Cупермаркет в Гданьске. Фото: Мирослав Песляк / Forum

Cупермаркет в Гданьске. Фото: Мирослав Песляк / Forum

Цена коронавируса. Что будет с польским рынком продуктов питания

Идеи

Хотя дефицит продуктов, уверяют польские власти, стране не грозит, пандемия и решительные меры против нее, несомненно, нанесут серьезный удар по экономике страны, в том числе по продовольственной отрасли. Какого рода проблемы предсказывают специалисты?

В период пандемии для Польши, конечно, ключевой является ситуация со здоровьем жителей страны, но важно также и то, как вирус повлияет на экономику, в частности — на рынок продовольствия. Многие поляки опасаются, что опустеют полки магазинов: мы видим массовые закупки с целью создания запасов на случай дефицита. Однако эксперты успокаивают — продуктов, несомненно, хватит. Польские фирмы, производящие продукты питания, молоко, напитки, чистящие средства и гигиенические товары, действуют эффективно. Угрозы сбоев производства, а также поставок продуктов на польский рынок нет, заверили представители торговой и логистической отраслей во время пресс-конференции в Министерстве развития.

Польша — один из крупнейших производителей продуктов питания в Европе. Предприятия в состоянии производить и поставлять все нужные нам товары. Ситуация стабильна, — подчеркнула министр развития Ядвига Эмилевич. Как она отметила, поставки осуществляются своевременно. – Мы также не собираемся закрывать магазины, поэтому я призываю к потребительскому благоразумию, — говорила глава министерства.

Министр финансов Тадеуш Косцинский утверждает, что с государственными финансами все очень хорошо, а банковский сектор работает нормально. Ситуацию постоянно анализируют, чтобы при необходимости отреагировать оперативно.

И все же, очевидно, во многих отраслях положение сейчас невероятно сложное.

Один из рисков для экономики в целом состоит в потенциальной большой панике на валютном рынке и возможном ослаблении злотого, что привело бы к усилению инфляции. Нужно подготовиться к трудным временам.

Кроме того, многие организации, в том числе в продовольственной отрасли, терпят убытки в связи с предписанным карантином. Увеличились продажи торговых сетей, однако замерли поставки в рестораны. Заказы из гостинично-ресторанного сектора упали на 80%. Это сильный финансовый удар. Товары, которые вдруг потеряют прежние точки сбыта, просто окажутся на розничном рынке — конечно же, с потерями для фирм. Огромные убытки подсчитывают и сами рестораторы. 13 марта премьер Матеуш Моравецкий сообщил об их закрытии из-за эпидемии коронавируса. Общепит может только продавать еду и напитки только на вынос.

Мы несем гигантские убытки. Ведь, если говорить о финансах, у большинства рестораторов нет огромных резервов. Мы инвестируем наличность, оборачиваем ее. Бизнес стои́т, а нам приходится вносить арендную плату, налоги, платить работникам. На заработную плату мне нужно в среднем около 70 тысяч злотых, плюс соответствующая оплата социального стпахования, а еще электроэнергия, налоги, аренда и прочие расходы. Откуда мне взять такие деньги без оборота? Сейчас я хлопочу о кредите, чтобы суметь обеспечить жизнь моих людей в нынешней ситуации. Мы чувствуем ответственность за здоровье сотрудников и посетителей. Как только минует опасность, мы хотим просто вернуться к жизни. Не знаю, честно говоря, чем все это кончится для рестораторов. Мы предоставлены сами себе. Думаю, что многие рестораны не переживут ближайших месяцев, по крайней мере, те, что держат сотрудников в штате, находятся в гигантском минусе, – горько подытоживает Ярослав Усцинский, владелец известного варшавского ресторана Moonsfera.

Потери подсчитывает также польский выставочный сектор и все, кто с ним связан. Убытки фирм, связанных с выставками-ярмарками, в частности, производителей стендов, могут достичь 500 млн злотых и выше. Из-за коронавируса в стране перенесено либо аннулировано уже несколько сотен мероприятий; кроме того, отменено более двухсот ярмарок в других странах Европы, стенды для которых делали польские фирмы. Эти компании, а их в Польше около пяти тысяч, теперь оказались в катастрофической ситуации и считают убытки.

