

Такого рода убеждения кристаллизовались в откровенно расистские настроения и взгляды. Например , в Германии ужесточались дискриминационные законы, касавшиеся рома, там прошла конференция «Цыганский сброд», задерживались кочующие цыганские таборы.

В 1920–1930-х годах действовало Центральное немецкое бюро по борьбе с цыганами: чтобы обеспечить «гражданскую безопасность» , всех представителей ромской национальности регистрировали в полицейских картотеках. Рома и евреев считали гражданами второго сорта.

Окончательное решение еврейского и ромского вопроса ускорила оккупация Польши , ставшей самой массовой могилой для еврейского и ромского народов. Доктор Ветцель и доктор Хехт, статистики будущих жертв, писали 5 ноября 1939 года о 100 тысячах рома и других «низших» народов, подлежащих депортации на территорию Польши.

27 сентября 1939 года на совещании Главного управления имперской безопасности , в частности, было вынесено решение о депортации 30 тысяч рома с территории рейха в оккупированную Польшу, чтобы потом уничтожить их в лагерях смерти Кульмхоф (в Хелмно) и Аушвиц (в Освенциме). Решение не замедлили исполнить.

Асперг , Депортация синти и рома. Источник: Федеральный архив Германии

Гетто , концлагеря и братские могилы

На совещании высокопоставленных функционеров Третьего рейха в Праге было решено , что наиболее подходящее место для депортации рома — это Лодзь. С 9 по 11 ноября 1941 года туда было отправлено пять поездов с рома (в основном из Варшавы и окрестностей), в каждом — по тысяче человек. Тогда же нацисты депортировали в Лодзь 20 тысяч евреев из Германии, Австрии, Чехословакии и Люксембурга.

Среди 5 тысяч депортированных рома было 2 689 детей. Они стали первыми жертвами-рома в Лодзинском гетто — из-за нечеловеческих условий содержания там свирепствовали инфекционные заболевания , в основном тиф, от которого гибли и дети, и взрослые. В первые несколько месяцев в Лодзинском гетто умерло более 600 рома, еще многих, в том числе детей, повесили или задушили.

В январе 1942 года большинство рома из Лодзинского гетто (но также из других регионов оккупированной Польши) депортировали группами по 200-300 человек в лагерь смерти Кульмхоф , где их уничтожили.

После директивы Рейнхарда Гейдриха , одного из главных архитекторов плана «окончательного решения ромского вопроса», о необходимости уничтожать «всех евреев, цыган и психически больных», Генрих Гиммлер приказал депортировать в Аушвиц-Биркенау всех рома, которые еще оставались на оккупированных территориях.

В конце 1942 — начале 1943 годов в Аушвиц был построен отдельный так называемый цыганский лагерь , куда уже в феврале 1943-го прибыл первый эшелон с рома. В общей сложности в Аушвиц было депортировано около 23 тысяч рома, граждан почти всех европейских стран.

Обязанности врача «цыганского лагеря» выполнял доктор Йозеф Менгеле , который проводил на узниках, в том числе на детях, жестокие медицинские эксперименты. Нацистские врачи проводили опыты над ромскими узниками и в других лагерях: Равенсбрюк , Нацвейлер-Штрутгоф и Заксенхаузен.

Из 23 тысяч депортированных в Аушвиц рома 21 тысяча была убита в газовых камерах или умерла от инфекционных заболеваний , голода, холода, рабского труда.

Кога в июне 1941 года Германия напала на Советский Союз , в тылу немецких войск шли специальные подразделения СС, так называемые айнзацгруппы — карательные отряды. Их путь обозначен массовыми казнями, изнасилованиями, поджогами, пытками. На территориях Литвы, Латвии, Украины и других стран находится множество безымянных братских могил, где вместе лежат останки зверски убитых евреев и рома.

Братская могила. Источник: личный архив автора

Судьба рома в оккупированных странах зависела от местных условий и обстоятельств. Как правило , нацисты интернировали рома, а затем депортировали их в Германию или Польшу, где принуждали их работать или убивали. Многих рома из Польши, Нидерландов, Венгрии, Италии, Югославии и Албании расстреляли или переместили в концентрационные лагеря, где впоследствии уничтожили.

Параимос на языке цифр

Трудно определить , сколько рома было убито во время геноцида (сами рома называют его Параи́мос, что означает «поглощать» или «ликвидировать»). Проблема, прежде всего, состоит в том, что в довоенной Европе не велась статистика численности ромского населения. Кроме того, значительная часть нацистской документации до сих пор до конца не изучена, и имена многих убийц и мучителей не названы.

Рома массово убивали в лесах и безымянных местах во время их кочеваний. Установить места этих массовых преступлений спустя более 60 лет после их совершения практически невозможно.

По приблизительным оценкам , во время Второй мировой войны погибло около полумиллиона рома.

После окончания войны никто не выступил в защиту ромских жертв перед Нюрнбергским трибуналом. Рома как нации не было выплачено никаких компенсаций. Правда , было несколько случаев индивидуальных репараций, но и их выплатили только спустя десятилетия.

Рома в ПНР

Когда после войны к власти в Польше пришли коммунисты , они начали процесс насильственной ассимиляции рома — их в стране тогда насчитывалось около 15 тысяч — поскольку культурные и этнические отличия ромского сообщества подрывали коммунистическую пропаганду, утверждающую, что Польская Народная Республика — этнически однородная страна, где живут исключительно поляки.

С каждым годом аппаратчики , спецслужбы, милиция и прокуратура оказывали все большее давление, добиваясь принудительного расселения кочующих ромских групп.

