Места

Храм, которого нет. История варшавской Большой синагоги

Проекция изображения Большой синагоги на фасад «Голубого небоскреба». Фото: Войцех Крыньский / Forum

Проекция изображения Большой синагоги на фасад «Голубого небоскреба». Фото: Войцех Крыньский / Forum

Большой синагоги нет уже более 80 лет. Храм взорвали немцы в 1943 году после подавления восстания в Варшавском гетто. Сегодня на ее месте возвышается «Голубой небоскреб», строившийся почти 30 лет. Многие варшавяне по сей день считают, что работы велись так долго из-за проклятия, наложенного на это место.

Строительство Большой синагоги

«Толстая Каська» , на заднем плане — Большая синагога. Источник: Национальный цифровой архив Польши

«Голубой небоскреб» (Błękitny Wieżowiec) находится на Банковской площади , однако до Второй мировой войны планировка уличной сети в этом месте была совершенно иной. Несуществующая ныне синагога стояла на маленькой площади Тломацкое , в наши дни забытой, отсюда ее другое название — Синагога на Тломацком. Сегодня единственное, что напоминает о площади — это колодец, прозванный «Толстой Каськой» (Gruba Kaśka), который находился почти напротив входа в Большую синагогу.

Синагога была построена в 1870-х годах и относилась к традиции реформированного иудаизма. Его последователи отождествляли себя с народом , среди представителей которого жили. Они хотели быть поляками, исповедующими еврейскую религию, а построенные ими синагоги напоминали католические костелы. Новое здание, возведенное реформистской еврейской общиной, должно было отразить растущую значимость зародившегося в конце XIX века религиозного течения. Поэтому необходимо было, чтобы архитектура синагоги была запоминающейся, и чтобы стояла она в лучшем районе города.

Здание спроектировал Леандро Маркони , сын Генрика, итальянца, который прибыл на польские земли делать карьеру архитектора. Он достиг большого успеха, и в работах Леандро отчетливо прослеживается влияние итальянской архитектурной традиции, которую привил Варшаве его отец.

Синагога была спроектирована в неоклассическом стиле , популярном в то время, однако новаторском для архитектуры еврейских молитвенных домов. Вход в здание предварял четырехколонный портик, который придавал постройке монументальный вид. Большая синагога была гордостью реформистской еврейской общины и не уступала по масштабам и убранству строившимся в Варшаве костелам. Поначалу, впрочем, здание пустовало, поскольку большинство варшавских евреев исповедовали ортодоксальный иудаизм, то есть наиболее традиционный. Они не допускали, чтобы в Большой синагоге звучал орган, а проповеди произносились на польском языке. Однако со временем еврейское население Варшавы либерализировалось, и здание постепенно начало заполняться. В конце 1920-х — начале 1930-х годов рядом с синагогой было построено здание Главной иудаистской библиотеки. На церемонии открытия библиотеки выступил с речью раввин, профессор Мойше Шор, который, отмечая близость двух зданий, сказал: «Создан Храм знаний рядом с Храмом веры».

Главная иудаисткая библиотека. Источник: Национальный цифровой архив Польши

Вторая мировая

Вторая мировая война стала началом конца еврейской Варшавы. После победоносной сентябрьской кампании немцы преследовали польских евреев. В ноябре 1940 года еврейские жители столицы были заключены в гетто. Синагогу закрыли. И хотя последующее разрушение синагоги было связано с восстанием в Варшавском гетто , само здание находилось в стороне от так называемого остаточного гетто.Остаточное гетто существовало с сентября 1942 года по апрель 1943 года. Оно было образовано в результате сужения границ Варшавского гетто после Большой ликвидационной акции, в результате которой около 300 тысяч евреев были депортированы в лагеря смерти или погибли на месте. Остаточное гетто охватывало территорию между улицами Смоча, Генся, Бонифратерская, Мурановская, Покорна, Дзика, Щенслива и Парысовской площадью. С 1942 года Большая синагога служила складом. Здесь проводились аукционы мебели , награбленной у евреев.

В то время как практически вся территория гетто , охваченная восстанием, была буквально стерта немцами с лица земли, Большой синагоге не пришлось разделить трагическую судьбу бывшего еврейского квартала, благодаря своему местоположению. У здания был шанс пережить войну, но судьба распорядилась иначе.

19 апреля 1943 года , накануне еврейского праздника Песах, немцы вошли в гетто. Нацисты намеревались депортировать оставшихся в живых евреев в лагеря смерти. Но узники гетто не собирались сдаваться без боя. В закрытом квартале вспыхнуло восстание , поднятое людьми, которые теперь боролись лишь за право умереть с достоинством. Несмотря на то, что у них почти не осталось оружия и боеприпасов, они не собирались сдаваться. Борьба продолжалась почти месяц. Когда сопротивление практически прекратилось, немцы взялись за центральный храм.