Затраты на организацию такого крупного мероприятия, как наша ярмарка, начинают накапливаются более чем за год до ее начала — взять хотя бы расходы, связанные с арендой зала, затраты на персонал, а также на продвижение и информационную кампанию, которая продолжается много месяцев. Дополнительные расходы на печать приглашений и их рассылку за шесть недель до ярмарки — все это уже было сделано, и этих денег мы уже не вернем. В этих трудных для всех нас обстоятельствах важнее всего диалог и совместный поиск решений, которые помогут нам всем минимизировать потери. Парадоксально, но каждая такая ситуация — это очередной экзамен: гражданский, деловой и государственный, — говорит Агнешка Шпадерская, директор ярмарки продуктов питания WorldFood Poland. Это ежегодное мероприятие, на котором представлено свыше 400 фирм, должно было пройти в апреле, но теперь перенесено на июнь.

Польские производственные компании также стоят перед лицом стремительно меняющейся рыночной ситуации. Предприятия пищевой промышленности усилили меры предосторожности в связи с необходимостью соответствовать общим требованиям Всемирной организации здравоохранения в вопросах соответствующей подготовки рабочего места, в частности, обеспечения сотрудникам доступа к местам, где они могут вымыть руки, снабжения фирм средствами дезинфекции, а также инструкциями по правильному мытью рук. Фирмы также пропагандируют рекомендации относительно правильной гигиены: кашлять в рукав, использовать закрывающиеся корзины для мусора и т.п.

Многие люди не могут работать из-за предписанного карантина или необходимости сидеть с детьми, пока закрыты школы и детские сады. Поэтому министр развития обратилась ко всем работающим, которые здоровы и кому есть с кем оставить детей, с просьбой продолжать работать. Для пищевой отрасли проблема непрерывности производства и поставок стоит особенно остро, ведь в продуктовом секторе, в отличие от многих других, сотрудники не могут работать удаленно.

Прежде всего мы боимся нехватки кадров. Ведь на многих производственных линиях работают женщины, а раз школы и детские сады закрыты, кому-то приходится оставаться дома с детьми. В случае же заражения нужно будет вводить карантин, что выльется в убытки и простои на предприятиях, — подчеркивает Анджей Гантнер, гендиректор Польской Федерации производителей продовольствия.

Еще слишком рано делать выводы относительно влияния эпидемии на потребление, но уже можно наблюдать некоторые тенденции. Возник «эффект накопления запасов», в связи с которым был отмечен рост продаж продуктов длительного хранения, а также лука и картофеля. Продажа риса в Польше выросла более чем на 90 %, макарон — более чем на 70 %. В некоторых регионах введены изменения, касающиеся функционирования супермаркетов. Рекомендуется, в частности, закрывать магазины в выходные, соблюдать расстояние между покупателями либо просто уменьшать частоту закупок. Эти изменения потенциально могут повлиять на ход торговли. По мере увеличения числа регионов, охваченных ограничениями, в будущем может вырасти количество людей с измененными покупательскими привычками. Происходит также смещение в сторону онлайн-покупок.

Сейчас многие потребители задают себе вопросы о том, как нынешняя ситуация повлияет на цены продуктов питания.

Это трудно предсказать. Экспорт в Италию практически остановлен, вскоре последовать примеру Италии могут и другие страны. Это означало бы отсутствие движения товаров. А ведь более 30 % нашей продукции отправляется за границу, поэтому если экспорт остановится, на нашем рынке появится много продуктов питания, и тогда цены могут стать ниже нынешних. Однако при нехватке некоторых товаров цены в отдельных случаях могут вырасти. Ситуация очень динамична. На то, что происходит на польском рынке, будет, конечно, влиять ситуация на других рынках и в остальных странах. Проблемой становится и получение упаковочных материалов для производителей овощей и фруктов, поступающих из Китая, а это большие объемы. При отсутствии упаковки предприятия не смогут продать товар, – рассуждает Анджей Гантнер.

Спокойнее реагируют на ситуацию польские производители мяса, у которых уже есть опыт в борьбе с вирусами. Африканская чума свиней и новые очаги птичьего гриппа вынудили хозяйства применять дополнительные меры предосторожности и гигиены, чтобы предотвратить распространение болезней, переносчиком которых может быть и человек. Теперь это приносит выгоды, о которых прежде даже не думали. Опасения, однако, есть.

Если будет затруднен экспорт, то на польском рынке многие товары могут испортиться, потому что некоторых продуктов станет слишком много. Сколько, к примеру, кур могут съесть поляки? Все это может отразиться и на ценах, а также на нас, крестьянах, — опасается Марцин Ковис, животновод из Великопольши.