Кульминацией стал 1964 год , когда милиция провела очередную акцию по регистрации и контролю таборов. Кочующих цыган «поощряли» к оседлости, угрожая санкциями в случае отказа.

Передвигающихся на повозках рома карали по законам о публичных собраниях (незаконное пребывание большого количества людей в одном месте) , о борьбе с инфекционными заболеваниями (пренебрежение обязанностью делать прививки), о противопожарной безопасности (разжигание костров в лесу, отсутствие противопожарных средств) и об обязательном образовании (детей не отдавали в школы).

Строгий контроль за соблюдением этих законов , штрафы и аресты, ускоренные судебные процессы — все это привело к тому, что к середине 1970-х годов ромские таборы перестали кочевать.

Независимая Польша

С началом политическо-экономических преобразований 1989 года для рома , особенно для оседлой группы бергитка рома, начались тяжелые времена. Крупные промышленные предприятия закрывались или сокращали штат сотрудников и первыми, кто подпадал под увольнения, были рома. Таким образом ромское сообщество столкнулось с массовой безработицей, их материальное положение резко ухудшилось. Одновременно в польском обществе усилились антиромские настроения, иногда доходило до беспорядков (как, например, в городке Млава в 1991 году). Многие рома эмигрировали на запад, в основном в Великобританию, Германию и Швецию.

Между тем , в независимой Польше, как и в других странах Центральной и Восточной Европы , на смену коммунистической политики ассимилирования и аккультурации пришла политика интеграции и диалога. Государство всячески содействовало (в том числе законодательно) тому, чтобы рома стали полноправными членами гражданского общества, сохранив при этом культурную и этническую самобытность. Можно ли процесс интеграции рома назвать успешным? Увы, нет.

Рома до сих пор сталкиваются с дискриминацией , расизмом и ксенофобией, маргинализацией на рынке труда (работодатели относятся к рома хуже), в системе образования, они испытывают проблемы с доступом к жилищному фонду и медицинскому обслуживанию.

И все же в этой сфере есть значительный прогресс. Так , все больше ромских детей ходят школу, все больше взрослых рома получают среднее и высшее образование.

В Польше создано множество организаций , учреждений и ассоциаций, работающих в интересах ромской общины. Самое большая и наиболее активная — Союз рома Польши, основанный в 1992 году. Именно благодаря его усилиям Международным днем памяти о геноциде ромов и синти официально признано 2 августа — когда в 1944 году нацисты ликвидировали ромский лагерь в Аушвице-Биркенау. С февраля 2024 года в Освенциме работает Центр истории и культуры рома.

Кроме того , в Польше организуются разнообразные фестивали ромской культуры. Самый известный — международный фестиваль Romane Dyvesa, который проходит в городке Гожув-Велькопольский на западе Польши с 1989 года. Его основал известный ромский композитор и поэт Эдвард Дембицкий, в 1955 году создавший там же Ромский музыкальный театр Terno. Ежегодно в Цехоцинеке (Куявско-Поморское воеводство) проводится международный фестиваль «Ромское лето», а в Кракове — Дни ромской культуры.

Встреча с рома. Источник: личный архив автора

Ромское сообщество сегодня

Ромское сообщество в Польше — довольно неоднородное. С 70-х годов XIX века оно делится на четыре группы: кэлдэрары (котляры) , ловари (торговцы лошадьми), польска рома и бергитка рома, прибывшие на польские земли из Румынии, Венгрии, Трансильвании, Германии и Австро-Венгрии.

Такое разделение рома сохраняется до сих пор и связано оно не только с исторической традицией , но прежде всего с различным отношением к ромским обычаям и неписаным кодексом поведения.

Благодаря европейской интеграции и включению стран Центральной и Восточной Европы в структуры ЕС рома стали крупнейшим национальным меньшинством Европы. По данным переписи населения , проведенной в Польше в 2021 году, около 13,3 тысячи польских граждан заявляют о своей принадлежности к рома (в 2011 году их было 16,7 тысячи).

Новое поколение , однако, выросшее в иной социально-культурной реальности, чем их родители, бабушки и дедушки, все больше отдаляется от ромской традиции, культуры и языка. Огромную роль в этом играют интернет и социальные сети — основной способ их коммуникации с миром.

Среди молодых рома преобладает более либеральное отношение к правилам и запретам , укоренившимся в ромской культуре, они более открыты миру и не хотят жить в изоляции. Новым явлением среди рома стала эмансипация женщин, которые все чаще вместо традиционной роли матери и жены, хранительницы семейного очага, выбирают образование, профессиональное развитие, личную и материальную независимость, отказываясь от патерналистской модели ромской семьи.

Молодые ромки успешно строят карьеру , пробиваясь в мейнстрим. Успешным примером могут служить Малгожата Мирга-Тас, художница, скульптор, активистка и лауреат премии Paszport Polityki Премия, учрежденная в 1993 году журналом Polityka. Присуждается в семи номинациях: книга, кино, театр, классическая музыка, изобразительное искусство и эстрада, а с 2016 года — цифровая культура. , или Вики Габор, победительница конкурса «Детское Евровидение — 2019».

Материальный прогресс , развитие образования, и как следствие более высокая степень вовлеченности в общественную и социальную жизнь — явление безусловно положительное. Однако, возникают опасения, что процесс отчуждения от ромской культуры будет усиливаться. С ростом материального благосостояния, интеграции и образования молодое поколение будет в гораздо большей степени формироваться под влиянием культурных моделей общества большинства.

Поэтому для рома , народа без государства, без земли, все последнее тысячелетие проведшего в скитаниях, так важно сохранить свои культуру и язык, на которых основана их идентичность.

Перевод Полины Козеренко

10 октября 2024