16 мая 1943 года Большая синагога была разрушена в результате детонации заложенной в здание взрывчатки. Кнопку , вызвавшую взрыв, нажал Юрген Штроп, генерал СС и командир немецкой группировки, которой было поручено подавить восстание в Варшавском гетто. Преднамеренное разрушение синагоги, самого значительного здания еврейской общины города, было задумано как пропагандистский акт, означающий конец еврейского присутствия в Варшаве.

После войны многие варшавские памятники были восстановлены , но никто никогда не предложил реконструировать Большую синагогу. В результате тщательно спланированной немецкими саперами акции здание было практически полностью разрушено, буквально превратившись в груду обломков.

Еврейский исторический институт

Здание Главной иудаистской библиотеки , примыкающее к синагоге, несмотря на то, что оно было разрушено и частично сгорело, удалось восстановить. В нем разместился Еврейский исторический институт. Он начал документировать историю и уничтожение варшавских евреев, и эту задачу продолжает выполнять по сей день.

Сотрудники Еврейского исторического института хотели , чтобы на месте синагоги появился памятник или какой-либо другой символ памяти о еврейской Варшаве. Однако после прихода к власти Владислава Гомулки политическая обстановка не благоприятствовала подобным инициативам. На этом участке земли , так удобно расположенном, было решено построить эффектное высотное здание. Поначалу оно задумывалось как многоквартирный дом, но впоследствии проект изменили и высотка стала офисной. Решение о строительстве было принято в 1962 году, а работы начались в 1965-м. Вскоре, однако, стали появляться проблемы. Возникли сомнения в том, что здание спроектировано правильно, была назначена экспертиза, которая показала, что конструкцию здания необходимо укрепить или же снизить запланированную высоту. Исследования затянулись, а стройка застопорилась.

Работы возобновились только в середине 1970-х годов , тогда же был укреплен фундамент и начался монтаж стальной конструкции небоскреба. Однако строительство продвигалось медленно, и только в 1979 году каркас был облицован золотистыми панелями. Из-за их цвета варшавяне начали насмешливо называть здание «Золотым зубом социализма».

Строительство «Голубого небоскреба». Источник: Национальный цифровой архив Польши

1980-е годы характеризовались экономическим кризисом , который вновь приостановил возведение высотки. Только в 1988 году, в условиях меняющейся политической и рыночной ситуации, был подписан международный контракт на завершение строительства. За дело взялась югославская компания, которая заявила, что завершит работы, продолжавшиеся более 20 лет, за 22 месяца. В то же время было решено изменить внешний вид фасада, а золотые панели заменить зеркальными. Тогда же в прессе стали появляться сообщения о проклятии раввинов, якобы парализовавшем строительство на долгие годы. Только его снятие могло позволить завершить строительство.

«Голубой небоскреб»

Югославскую компанию проклятия не страшили , она строила на пределе своих возможностей. В декабре 1991 года, спустя почти три десятилетия после начала эпопеи, здание было сдано в эксплуатацию. Сперва его называли серебристым, но в итоге прижилось название «Голубой небоскреб», появившееся благодаря тому, что зеркальные панели на фасаде отражали небо.

«Голубой небоскреб». Фото: Адриан Грыцук

Около 200 квадратных метров помещений внутри здания было передано в пользование Еврейскому историческому институту. По мнению сторонников теории проклятия , это должно было стать компенсацией за снятие чар, что позволило завершить строительство. В действительности, таким образом было решено удовлетворить претензии Еврейской гмины на принадлежавший ей до войны участок земли, который занимала Большая синагога.

Помимо выставочных залов , перешедших к Еврейскому историческому институту, три этажа здания были переданы Еврейской гмине в Варшаве. Таким образом, несмотря на разрушение здания синагоги, можно говорить о непрерывности еврейской истории на этом месте. О синагоге напоминают различные культурные мероприятия. Некоторое время на бывшей площади Тломацкое стоял деревянный макет здания. С 2018 года Габи фон Зельтман проводит «Возвращение памяти о Большой синагоге» — в день начала восстания в Варшавском гетто художница проецирует изображение храма на стеклянный фасад «Голубого небоскреба» с помощью технологии 3D-маппинга. Это позволяет не забывать сложную историю не существующей ныне жемчужины еврейской архитектуры на польских землях.

Габи фон Зельтман

В начале я показывала зрителям анимированные изображения синагоги , вырастающей под звуки архивной записи молитвы на древнееврейском языке в исполнении кантора Большой синагоги. А в финале звучал голос еврейской поэтессы Ирены Клепфиш — рожденной в 1941 году в Варшавском гетто, а сейчас живущей в США, — и голос современной жительницы Варшавы, Паули Савицкой. Они читают отрывки из стихотворения Клепфиш «Посвящение башерт» («башерт» на идиш означает «неизбежное»). Я верю, что искусство обладает силой возвращать память, приносит надежду, вдохновляет и исцеляет. Этот проект дает синагоге вторую жизнь.

Перевод Ольги Чеховой

26 июля 2024