Убытков боятся польские экспортеры. Известно, что могут возникнуть проблемы во внутренней торговле Европейского союза. Сектор все еще находится в стабильной ситуации, однако появляются первые проблемы, в том числе – нехватка водителей и персонала в транспортных компаниях на территориях, затронутых COVID-19. Это может привести к нехватке овощей и фруктов в этих регионах. Поэтому необходимо будет внедрить чрезвычайный режим поставок. В Польше также существует опасение, что цепочка поставок прервется.

Меры предосторожности, которые принимают отдельные страны, вызывают и первые проблемы с соблюдением графика перевозок. Это особенно важно в случае скоропортящихся продуктов, поэтому для экспортеров овощей и фруктов могут быть опасными любые сообщения о дополнительных мерах пограничного контроля в шенгенской зоне, поскольку это может привести к значительным сбоям во внутренней торговле. Первый пример затруднений такого рода — блокада в Италии.

В ближайшее время ключевое значение для рынка овощей и фруктов будет иметь способность международных операторов видоизменять контракты и перенаправлять продукты на разные рынки в зависимости от их открытости.

Из-за замедления работы китайских портов и задержки части товаров в рефрижераторах и на складах, мировой проблемой становится доступность контейнеров. Первые последствия уже наблюдаются в Латинской Америке, где нехватка контейнеров может привести к замедлению экспорта фруктов на мировой рынок, в том числе в Европу.

Многие логистические операторы сообщают, что в ряде стран усилился санитарно-гигиенический контроль. Более того, не исключено, что, несмотря на успокаивающие заявления, сделанные Европейским агентством по безопасности продуктов (EFSA) и научно-исследовательскими институтами, клиенты будут требовать от своих поставщиков новые дополнительные сертификаты либо подтверждения. EFSA поддерживает шаги итальянского правительства, удерживающие покупателей от подачи заявлений о дополнительной сертификации вследствие глобальной вспышки коронавируса. Одновременно организация обращается к властям как отдельных стран, так и ЕС, с просьбой отслеживать распространение такого рода дополнительных мер.

«Несмотря на то, что коронавирус может оставаться на поверхностях в течение нескольких часов или даже нескольких дней (в зависимости от типа поверхности), весьма маловероятно, чтобы вирус сохранился на поверхности при переноске, перевозке и воздействии температурных изменений», — подчеркивается в докладе представителей EFSA. Таким образом, риск минимален, но все же производители фруктов должны по-прежнему сосредотачивать свои усилия на поддержании высочайшего уровня гигиены и безопасности продуктов.

Негативные результаты вспышки эпидемии для фруктово-овощного сектора уже отмечены в Китае. Для производителей европейских овощей и фруктов, а также иных поставщиков, это несет ряд последствий, объясняемых параличом деятельности и замедлением экономики. Возникают проблемы с экспортом в Китай. Основные категории в экспорте фруктов из Европейского Союза — цитрусовые и киви, а также яблоки и груши — столкнулись с первыми трудностями. В настоящее время возобновление крупных поставок в Китай все еще не прогнозируется. Поэтому экспортерам из Евросоюза приходится ожидать серьезных препятствий на тамошнем рынке. В принципе, торговля между Поднебесной и ЕС сейчас возможна, поскольку существующее положение не было объявлено на уровне Евросоюза обстоятельством непреодолимой силы, и оценка угрозы остается в компетенции отдельных стран-членов ЕС. В то же время, лицензия Польши на экспорт в Китай истекает уже в мае этого года, а в существующих условиях выполнить строгие условия Пекина едва ли будет возможно. Появляются и проблемы с импортом из Китая.

На опасную ситуацию указывают и представители отрасли переработки отходов, ключевого звена в обеспечении санитарно-эпидемиологической безопасности Польши и ее граждан. В связи с объявленной пандемией они в специальном письме президенту Польши Анджею Дуде указывают на риск заражения коронавирусом, в том числе сотрудников отрасли, через мусор (например, выброшенные носовые платки или другие вещи зараженных), что, в свою очередь, может привести к кадровому кризису в этой сфере и нарушению нормального функционирования системы переработки отходов. Специалисты призвали предпринять срочные законодательные меры, способные предотвратить трагические и труднопреодолимые последствия. Они предлагают рассматривать переработку отходов в качестве одного из приоритетов санитарно-эпидемиологической безопасности страны.

Перевод Владимира Окуня

Мария Сикорская profile picture

Мария Сикорская

Все тексты автора

Читайте также